Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТЕРМИНАХ

Утверждено Редакционно-издательским советом

в качестве учебного пособия

Санкт-Петербург

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73

В 64

Р е ц е н з е т ы:

доктор философских наук, профессор СПбНЦРАН

С. С. Гусев

доктор философских наук, профессор СПГУТД

Ю. В. Манько

Вознякевич, Е. Е.

Философия в схемах и терминах: учеб. пособие/ Е. Е. Возня-

В 64 кевич, Г. М. Левин, А. О. Сотников; под ред. Г. М. Левина

– СПб.: СПГУТД, 2006. – с.

ISBN 5–7937–0258–X

Философия в схемах и терминах: учебное пособие / под общей редакцией Г. М. Левина разработана на основании Государствен- ного образовательного стандарта в строгом соответствии с рабочей программой изучения курса «Философия» студентами СПГУТД всех специальностей и форм обучения.

Подобная работа еще не издавалась в университете и призвана оказать помощь студентам в овладении изучаемым курсом. В учебном пособии содержатся тематический план курса, темы лекций и их краткое содержание, схемы и словари терминов по изучаемым темам, текстовые задания для самоконтроля знаний, списки рекомендуемой литературы по каждой теме и по всему изучаемому курсу.

Учебное пособие позволит изучающим курс «Философия» более наглядно и систематизировано охватить содержание рассматриваемых проблем и качественнее подготовиться к экзамену.

Предназначается для студентов всех специальностей и форм обучения.

УДК 101.1 (075.8)

ББК 87я73

© СПГУТД, 2006

ISBN 5–7937–0258–X © Вознякевич Е. Е., 2006

© Левин Г. М., 2006

© Сотников А. О., 2006

Введение

Практика преподавания философии в Университете позволяет сделать вывод, что студенты лучше усваивают учебный материал, когда он четко структурирован, схематизирован и излагается понятным для них языком. Но многие философские проблемы сложно изложить без применения собственно философских категорий. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по этой дисциплине не всегда обращают внимание на необходимость объяснения тех терминов, которыми изобилует излагаемый ими учебный материал, видимо, полагая, что то, что понятно им самим, будет понятно и читающим их работы.

В предлагаемом авторами данном учебном пособии предпринимается попытка ликвидировать указанный недостаток. В пособии дано краткое содержание изучаемых студентами тем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, рисунки схем по темам, словари терминов, списки литературы и вопросы для самоконтроля знаний обучающимися.

Учебное пособие «Философия в схемах и терминах» предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также может оказать помощь преподавателям, аспирантам и всем, интересующимся философией.

Тематический план изучения курса «Философия»

Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе

Тема1.Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития.

Тема 3. Основные школы и направления современной философии.

Раздел 2. Философское учение о бытии

Тема 4. Бытие: сущее и существующее.

Тема 5. Философские теории развития.

Тема 6. Сознание как философская проблема.

Раздел 3. Философское учение о познании.

Тема 7. Познание как предмет философского анализа.

Тема 8. Философский образ знания.

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания.

Тема 10. Философские основания истории науки.

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии.

Тема 11. Философское учение о человеке.

Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система.

Тема 13. Право, мораль, нравственность.

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры.

Тема 15 Технический и общественный прогресс.


Тема1. Предмет, структура и функции философского знания,

его роль в жизни общества и человека.

Лекция 1. Практическое, познавательное и ценностное отно-шение человека к миру. Исторические формы мировоззре­ния: мифология, религия, философия. Пред­мет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии - student2.ru

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии - student2.ru Рис. 1. Схема уровней мировоззрения

Мировоззренческая функция Помогает сформировать целостную картину мира
Идеологическая функция Участие философии в выработке взглядов и идеалов
Интеллектуальная функция Участие философии в развитии теоретического мышления, формирование образа познания
Конструктивная функция Способность отвечать на вопрос, о том что должно быть в будущем.
Функция отражения или обобщения культуры Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени.

Рис. 2. Схема функций философии

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии - student2.ru

Рис. 3. Схема взаимодействия философии с другими науками
Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии - student2.ru

Рис. 4. Схема структуры философского знания
Термины

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия познания, учение об истине и путях ее достижения.

Идеализм – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум.

Иррационализм – совокупность течений, выдвигающих в качестве оснований своих концепций иррациональные аспекты духовной жизни человека (волю, чувство, интуицию, мистическое озарение и т. д.)

История философии – наука о развитии философских знаний, раздел философии, исследующий историю человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы.

Логика – учение о законах мышления.

Материализм – воззрение, согласно которому основой и субстан-цией всей действительности (материальной и духовной) является материя.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе.

Миф – первая форма мировоззрения: универсальная, синкретическая форма сознания, древние сказания разных народов о героях, фантастических существах, о первоначалах и основаниях мира.

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Рациональность – термин, отождествлявшийся в классической философии по существу с общими понятиями разума, рассудка, совпадая со сферой понятийного дискурсивного мышления. В неклассических моделях (индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, сетчатая) рациональность понималась как совокупность норм, правил, методов, характеризующих научное исследование.

Религия – вторая форма мировоззрения и соответствующее ему поведение, определяемое верой в Бога.

Социальная философия – философское учение об обществе, раздел философии, изучающий формы и категории общественного бытия.

Философия – исторически изменяющаяся, предельная и многоуров-невая теоретически-рефлексивная форма общественного сознания, изучающая наиболее общие проблемы взаимосвязи человека и мира, законы развития природы, общества и человека, особенности его познавательной, творчески-преобразовательной деятельности.

Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Философия науки – раздел философского знания, занимающийся исследованием структуры научного знания, средств и методов научного познания. Опирается, с одной стороны, на различные концепции теории познания, с другой стороны, – на частные науки, откуда черпает материал для методологических обобщений.

Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.

Эпистемология – учение о научном знании, раздел гносеологии, изучающий структуры и формы научного знания.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие три формы мировоззрения Вы знаете?

2. Что входит в структуру философского знания?

3. Назовите основные функции философского знания.

4. Каков предмет философии?

5. Каково место философии в системе наук?

Литература

1.Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.

2.Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С.

3.Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.

4.Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.

5.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.

6.Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с.

7.Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.

Тестовые задания

1.Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

2.В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей;

г) устаревших идей.

3.Ответы на философские вопросы ищут:

а) в религиозных верованиях;

б) в мифологических представлениях;

в) в научных исследованиях;

г) в доводах и умозаключениях разума.


Тема 2. Возникновение философии

и основные этапы ее развития.

Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.

Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности.

Н. Кузанский и Дж. Бруно.

Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии

Период Веха Представители и школы Идеи
Античность Натурфило-софия; досократики VII – V вв. до Р.Х Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит Поиски единого первонача- ла
Классический период V – IV вв. до Р.Х. Сократ, Платон, Аристотель Проблемы истины и блага
Эллинистический период IV – I вв. до Р.Х. Киники, эпикурейцы, стоики, скептики Доброде- тель и счастье
Средневековье Патристика II – V вв. н.э. Григорий Нисский, Августин Блаженный, Бог, основные догматы, откровение, разум и вера, универса- лии
Схоластика X – XV вв. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий- ский
Возрождение XV – XVI вв. Н. Кузанский, Т. Мор, Л. Валла, М. Фичино, М. Монтень Гуманизм и антропоцен-тризм
Новое время XVI – XVII вв.     Бекон, Декарт, Локк, Лейбниц, Гоббс Методы познания: эмпиризм и рациона- лизм
Просвеще- ние Французское просвещение XVII –XVIII вв. Руссо, Вольтер, Дидро Атеизм, вера в разум, разумная вера
Немецкая классическая философия Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель

Окончание таблицы 1

Период Веха Представители и школы Идеи
Модерн Вторая пол. XIX –XX вв. Фейербах, Ницше, Маркс, Фрейд, Конт, Шопенгауер, Гуссерль Теоретиче-ское и практиче- ское отношение человека к миру
Современная философия. XX вв. Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, Кун, Поппер, Фромм Экзистен- ция, научное познание

Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии

Этапы развития античной мысли Основной круг вопросов
Натурфилософия Материальная первооснова (архэ): Фалес, Гераклит и др. Атомарная структура мироздания: Левкипп, Демокрит и др. Числовая и геометрическая гармония: Пифагор и др.
Интеллектуализм Идея как подлинный образ вещи, существующий в мировой душе: Сократ, Платон и др. Форма, присущая самой же вещи и отраженная в индивидуальном сознании: Аристотель и др.
Эллинистическая философия Самодостаточность человека в природе, (аскеза): Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский и др.) Счастье человека как свобода от страдания (апатия): Эпикурейская школа. Исполнение своего высшего назначения (Судьбы): Стоическая школа. Воздержание от суждении о мире и безмятеж-ность духа (атараксия): скептики
Неоплатонизм Космическая иерархия сил (Единое – Благо, Ум, Мировая душа, Материя) Воссоединение единичной души с Единым, Благом, через понимание и ритуал (теургия, бук.: богоделание), и достижение экстазиса (т. е. единства с Богом)

Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии

Направление Основные идеи
Августинианство Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Томизм Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм

Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.

Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.

Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.

Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.

Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
XV – XVI вв.
Галилей, Бруно, Коперник Новые подходы к познанию: связь между эмпирическими и теоретическими методами познания
Данте, Петрарка Гуманизм, эстетическое отношение к действительности
Николай Кузанский Христианский платонизм, учение о актуальной бесконечности, подготовка к возвращению пантеизма
Леонардо да Винчи Гармоничное, целостное знание, связь теоретических, экспериментальных, инже-нерных знаний с эстетическим и рели-гиозно-мистическим началом.
XVII в.
Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант   Априорные принципы и их воплоще-ние в науке и морали  
XIX в.
Гегель Универсальная системная философия идей
Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
Маркс Концепция общественного труда, кри-тика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей

Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в.Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого.

Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.

Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.

Направление Представители
Волюнтаризм А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Философия жизни Г. Зиммель, А. Бергсон
Философская антропология Г. Плейснер, М. Шеллер
Позитивизм О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль
Марксизм К. Маркс, Ф. Энгельс, Зомбарт
Неогегельянство М. Штирнер, Дж. Э. Мак-Таггарт
Экзистенциализм С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер
Феноменология Э Гуссерль, Р. Ингарден
Неокантианство В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер

Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии - student2.ru Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии

Термины

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии.

Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Космос – упорядоченное единство мира.

Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека.

Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм.

Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля.

Пантеизм – учение, обожествляющее мир.

Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви.

Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки.

Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей.

Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала.

Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания.

Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного.

София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека.

Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира.

Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины.

Теология – учение о сущности Бога.

Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм).

Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания.

Вопросы для самоконтроля

1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?

2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?

3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?

4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.

2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.

3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.

5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.

6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.

10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.

12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.

13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.

15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.

16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.

17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.

18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.

20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.

21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.

25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.

28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.

29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.

31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

Тестовые задания

1. По Платону, прекрасное – это:

а) совершенство линий и форм;

б) нравственное величие души;

в) разумное построение произведений искусства;

г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.

2. Основной догмат христианского вероучения гласит,

а) нет Бога выше Аллаха;

б) Бог есть единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть все и все есть Бог.

3. Пико делла Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья;

б) человек сам творец своего счастья;

в) Бог дарит человеку его счастье;

г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.

4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является:

а) ощущение;

б) мысль;

в) интуиция;

г) опыт.

5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

б) бог и дьявол;

в) ученый и невежда;

г) мошенник и глупец

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

8. В области научного познания, по Ницше, истина – это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

9. Славянофилы полагали, что Россия:

а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит;

б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог;

в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира;

г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет.

Наши рекомендации