Методологические функции философии

Понятие метода научного исследования

И его классификации

Метод в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», спо-

соб социальной деятельности субъекта в любой её форме, а не только

познавательной. Специфика научной деятельности в значительной мере

определяется общенаучными и специальными методами. Метод позна-

ния – это искусственная, не существующая в природе система правил

и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами

познавательной системы «субъект – объект». Метод не есть нечто

внешнее по отношению к субъекту или нечто, стоящее между субъек-

том и объектом, он включен в содержание понятия «субъект познания»,

выступает как его свойство, возникает и развивается в результате твор-

ческой, активной деятельности субъекта по преобразованию и позна-

нию мира. Являясь открытой системой, метод постоянно развивается

вслед за развитием производственной и информационной техники, в за-

висимости от постановки новых проблем и задач.

Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые

субъектом познания, не только не исключают возможность получения

достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным

способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта.

Метод познания, по Гегелю, «поставлен как орудие, как некоторое

стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится

с объектом» [20; с. 299]. В том случае, когда мы переходим к анализу

внутренних отношений в методе, в частности его содержания, структуры,

то обнаруживаем элементы, определяемые свойствами не только субъекта,

но и объекта познания. Именно на этом уровне анализа обнаруживается

внутренняя связь методов познания с объектом, тот факт, что метод, по

Гегелю, «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания», но

возникает на основе этого содержания и свойств, законов самого объекта.

Сам метод не содержится в объекте познания, методом становятся

выработанные субъектом приемы и операции для получения нового

знания, но деятельность субъекта по созданию этих приемов с необхо-

димостью обусловлена закономерностями и свойствами объекта. Субъ-

ект, следуя своим целям, может достичь их, лишь разработав операции

и процедуры, адекватные свойствам объекта, его содержанию. Таким

образом, в самом общем виде метод может быть определен как система

регулятивных принципов и правил познавательной, практической или

теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изу-

чаемого объекта.

Определение метода научного исследования должно отражать как

роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность

его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия

метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции.

В этом случае метод понимается либо как совокупность логических

и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования

и используемых для решения определенного класса задач, либо как раз-

работанная учеными целеполагающая схема определенных последова-

тельных операций.

В конце ХХ в. в зарубежной философии науки появилась тенден-

ция, получившая название «философское обесценивание научного ме-

тода». Обращение к истории науки, выявление исторических форм ра-

циональности привело, например, известного американского философа

С. Тулмина к выводу о том, что развитие науки не отражает «внешний

вечный диктат логики», что позиция ученого определяется в гораздо

большей степени его способностью откликаться на проблемы, чем сле-

довать общепринятому научному методу. Еще более радикально эту

точку зрения сформулировал П. Фейерабенд, разрабатывавший «анар-

хистскую методологию» и отрицавший эвристическую роль метода, ра-

циональности в целом. Основание для этого он видел в том, что всякое

новое знание, открытие, достижение в науке, например: коперниканская

революция, квантовая теория, волновая теория света и др., предполага-

ют именно отклонение от метода, от методологических правил и норм

в целом, происходят вопреки им.

Очевидно, что такая позиция направлена против абсолютизации

роли метода и методологии в познании, она заставляет вновь задуматься

над соотношением нормативного и творческого в научно- познаватель-

ной деятельности. В то же время ясно, что такой подход, во-первых, ос-

нован на некотором абстрактном представлении о научном методе, ус-

ловиях его применения и, по существу, не учитывает, что в реальной

науке нет общего «метода открытия», но есть множество частных мето-

дов, дифференцированных по функциям, предметным областям и по-

знавательным возможностям. Выполняя свои репродуктивные, система-

тизирующие, конструктивно-организующие, обосновывающие и другие

функции, методы служат основой и условием всей познавательной дея-

тельности, в том числе собственно творческой. Во-вторых, «противни-

ки» метода ошибочно исходят из некоторого стереотипа, по которому

метод – это жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы

и правила научной деятельности. Однако возрастающее значение веро-

ятностных принципов в реальной практике современной науки, а также

признание не только объективной определенности, но и объективно су-

ществующей неопределенности привели к новым представлениям о ме-

тоде (что в дальнейшем будет показано на примере эксперимента). От-

сутствие жесткой детерминации означает, что пользующийся методом

исследователь четко осознает его познавательные возможности, не яв-

ляется «механическим» исполнителем, готов в любой момент совер-

шенствовать и менять приемы и методы исследования.

Существуют различные классификации методов. Основные из них

могут быть представлены следующим образом: деление по степени

общности (общенаучные и специальные), по уровням научного позна-

ния (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблю-

дение, обобщение, доказательство и др.). В дальнейшем изложении бу-

дут использованы и соответственно проиллюстрированы все три клас-

сификации.

Методологические функции философии

Наши рекомендации