Асакти – привязанность
Очень скоро, после того, как наш вкус к слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения достигнет необычайной глубины , и единственным объектом нашего преданного служения становится Кришна, мы достигаем стадии асакти или любовной привязанности к Господу. Наши духовные качества проявляются в полную силу, а материальные лишь изредка. Наш ум спонтанно привлекается к темам, связанным с Кришной, и эта медитация становится очень глубокой. На этом уровне мы начинаем осозновать свою вечную форму и взаимоотношения с Кришной в духовном мире, как описывает это Господь Чаитанья в пятом стихе шикшатаки:
Айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа
стхита-дхули-садришам вичинтайа
«О сын Махараджи Нанды (Кришна), я Твой вечный слуга, и все же я попал в океан рождений и смертей. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти и дай мне место среди пылинок у Твоих лотосных стоп».
Бхава – экстатическая любовь к Богу
Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотношения с Кришной и начинаем видеть Его образ в своем сердце. От материальных аспектов нашего сознания остается лишь только тень. Нас охватывают различные виды экстаза: иногда слезы льются из наших глаз, волосы на теле встают дыбом, мы непроизвольно смеемся или плачем. Но, впрочем, эти признаки могут и не проявляться внешне. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики преданного, достигшего уровня бхавы:
1. Он всегда стремится все свое время занимать в преданном служении Господу. Он не желает быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки.
2. Он всегда сдержан и настойчив
3. Он всегда отрешен от материального
4. Он не стремится к материальным почестям
5. Он всегда уверен, что Кришна прольет на него Свою милость
6. Он всегда очень стремится с верой служить Господу
7. Он очень привязан к повторению святых имен Господа
8. Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа
9. Он испытывает блаженство, живя в месте, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.
Уровень бхавы Господь Чаитанья описывает в шестом стихе шикшаштаки:
Найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-рудхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати
«О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, постоянно текущими в то время, как я произношу Твои святые имена? Когда же я произнесу Твое имя, и в тот же миг сорвется мой голос, а волосы на теле встанут дыбом?»
Према – чистая любовь к Богу
Наконец, на уровне премы все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх под руководством одного из Его вечных спутников. Иногда же Кришна будет скрываться от нас, чтобы через чувство разлуки усилить любовь к нему. Господь Чаитанья описывает этот уровень в седьмом и восьмом стихах шикшаштаки:
Йугайитам нимешена
чакшуша правришаитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда вирахена ме
«О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, и я ощущааю всю пустоту мира, покинутого Тобой».
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхвату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
«Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется таковым навсегда, даже если Он грубо обмнимет меня или разобьет мое сердце, скрывшись от меня. Он полностью волен делать все, что ни пожелает, все равно Он останется моим высокочтимым Господом безо всякой причины».
Что дальше?
Бхава и према – это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, любви, которую питает к Кришне Шримати Радхарани и Ее близкие спутницы. Но это несовершенное материальное тело просто не приспособлено для переживания эмоций подобной силы. Поэтому, как описывают ачарьи, после того, как мы оставим это тело, нам предстоит явиться в одной из бесчисленных материальных вселенных во Вриндаване, где в тот момент Кришна будет проявлять свои вечные игры. Однако это рождение и эта жизнь не будет связана ни с какими материальными наслаждениями и страданями, ибо мы явимся уже в своем духовном теле, вечном, исполненном знания и блаженства, которого достигли еще в прошлой жизни. Мы будем участвовать в играх Кришны, и так достигнем окончательного совершенства в своем служении. А в конце Своих игр Кришна в этом же теле перенесет нас в духовный мир на планету Голоку Вриндавана. Счастливого пути! Харе Кришна!
Задание 53. Выучите наизусть санскрит, значение слов и перевод стихов из Бхакти-расамрита-синдху, описывающих последовательность стадий преданного служения (Ответьте своему куратору или преподавателю).
Задание 54. Откуда у обусловленной души берется семя веры в процесс преданного служения?
Задание 55. Что является «питательной средой» для практики преданного служения?
Задание 56. Каковы проявления неустойчивости в преданном служения. Приведите примеры из своей жизни, когда Вам удавалось преодолеть их?
Задание 57. Каковы четыре вида анартх? Приведите примеры, когда Вам удавалось преодолеть какие-то из них.
Задание 58. Каковы 4 качества преданного, достигшего уровня ништхи? Встречались ли Вы с проявлением этих качеств у других преданных? Приведите примеры.
Задание 59. На примере жизни Шрилы Прабхупады покажите проявление каких-либо четырех из признаков преданного, находящегося по крайней мере на уровне бхавы.
Задание 60. На какой из девяти стадий преданного служения Вы находитесь? Обоснуйте свое утверждение.