Энгельмейер, П. К. Современные задачи инженерства / П. К. Энгельмейер // Инженерный труд.
«Роль инженера в современном государстве быстро и неудержимо расширяется и возвышается. Прошло то время, когда деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чисто технических познаний…постепенно возвышаясь, сословие инженеров в силу исторических условий дошло до необходимости думать не только так, как думает техник, но и так, как думают экономист, юрист, социолог и даже… философ. Вот в каком смысле и на каком основании все чаще и чаще раздаются голоса, доказывающие необходимость сообщать инженеру уже в школе не одни технические познания, но и глубокую умственную культуру».
? Необходима ли гуманизация и гуманитаризация инженерной деятельности и инженерного образования?
Контроль знаний |
1.Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое техника?
2. Как соотносятся техника и технология?
3. Какие проблемы изучает философия техники?
4. Каковы этапы эволюции техники и ее значение в жизни общества и отдельного человека?
5. Как происходило становление философии техники?
6. Каковы основные современные концепции в философии техники?
7. Что включает в себя современная техносфера?
8. Что означает понятие научно-технического прогресса?
9. В чем сущность и особенности научно-технической революции?
10. Какие технологии образуют техносферу XXI в.? Что такое нано- и биотехнологии?
11. Каковы глобальные проблемы техногенной цивилизации?
12. Какие проблемы исследуются в философии информационного общества?
Тесты
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Техника | 1*. Страх перед техникой, которая воспринимается им в качестве враждебной силы |
2. Технология | 2*. Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки, техники и социума |
3. Техносфера | 3*. Процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека и общества |
4. Технократия | 4*. Коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства |
5. Технофобия | 5*. Совокупность приемов, методов и способов воздействия на предмет с целью достижения поставленных целей; включает в себя инструментальные, операциональные и интеллектуально-информационные ресурсы |
6. Научно-технический прогресс | 6*. Политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы |
7. Научно-техническая революция | 7*. Создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике |
8. Инновация | 8*. Совокупность вещественных, энергетических и интеллектуально-информационных средств, человеческой деятельности, «действия знающего человека» (К. Ясперс) |
9. Нанотехнология | 9*. Искусственно созданная человеком инфраструктура его деятельности (системы орудий, знаний, действий) |
10. Биотехнология | 10*. Власть технических специалистов, технической элиты |
11. Информатизация | 11*. Междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, а также производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами |
12. Компьютеризация | 12*. Интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации продуктов или процессов различного назначения |
2.2. Расположите в хронологической последовательности следующие революции в истории человечества:
а) информационно-компьютерная;
б) научно-техническая;
в) неолитическая;
г) промышленная.
2.3. Закончите определения:
«Человек – это животное, …» (А. Смит).
«Техника – это совокупность действий…» (К. Ясперс).
Вопрос для дискуссии |
1) Техника расширяет свободу человека и общества или порабощает их?
2) Является ли гуманизация и гуманитаризация инженерно-технического образования условием его совершенствования?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Человек – технический творец переизбытка» (Х. Ортега-и-Гассет).
ü «Техника не то же, что сущность техники» (М. Хайдеггер).
ü «Техника есть переход от органической жизни к жизни организованной» (Н. Бердяев).
Дополнительная литература к теме:
1. Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.
2. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.
3. Новая технократическая волна на Западе / сост. П. С. Гуревич. – М., 1986.
4. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000.
5. Философия техники в ФРГ / сост. Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. – М., 1989.
6. Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. ХХ век : антология.− М., 1995.
7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. − М., 1994.
8. Негодаев, И. А. Философия техники / И. А. Негодаев. – Ростов н/Д., 1998.
9. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук / В. Г. Горохов. – М., 2004.
10. Степин, В. С. Философия науки и техники : учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М. : Гардарика, 1996.
11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2008.
12. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
13. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М., 1996.
14. Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. – М., 1995.
Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия»
1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.
4. Древнеиндийская философия.
5. Философия Древнего Китая.
6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.
7. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.
8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.
9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).
10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.
11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.
12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).
14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.
16. Диалектическая философия Г. Гегеля.
17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
19. Философия марксизма: проблемы и эволюция.
20. Философия позитивизма и его исторические формы.
21. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.
22. Современная неклассическая философия Запада.
23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
24. Русская философия XIX–XX вв.
25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.
26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.
27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.
28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.
29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.
30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.
31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.
32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
33. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.
34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.
35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.
36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.
37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.
38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.
40. Формы чувственного и логического познания.
41. Философские концепции истины. Специфика научной истины.
42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
43. Уровни, формы и методы научного познания.
44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.
45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).
47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.
48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.
49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.
50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.
51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.
53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.
54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.
56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.
57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.
58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.
59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.
60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.
Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»
1. Алексеев, И. В. Философия : учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.
2. Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972.
3. Введение в философию : учебник для вузов : в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989.
4. Вишневский, М. И. Философия / М. И. Вишневский. – Минск, 2008.
5. Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001.
6. Гiсторыя фiласофii : вучэбны дапаможнiк для студэнтаў вышэйшых навучальных установаў / пад рэд. праф. Ч. С. Кiрвеля. – Гродна, 1997.
7. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов : учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003.
8. Гриненко, Г. В. История философии : учебник / Г. В. Гриненко. – М., 2009.
9. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности : учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин ; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.
10. Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001.
11. Идеология и мировоззренческая культура личности: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007.
12. Ильин, В. В. История философии : учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004.
13. Исторические типы философии : учеб. пособие. – М., 1995.
14. История западноевропейской философии : учеб. пособие. – М., 1998.
15. История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998.
16. История философии : Запад – Россия – Восток : учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999.
17. История философии : учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.] ; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.
18. История философии в кратком изложении. – М., 1991.
19. Калмыков, В. Н. Философия / В. Н. Калмыков. – Минск, 2008.
20. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001.
21. Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991.
22. Миронов, В. В. Философия : учебник / В. В. Миронов. – М., 2008.
23. Моисеев, Н. А. Философия : краткий курс / Н. А. Моисеев, В. И. Сороковикова. – СПб., 2007.
24. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М., 2001–2002.
25. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополн. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.
26. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.
27. Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001.
28. Рассел, Б. История западной философии : в 2 т. / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.
29. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997].
30. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.
31. Словарь философских терминов / под науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. – М., 2009.
32. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991.
33. Современная западная философия: учеб. пособие / Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов и др.; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск : Высш. шк., 2000.
34. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999.
35. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995.
36. Философия : учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск, 2008.
37. Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
38. Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.
39. Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.
40. Философия XX века : школы и концепции. – СПб., 2003.
41. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2007.
42. Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2009.
43. Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.
44. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003.
45. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003.
46. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.
47. Хрестоматия по истории философии : в 2 т. – М., 2001.
48. Чуешов, В. И. Введение в современную философию : учеб. пособие / В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова. – Минск, 1997.
49. Чуешов, В. И. Философия : Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 365 с.
50. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.
Св. план 2010, поз. 59
Учебное издание
Философия в современном мире
Методическое пособие для семинаров
С о с т а в и т е л и:
МалыхинаГалина Ивановна
ГабрусьИван Федорович
Александрова Людмила Николаевна и др.
Редактор
Корректор
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная
Гарнитура «Таймс» Отпечатано на ризографе Усл.печ. л.
Уч.-изд. л. 6,8 Тираж 300 экз. Заказ 108
Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования
«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
ЛИ №02330/0494371 от 16.03.2009. ЛП №02330/0494175 от 03.04.2009.
220013, Минск, П. Бровки, 6.
[1] В данное пособие включены темы №№ 9–17. Темы №№ 1–8 рассматриваются в пособии «Философия в исторической динамике культуры». Методическое пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. Г.И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2010.
[2] Философия: учебник для студентов вузов / под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – 9-е издание. – Минск, 2008. – С. 107.
[3] Там же, с. 91.
[4] Гегель, Г. Работы разных лет: в 2 т. / Г. Гегель. – М., 1971 . – Т. 2. – С. 110.
[5] Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 519.
[6] Философия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2008. – С. 393.
[7] Малыхина, Г.И. Логика : учеб. пособие /Г. И. Малыхина. – Минск, 2005. – С. 11.
[8] В сходном с понятием ноосферы смысле употребляются также термины «социосфера», «техносфера», «антропосфера» и др.
[9] Fukuyama,F. Social Capital and Global Economy // Foreign Affairs 75 (September / October 1995). P. 166-167. / Цит. по Воробьева Е.М. Интеллектуальные ресурсы современной экономики…, Мн., 2008.