Философия Фомы Аквинского как образец схоластики
Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) – крупнейший представитель средневековой философии. Философия Фомы Аквинского представляет собой всеохватывающую системурационального обоснования и систематизации христианской догматики, на основе аристотелевской философии, применительно к новым историческим условиям, сложившимся в Западной Европе в 13 веке. Проблематика его философии чрезвычайно обширна, но ключевую позицию в его философской системе занимает проблема соотношения знания и веры.
Концепция Ф. Аквинского о соотношениизнания и веры складывается в борьбе саверроистами, сторонникамидвойственной истины, и августианцами, которые полагали, что человекне может прийти к истине естественным путем при помощи своего разума, если не призовет на помощь божественный разум. Сторонникамдвойственной истины Фома отвечал, что двух истин быть не может.Истина – одна. При столкновении двух истин одна из них – не истина. Спор савгустианцами носил более сложный характер. Фома Аквинский, в отличие от августианцев, полагал, что человекможет естественным путем при помощи своего разума прийти кистине.
Сутьконцепции самого Фомы Аквинского состоит в следующем.Цель философии и теологии одна – познание истины. Существуеттри пути познания истины:с помощью разума, путем откровения и с помощью интуиции. Каждый из этих путей ведет к истине, но они далеко неравноценны. Философия опирается наразум человека и получаетистины разума. Эти истины составляют содержание«естественной теологии». Теология опирается набожественный разум и получает истины откровения. Согласно Фоме, истиныоткровения настольковыше истин разума, насколькобожественный разум выше человеческого.
Фома Аквинский признает, что противоречия между истинами разума и истинами откровения существуют. Но они возникают не потому, что существуютдве истиныи не потому, что истины откровенияпротиворечат истинам разума, а лишь потому, что большинствоистин откровения недоступны пониманию и объяснениюразуму человеческому.Это истины, которые «превышают возможности человеческого познания», и, следовательно, они не «противоразумны», а«сверхразумны».
Значительное место в философии Фомы Аквинского занимаютфилософско-правовые проблемы. Свои представления о государстве и праве он излагает в работе «О правлении властителей». При разработке философско-правовых проблем Фома опирается на идеи Аристотеля, приспосабливая их к христианской догматике.
Как и Аристотель, Фома считает, что человек – существо политическое. Формой организации его жизни является государство. Государство необходимо для нормальной жизни общества. Творцом государства является Бог. Власть государя от Бога, поэтому он не только правитель, но и творец государства. Общественное и государственное устройство – творение Божие. Существующее в обществе социальное неравенство – вечно и неустранимо, ибо установлено оно по «божественному и естественному праву». Всякая попытка подорвать существующий порядок вещей есть грех. Поэтому, в случае неповиновения государство имеет право применять принуждение. Отсюда же и главная добродетель подданных – подчинение.
Однако Фома признает, что если власть несправедлива, то подданные имеют право на сопротивление. «Тиранический образ правления несправедлив, так как он направляется требованиями не общего блага, но лишь требованиями блага того, кто правит, и, следовательно, низвержение такою рода правления по существу не есть мятеж ... Мятежником здесь является скорее тиран».
Признавая власть государя, Фома в то же время считал, что государю принадлежат лишь тела подданных, души же их принадлежат церкви. В системе власти Фома особо выделяет роль и значение власти законодательной. «Закон–это приказание разума, издаваемое для общего блага тем, на ком лежит забота об общественной жизни, и, сделавшееся известным достаточно широко». Законодательная власть принадлежит всему народу, или тому, кто его представляет. Поэтому при правильном правлении все должны иметь в нем долю участия.
Значительное внимание Фома уделяет анализу природы и сущностиправа.«Право есть соразмерение одной вещи к другой». Целью этого соразмерения является установленияравенства, которое составляет предмет справедливости. Справедливость является основой всеобщего блага.
Исходя из своих философских установок, Аквинский выделяет три вида права: вечное, естественное и человеческое. Вечное или божественное право – это определенная система общихбожественных принципов управления миром. Вечное право – высший вид права. Оно заключено в самом Боге и прямо вытекает из его существования и сущности.Сущность божественного права в том, что онотождественно с Богом, и потому предопределяет содержание и сущность, остальных видов права. В силу этого божественное право является источником всех других видов права.
Естественное право вытекает из вечного права. Оно представляет собой систему правил и норм, которые образуются в результатеосознания людьми норм вечного права. Естественное право существует вне времени. Оно вечно и неизменно, поскольку базируется на божественном праве. Однако оно носитразумный характер, так как доступно только разумным существам и постигается их интеллектом. Познавая естественное право, люди соприкасаются с вечным правом, и через него становятся сопричастными божественному плану правления миром. Тем самым, перед человеком открывается возможность принять участие в осуществлении этого плана. Отсюда роль естественного права в жизни общества и человека.
Человеческое или позитивное право базируется на принципах естественного права, а, следовательно, и права божественного. Но его конкретные формы и содержание зависят отбожественного провидения исубъективной деятельности людей. Отсюда различная степень совершенства этого права, в различное время и в различных государствах. Иными словами, человеческое право – это понимание и применение людьми норм естественного правав конкретном государстве. Поскольку человеческое право в основном зависит от людей, то во всех его недостатках виноваты сами люди. Они имеют такое право, которое сами установили, и, следовательно, какие либо обвинения Бога по поводу его несовершенства абсолютно исключены.
Обобщая,суть теологической концепции права можно выразить в следующих положениях:источником права являетсяБог, который предопределяет его содержание. Всеобщий и необходимый характер права, и, тем самым, егоестественность,выводятся из божественного происхождения. Право дано Богом, дано всем людям и поэтому оно должно всеми соблюдаться.
Итоговую оценку философии Фомы Аквинского, как, впрочем, и всейсхоластики в целом, мы находим в «Истории западной философии» Бертрана Рассела. В этой философии, пишет знаток средневековой мысли, «мало истинного философского духа... Прежде чем Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения тем лучше; не удается – Аквинскому нужно, лишь, вернуться к откровению. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее – это не философия, а система предвзятой аргументации».