Особенности предмета и методологическая специфика философского познания
Билет 1.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.
Поскольку предметная определенность философии зависит от многообразия конкретных связей человека с миром, следует более подробно рассмотреть структуру этих связей. Практическое отношение человека к миру есть предмет праксиологии как области философского знания (греч. praktikos - деятельный). Праксиология исследует сущность и формы деятельного отношения человека к миру. Здесь предмет философии сводится к понятию практики, которое является исходным. Философская праксиология исследует индивидуальные и социальные формы практического отношения человека к миру.
Познавательное отношение человека к миру есть предмет гносеологии как области философского знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Здесь исходное понятие - личность, познающая мир в процессе своей жизнедеятельности. Гносеология изучает идеальную, духовную связь человека с миром.
Еще одна предметная область философии - та, которая изучает духовно-практическое отношение человека к миру, которое присуще морали, праву, религии, искусству, т.е. формам общественного сознания, которые становятся предметом такой области философии, как идеология. Идеология в обществе выполняет функцию регуляции человеческого поведения посредством воздействия на сознание личности. В идеологии нет ни практической пользы, ни гносеологической истинности, потому что она формирует систему социальных норм, дает нормативную оценку человеческому поведению. Эти нормы устанавливают идеологи - духовные лидеры того или иного общества.
Практическое, познавательное и духовно-практическое отношение человека к миру в свою очередь дифференцируется на несколько философских проблем, которые тоже составляют предметную область философии. Структура философских проблем вообще чрезвычайно сложна - от самых общих, универсальных до самых частных, специальных.
Философскому знанию присуща универсальность формы, всеобщность. Кроме этого, философия также универсальна по своему содержанию – она сводит все отношения человека с миром к единому, общему основанию. Для философского знания характерно рассмотрение практического, познавательного и духовно-практического отношения человека к миру в единстве, как сторон проявления целостной сущности человеческой жизнедеятельности. Философия рассматривает целое как самого человека, так и все его жизненные проявления.
В строгом смысле слова вся проблематика философии может быть сведена к проблеме человека. Именно человек и только человек есть субъект познания и тем самым - предмет философской теории познания (гносеологии или эпистемологии). Именно человек есть субъект истории и тем самым предмет философии истории. Можно утверждать, что все философские проблемы выходят из одного общего основания - из бытия человека в мире.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.
Диалектика– метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
1. Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
2. Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
3. Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм– восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Герменевтика– метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)