По учебной дисциплине «Основы философии»

Разделы раздел «А» раздел «Б» раздел «С» раздел «Д»
№ варианта

 
 
 

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании комиссии Зам. Директора по УР

«____»__________200__г. _________С.В. Поспелова

протокол №____председатель цикловой

комиссии_________Л.А. Лыжина

Перечень вопросов, выносимых на дифференцированный зачет

по дисциплине «Основы философии» для студентов ОЗО

1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

2. Мировоззрение и философия.

3. Основные категории и понятия философии.

4. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм – основные направления философии.

5. Специфика философского мировоззрения.

6. Функции философии, роль философии. Основные этапы генезиса философии.

7. Античная философия.

8.Философия античности: натурфилософский, классический и эллинистический периоды.

9.Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.

10.Философия Сократа, Платона, Аристотеля.

11.Философия Средних веков.

12.Предпосылки зарождения Средневековой философии. Основные черты и главные направления философии.

13.Философские учения Р.Бэкона, Д. Скота, У Оккама.

14.Философия эпохи Возрождения.

15.Основные направления философии эпохи Возрождения.

16.Философия Пико деллы Мирандоллы.

17.Философия Я Беме.

18. Философия Дж. Бруно.

19.Философия М. Монтень.

20. Философия эпохи Нового времени и Просвещения.

21. Тенденции развития философии эпохи Нового времени и Просвещения. 22.Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений Нового времени.

23.Философия Ж.Ж. Руссо

24.Философия Вольтера, Д. Дидро.

25.Философия Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы

26.Этапы развития Русской философии, ее школы и течения

27.Философия М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева.

28.Философия Славянофилов и западников.

29.Философия Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

30. Современная - западноевропейская философия.

31. Философия А. Шопенгауэра, С Кьеркегора, А. Бергсона.

32. Западная философия XX века.

33. Основные положения теории психоанализа.

34. Социально - исторические и духовные предпосылки экзистенциализма.

35. Светский и религиозный экзистенциализм.

36. Основные философские учения о бытии, основные понятия философской онтологии.

37. Законы диалектики, формы познания мира

38. Атрибутивные свойства материи.

39. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия

40. Философские и научные концепции о природе и структуре сознания.

41. Сущность теории отражения, генезис сознания.

42. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного.

43. Сущность процесса познания. Познание как философская проблема.

44.Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовка истины.

45. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Перечень вопросов и заданий
Уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 1, 3, 7, 11, 14, 17, 18, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43,45.  
Знать:  
- основные категории и понятия философии и мировоззрения в целом; 1, 2, 4,6,8,12,13,16,19, 20, 21, 22, 23, 24, 29, 33, 34, 38, 39, 42, 45.
- роль философии в жизни человека и общества; 14, 17, 18, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43,45, 1, 2, 4,6.
- основы философского учения о бытии; 3, 7, 11, 14, 17, 18, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 45.
- сущность процесса познания; 1, 3, 7, 11, 14, 17, 18, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 42, 43.
- основы научной, философской и религиозной картины мира; 1, 2, 3, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 19, 20, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 41, 45.  
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; 11, 14, 17, 18, 23, 27, 28, 32, 35, 38, 39, 40, 42,45.  
- о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 39, 40, 41, 42, 43,45, 17, 18, 23, 27, 28.

Комплексный дифференцированный зачет по дисциплинам «История» и «Основы философии» проводится в устной форме и представляет ответ на экзаменационный билет.

Критерии оценки:

Проведение экзаменов как основной формы проверки знаний студентов предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

  • степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;
  • глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;
  • диапазон знания философской литературы;
  • логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;
  • уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

  • глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретной дисциплины;
  • отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и терминологией соответствующей философской области;
  • знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;
  • умение выполнять предусмотренные программой задания;
  • логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

  • знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;
  • умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем программы;
  • знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;
  • умение выполнять предусмотренные программой задания;
  • в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

  • фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;
  • затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;
  • неполное знакомство с рекомендованной литературой;
  • частичные затруднения с выполнением предусмотренных программой заданий;
  • стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

  • незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;
  • неумении выполнять предусмотренные программой задания.

Наши рекомендации