Энгельмейер, П. К. Современные задачи инженерства / П. К. Энгельмейер // Инженерный труд. €

«Роль инженера в современном государстве быстро и неудержимо расширяется и возвышается. Прошло то время, когда деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чисто технических познаний…постепенно возвышаясь, сословие инженеров в силу исторических условий дошло до необходимости думать не только так, как думает техник, но и так, как думают экономист, юрист, социолог и даже… философ. Вот в каком смысле и на каком основании все чаще и чаще раздаются голоса, доказывающие необходимость сообщать инженеру уже в школе не одни технические познания, но и глубокую умственную культуру».

? Необходима ли гуманизация и гуманитаризация инженерной деятельности и инженерного образования?

Контроль знаний

1.Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

1. Что такое техника?

2. Как соотносятся техника и технология?

3. Какие проблемы изучает философия техники?

4. Каковы этапы эволюции техники и ее значение в жизни общества и отдельного человека?

5. Как происходило становление философии техники?

6. Каковы основные современные концепции в философии техники?

7. Что включает в себя современная техносфера?

8. Что означает понятие научно-технического прогресса?

9. В чем сущность и особенности научно-технической революции?

10. Какие технологии образуют техносферу XXI в.? Что такое нано- и биотехнологии?

11. Каковы глобальные проблемы техногенной цивилизации?

12. Какие проблемы исследуются в философии информационного общества?

Тесты

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

Термин Определение
1. Техника 1*. Страх перед техникой, которая воспринимается им в качестве враждебной силы
2. Технология 2*. Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки, техники и социума
3. Техносфера 3*. Процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека и общества
4. Технократия 4*. Коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства
5. Технофобия 5*. Совокупность приемов, методов и способов воздействия на предмет с целью достижения поставленных целей; включает в себя инструментальные, операциональные и интеллектуально-информационные ресурсы
6. Научно-технический прогресс 6*. Политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы
7. Научно-техническая революция 7*. Создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике
8. Инновация 8*. Совокупность вещественных, энергетических и интеллектуально-информационных средств, человеческой деятельности, «действия знающего человека» (К. Ясперс)
9. Нанотехнология 9*. Искусственно созданная человеком инфраструктура его деятельности (системы орудий, знаний, действий)
10. Биотехнология 10*. Власть технических специалистов, технической элиты
11. Информатизация 11*. Междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, а также производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами
12. Компьютеризация 12*. Интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации продуктов или процессов различного назначения


2.2. Расположите в хронологической последовательности следующие революции в истории человечества:

а) информационно-компьютерная;

б) научно-техническая;

в) неолитическая;

г) промышленная.

2.3. Закончите определения:

«Человек – это животное, …» (А. Смит).

«Техника – это совокупность действий…» (К. Ясперс).

Вопрос для дискуссии

1) Техника расширяет свободу человека и общества или порабощает их?

2) Является ли гуманизация и гуманитаризация инженерно-технического образования условием его совершенствования?

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Человек – технический творец переизбытка» (Х. Ортега-и-Гассет).

ü «Техника не то же, что сущность техники» (М. Хайдеггер).

ü «Техника есть переход от органической жизни к жизни организованной» (Н. Бердяев).

Дополнительная литература к теме:

1. Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.

2. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

3. Новая технократическая волна на Западе / сост. П. С. Гуревич. – М., 1986.

4. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2000.

5. Философия техники в ФРГ / сост. Ц. Г. Арзаканян, В. Г. Горохов. – М., 1989.

6. Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. ХХ век : антология.− М., 1995.

7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. − М., 1994.

8. Негодаев, И. А. Философия техники / И. А. Негодаев. – Ростов н/Д., 1998.

9. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук / В. Г. Горохов. – М., 2004.

10. Степин, В. С. Философия науки и техники : учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М. : Гардарика, 1996.

11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2008.

12. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

13. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М., 1996.

14. Митчем, К. Что такое философия техники / К. Митчем. – М., 1995.

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия»

1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

4. Древнеиндийская философия.

5. Философия Древнего Китая.

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

7. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.

16. Диалектическая философия Г. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

19. Философия марксизма: проблемы и эволюция.

20. Философия позитивизма и его исторические формы.

21. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.

22. Современная неклассическая философия Запада.

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Русская философия XIX–XX вв.

25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.

26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.

27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.

28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.

29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.

30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.

32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

33. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.

34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.

37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.

38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.

40. Формы чувственного и логического познания.

41. Философские концепции истины. Специфика научной истины.

42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

43. Уровни, формы и методы научного познания.

44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.

45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.

50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.

53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.

56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.

58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.

Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»

1. Алексеев, И. В. Философия : учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.

2. Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972.

3. Введение в философию : учебник для вузов : в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989.

4. Вишневский, М. И. Философия / М. И. Вишневский. – Минск, 2008.

5. Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001.

6. Гiсторыя фiласофii : вучэбны дапаможнiк для студэнтаў вышэйшых навучальных установаў / пад рэд. праф. Ч. С. Кiрвеля. – Гродна, 1997.

7. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов : учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003.

8. Гриненко, Г. В. История философии : учебник / Г. В. Гриненко. – М., 2009.

9. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности : учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин ; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.

10. Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001.

11. Идеология и мировоззренческая культура личности: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007.

12. Ильин, В. В. История философии : учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004.

13. Исторические типы философии : учеб. пособие. – М., 1995.

14. История западноевропейской философии : учеб. пособие. – М., 1998.

15. История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998.

16. История философии : Запад – Россия – Восток : учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999.

17. История философии : учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.] ; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

18. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

19. Калмыков, В. Н. Философия / В. Н. Калмыков. – Минск, 2008.

20. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001.

21. Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. – М., 1991.

22. Миронов, В. В. Философия : учебник / В. В. Миронов. – М., 2008.

23. Моисеев, Н. А. Философия : краткий курс / Н. А. Моисеев, В. И. Сороковикова. – СПб., 2007.

24. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М., 2001–2002.

25. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополн. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.

26. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.

27. Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001.

28. Рассел, Б. История западной философии : в 2 т. / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.

29. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997].

30. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.

31. Словарь философских терминов / под науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. – М., 2009.

32. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991.

33. Современная западная философия: учеб. пособие / Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов и др.; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск : Высш. шк., 2000.

34. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999.

35. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995.

36. Философия : учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск, 2008.

37. Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

38. Философия : учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

39. Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

40. Философия XX века : школы и концепции. – СПб., 2003.

41. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2007.

42. Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2009.

43. Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

44. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003.

45. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003.

46. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

47. Хрестоматия по истории философии : в 2 т. – М., 2001.

48. Чуешов, В. И. Введение в современную философию : учеб. пособие / В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова. – Минск, 1997.

49. Чуешов, В. И. Философия : Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 365 с.

50. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.

Св. план 2010, поз. 59

Учебное издание

Философия в современном мире

Методическое пособие для семинаров

С о с т а в и т е л и:

МалыхинаГалина Ивановна

ГабрусьИван Федорович

Александрова Людмила Николаевна и др.

Редактор

Корректор

Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура «Таймс» Отпечатано на ризографе Усл.печ. л.

Уч.-изд. л. 6,8 Тираж 300 экз. Заказ 108

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ЛИ №02330/0494371 от 16.03.2009. ЛП №02330/0494175 от 03.04.2009.

220013, Минск, П. Бровки, 6.

[1] В данное пособие включены темы №№ 9–17. Темы №№ 1–8 рассматриваются в пособии «Философия в исторической динамике культуры». Методическое пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. Г.И. Малыхиной. – Минск : БГУИР, 2010.

[2] Философия: учебник для студентов вузов / под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – 9-е издание. – Минск, 2008. – С. 107.

[3] Там же, с. 91.

[4] Гегель, Г. Работы разных лет: в 2 т. / Г. Гегель. – М., 1971 . – Т. 2. – С. 110.

[5] Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 519.

[6] Философия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2008. – С. 393.

[7] Малыхина, Г.И. Логика : учеб. пособие /Г. И. Малыхина. – Минск, 2005. – С. 11.

[8] В сходном с понятием ноосферы смысле употребляются также термины «социосфера», «техносфера», «антропосфера» и др.

[9] Fukuyama,F. Social Capital and Global Economy // Foreign Affairs 75 (September / October 1995). P. 166-167. / Цит. по Воробьева Е.М. Интеллектуальные ресурсы современной экономики…, Мн., 2008.

Наши рекомендации