Соотнесите социальные феномены с типами обществ. Перепишите в тетрадь и заполните таблицу
Традиционное (аграрное) общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Огромная значимость информации и коммуникационных систем; господство натурального хозяйства; резкое повышение капиталовложений; увеличение доли квалифицированного труда; сословная иерархия; власть ученых специалистов – идеи меритократии; традиция в качестве ведущего общественного регулятора; бурное развитие тяжелой промышленности; преобладание деревни над городом; производство товаров массового потребления; отсутствие крупных супраэтнических единств; низкая степень социальной мобильности (врожденный статус практически невозможно изменить); широкое внедрение достижений науки и техники; господство городского населения; научные учреждения, постепенно превращающиеся в научно-административный комплекс; обладающий огромным влиянием; технотронная эра.
2. Что из предложенного, согласно Марксу, будет составлять базис, а что надстройку? Перепишите в тетрадь и заполните таблицу:
Базис | Надстройка |
Технические приспособления, используемые в производстве, религия, собственность на средства производства, политика, искусство, идеология, труд, товарно-денежные отношения, экономика, право, мораль, законы, производственные отношения, производительные силы, культура, литература, фабричное производство, наука.
3. Вашему вниманию предлагается отрывок из философского произведения. Проанализируйте его и ответьте на вопросы в конце текста:
«Правовые отношения, так же точно как и формы государства не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, ... наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века называет «гражданским обществом», и... анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии...
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
1. К какому разделу философии относится поднятая в тексте проблема?
2. Что является основной проблемой, которую рассматривает автор?
3. К какому философскому направлению можно отнести автора данного отрывка?
4. Объясните, почему автор считает, что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии?
5. Прокомментируйте диалектику производительных сил и производственных отношений, о которой упоминается в отрывке.
6. Прокомментируйте соотношение базиса и надстройки.
4. Вашему вниманию предлагается отрывок из философского произведения. Проанализируйте его и ответьте на вопросы в конце текста:
«В начале нашего труда была предпринята попытка применить понятие эволюции к человеческой истории. Было показано, как представители одного и того же вида обществ, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-0разному реагируют на испытания – так называемый вызов истории. Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создав более благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний; есть и такие, что следуют за первопроходцами, как овцы следуют за своим вожаком...
Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает поставленную перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию...»
1. К какому разделу философии относится поднятая в тексте проблема?
2. Что является основной проблемой, которую рассматривает автор?
3. Какое место в функционировании общества и цивилизации играет феномен «вызова и ответа»?
4. Как Вы понимаете «вызов» и «ответ»? Являются ли они духовной или материальной структурой?
5. Вашему вниманию предлагается отрывок из философского произведения. Проанализируйте его и ответьте на вопросы в конце текста:
«”Следует заметить, что ни одна большая страна никогда не обходилась и не могла обойтись без того, чтобы в ней что-либо не производилось” – писал А. Смит. Это утверждение сегодня столь же справедливо, как и два века тому назад. Однако некоторые важные акценты сместились. Точно также, как и во времена Смита, центр тяжести экономики стал смещаться от сельского хозяйства к промышленности, так и сегодня он смещается от промышленности к информации. И подобно тому как в конце 18 – начале 19 века сложилась постаграрная экономика, так и сегодня технологически передовые секторы гражданского общества переходят на стадию постиндустриальной экономики...
В постиндустриальной экономике знание заменило собой традиционную триаду земли, труда и капитала и стало наиболее важной основой современных производительных систем. Фактически эти системы стали столь сложными, что в современном производстве основные усилия идут на поддержание его организованного состояния. Это объясняет появление и подъем новой профессиональной категории, доминирующей формы современного труда – информационных работников...» (Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. //Новая технократическая волна на Западе. – М., 1989.)
1. К какому разделу философии относится поднятая в тексте проблема?
2. Что является основной проблемой, которую рассматривает автор?
3. Постарайтесь определить, к какой концепции истории принадлежит позиция Т. Стоуньера.
4. Как изменяется общество при переходе от аграрной к постаграрной (индустриальной) технологии?
5. Каков рациональный смысл идеи постиндустриальной экономики?
6. Какие изменения претерпевает общество, покоящееся на постиндустриальной основе?
Вопросы для самоконтроля.
1. В чем заключаются философские проблемы истории?
2. В чем сильные и слабые места формационного подхода к пониманию истории?
3. В чем сильные и слабые стороны цивилизационной концепции?
4. Каковы основные стадии общественного развития в рамках технократической концепции?
5. Какие социальные элементы Вам известны?
6. В чем специфика субъекта исторического процесса?
Тема 8.