Тема 1 «Мировоззренческая функция философии»
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки
Краснодар
Составители: канд. филос. наук, доц. Л. В. Корсакова;
канд. филос. наук, доц. О. Н. Оплетаева;
ст. преп. Е. В. Пархоменко
УДК 1(091)
Философия: метод. указания по изучению дисциплины для студентов всех форм обучения всех направлений подготовки/ Сост.: Л.В. Корсакова, О.Н. Оплетаева, Е.В. Пархоменко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2013. - 34 с.
Представлены вопросы и задания к практичским занятиям, вопросы для самоподготовки, темы рефератов и контрольных работ для студентов заочной формы обучения, вопросы для тестирования и ключи к предложенным вопросам, а также списки основной, специальной и дополнительной литературы по каждому из разделов курса.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз;
д-р филос. наук, проф. кафедры философии КГУ П.Е. Бойко
© КубГТУ, 2013
Содержание
1 Цель, задачи и структура курса «Философия». 4
2 Практические занятия. 5
3 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения 14
4 Темы рефератов. 17
5 Вопросы для самоподготовки. 19
6 Вопросы для тестирования. 22
7 Ключи к вопросам теста. 32
Список литературы.. 33
Цель, задачи и структура курса «Философия»
Философия является обобщающей дисциплиной, направленной на формирование целостного мировоззрения человека и развитие основных методов мышления, применимых в естественных и гуманитарных науках. В содержательном плане данная дисциплина дает базовую классификацию важнейших этапов развития человеческой мысли и деятельности, знакомит с начальным понятийно-категориальным аппаратом современного философского и научного дискурса.
Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами.
Цель:сформировать целостное представление о философии как об универсальной дисциплине и области человеческого мышления, позволяющей познавать и описывать наиболее общие закономерности бытия мира, человека и общества.
Задачи:
- рассмотреть общую историческую логику формирования и развития философской мысли;
- изучить основные философские направления, школы, персоналии, их идеи и концепции;
- освоить базовый категориальный аппарат философии и основные приемы философского мышления;
- выработать навыки философской грамотности, глубины, тонкости и гибкости мышления;
- развить способность разбираться в основных проблемах современной культурной, социальной, политической и духовной жизни людей.
Содержательная структура курса для студентов очной и заочной форм обучения такова (в часах):
№ раз-дела | Наименование раздела дисциплины | Очная форма | Заочная форма | ||
Лекции | Практич. занятия | Лекции | Практич занятия | ||
Природа философии и ее роль в жизни общества. Исторические типы философии | |||||
Философские проблемы и категории | |||||
Человек и общество в философии | |||||
Всего |
Практические занятия
В предлагаемой структуре практического занятия обязательно присутствуют темы для теоретической подготовки с последующим контролем усвоения материала при помощи устного опроса, коллоквиума, тестирования, письменной проверочной работы, экзамена. Далее представлена практическая часть в виде задач и упражнений. Данные упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, герменевтических практикумов; 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, круглых столов; 3) для конкурсных заданий.
Задача по философии указывает на философскую проблему и помогает ее решить (устранить); тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии. Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
Критериями оценки ответа являются: обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа «да», «нет» не принимаются); аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров); точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
К теме каждого занятия рекомендуется специальная литература для подготовки.
Тема 1 «Мировоззренческая функция философии»
Теоретическая часть
1. Мировоззрение, его виды.
2. Особенности философского мировоззрения в сравнении с религиозным, научным и мифологическим.
3. Особенности эстетического отражения действительности.
Практическая часть
1. «Философия, - как пишет Р. Декарт, - разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров и, следовательно, не был бы сомнительным». В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика философской истины? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
2. Прокомментируйте слова М.В .Ломоносова: «Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин».
3. Ф. Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь». Почему? Дайте развернутый ответ.
4. Как Вы оцениваете утверждение: «Если Бога нет, то всё позволено» (из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Дайте развернутый ответ.
5. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» - Э. Теллер).
6. В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры». Как это понимать?
7. «Интеллигент, - пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами Вы назвали бы интеллигентом?
8. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя - собственный палач. - В каком смысле это так? Дайте развернутый ответ.
9. «Философствовать - это значит возрастать в своей человеческой сущности». Как Вы можете развить эту мысль?
Дополнительная литература
1. Библер В.С. Что есть философия//Вопросы философии. 1995. № 1.
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.
3. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. - М., 1992.
4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Философия - это сознание вслух//Как я понимаю философию. - М., 1992.
5. Мамардашвили М.К. О философии//Вопросы философии. 1991. № 5
6. Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия? - М., 1993.
7. Хайдеггер М. Что такое философия?//Вопросы философии. 1993. № 8.