Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие человека в обществе. Практика – основа, цель познания и критерий истинности, она исторична, т.е. носит общественный характер.
Новая концепция истории. Материалистическое понимание истории равно экономическому. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Таким образом, общественное бытие определяет общественное сознание.
Было выделено несколько ведущих типов организации общества – общественных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая, капиталистическая, свободная ассоциация свободных индивидов (социалистическая и коммунистическая). Основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства.
Выделены элементы структуры общества и его внутренней организации. К ним относятся классы, «гражданское общество», государство, законы.
Проблема человека. Дана новая постановка вопроса о природе и сущности человека. Ответить на вопрос, «что такое человек?» Маркс и Энгельс попытались, исходя из материалистического понимания истории, в контексте ответа на вопрос «что такое общество?» Они выделили три аспекта человеческой природы: биологическая организация; социальный аспект (человек формируется в обществе, в контексте материально-общественных отношений, он есть активное существо, сознательно изменяющее окружающую действительность); исторический аспект (с изменением общественно-экономических условий изменяется и форма человеческого бытия). Таким образом, природа и сущность человека – совокупность исторически изменяющихся общественных отношений.
Проблема отчуждения. По Марксу, человек в своем освоении мира не узнает себя самого, мир кажется ему чуждым, посторонним по отношению к нему, противостоит ему. Отчуждение означает восприятие мира и себя самого пассивно, в отрыве от субъекта и объекта.
Базисным для всякого отчуждения человека, считает Маркс, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (по принуждению), который рассматривается в системе отношений:
- отчуждение человека и общества от природы;
- отчуждение от рабочего продукта и результатов его труда;
- отчуждение от рабочего процесса и содержания труда;
- отчуждение от рабочего содержания личности или его родовой сущности (человек живет в природе, труд – лишь средство для поддержания собственной жизни);
- отчуждение в обществе человека от другого человека (конкуренция, соревнование, непонимание).
Процесс, обратный отчуждению, – присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности. Труд должен превратиться в средство саморазвития человека, в реализацию им своих лучших личностных сторон, в свободную деятельность. Универсальный человек, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой – коммунистический идеал Маркса. Марксу принадлежит идея преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического общества, открывающего подлинную историю человечества, свободную от антагонизмов между людьми и между человеком и природой.
Концепция диалектики. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачиванием» с головы на ноги: «Мой диалектический метод … не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Энгельс («Диалектика природы», «Анти-Дюринг») проанализировалл, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве. Дал классификацию форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная). Сегодня эти представления сохраняют свое методологическое значение, однако в связи с развитием науки уточняются. Общий диалектический подход к пониманию результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение.
Развитие марксистской философии В.И. Лениным (1870 – 1924). Ленин в сфере науки прежде всего экономист в области аграрных отношений в России, а также политик и практик. Ленин проанализировал закономерности новой исторической эпохи, разработал теорию социалистической революции. В области философии Ленин дал анализ теории познания как теории отражения, исследовал взаимосвязь философии и физики в период радикальных открытий в естествознании. Выделил в системе диалектики основное ядро – концепцию единства и борьбы противоположностей, разделил диалектику и метафизику (эклектику, софистику), развивал учение о государстве, о морали. Самое ценное в социальной философии Ленина заключается в идее соединения противоположностей для формирования нового общества, признания полезных компромиссов (нэп).
Марксистская философия тесно связана с политической практикой. Марксизм открыто заявляет о своей партийной принадлежности, становится политической идеологией революционного движения пролетариата.
Таким образом, марксизм представляет собой совокупность философских, экономических и социально-политических концепций, объединенных общей идеей коммунизма как конечной цели общественно-исторического процесса.