Человеческое существование и его модусы

Исходя из этих основополагающих положений экзистенциализм подходит к проблеме человеческого существования. При этом экзистенциализм различает объективное знание о человеке, которое даст нам социология, психология, антропология и знание, которое дает нам экзистенциональная философия, знание бытия человека[5].

В «Бытие и время» Хайдеггер определяет человеческое существование, существо человека как Да-sein (при-сутствие), его всеобъемлющей характерной чертой является «забота». В свою очередь «забота» раскрывается через экзистенциалы: «бытие-в-мире», забегание вперед, «бытие-при-внутримировом-сущем». Все это априорные экзистенциалы, феномены, присущие только человеческому существованию, выражающие его различные моменты.

«Бытие-в-мире» выражает тот момент в человеческом существовании, что человек живет в обществе и не мыслим вне его, его нельзя представить сначала как самого по себе, а потом уже в обществе с другими людьми. Экзистенциал «бытие-в-мире» есть одновременно и выражение определенного момента времени в человеческом существовании. Если время есть единство элементов прошлого, будущего и настоящего, то «бытие-в-мире» есть выражение момента прошлого в бытии человека.

Модус забегания вперед выражает тот момент в бытии человека, что оно есть не только то, что оно есть. Более того, человеческое бытие есть то, что оно не есть. Человеческое бытие никогда не завершено. Именно поэтому оно не есть сущее. Человек всегда больше того, что он есть, ибо он всегда не только личность, но и проект. «Человек всегда больше того, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях, он есть путь; не только существование, установленное как пребывание, но имеющаяся в нем возможность, даруемая свободой, исходя из которой человек в своем фактическом действовании решает, что он есть [5, с. 378]. Забегание вперед олицетворяет момент будущего в человеческом существовании, момент его незавершенности, устремленности вперед, устремленности к смерти.

Третий модус человеческого существования «бытие-при-внутримировом-сущем» характеризует человеческое отношение к вещам, его окружающим, когда вещи воспринимаются не просто как орудия, необходимые для того или иного дела, но как простые и понятные вещи, призванные сопровождать нашу жизнь, выступающие нашим продолжением. В качестве примера можно привести отношение ремесленника или земледельца к своим орудиям труда, отличие этого отношения от отношения современного рабочего к своим инструментам. Если в первом случае вещь характеризует самого хозяина, то во втором она выступает просто как безличное орудие, абсолютно обезличенное. Если в первом случае вещь сопровождает хозяина по жизни, служит ему и испытывает на себе его отношение, то во втором она просто присутствует как орудие производства. Если в первом вещь выступает нашим продолжением, то во втором случае мы являемся продолжением вещи, мы служим вещам.

В структуре заботы Хайдеггер выделяет подлинный и неподлинный способы существования человека. В первом случае человек чувствует, слышит зов экзистенции, свою временность, зыбкость, неустойчивость своего существования, его устремленность вперед в никуда, его разрыв с настоящим, его исключительность. Во втором случае, напротив, человек рассматривает себя как сущее среди других сущих, как человек вообще, как человек мыслящий, как человек волящий, как человек производящий и тому подобное. В этом случае он выступает как любой другой. Человек попадает в мир «Man» – обезличенный, мир бытия-друг-с-другом (man – слово употребляемое в немецком языке в безличных предложениях), в котором Другой может становиться на твое место, как и ты на место любого Другого. «В этом мире человек посторонний, – говорит Камю в одноименном рассказе, – без своей воли заброшенный в него и не по своей воле обреченный уйти из него. Его жизнь подчинена семье, организации, государству, которые диктуют ему цели и рассматривают его лишь как средство их осуществления». Правда, Ясперс пытается сгладить, смягчить чуждость мира, его враждебность и безразличие к человеку, разрешить противоречие человек-мир. «Действительность мира невозможно игнорировать, – пишет он. – Ощутить суровость действительности – единственный путь, который ведет к себе. Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя» [5, с. 400–401]. Но даже он говорит и предупреждает о том, что наш сегодняшний технический мир нивелирует самобытность и индивидуальность, уничтожает экзистенцию, порождает отчуждение и призывает всеми силами противиться этому. Человек в мире, человек в обществе отчужден. Отчуждение его проявляется в том, что в обществе он включен в круг сущего, сам является сущим (гражданин какой-то страны, муж, сын, отец, сталевар, член профсоюза и т. д.), выполняет определенную функцию. Его самость, его Экзистенция никому не нужны. Экзистенциализм по иному понимает отчуждение, нежели классическая философия. Если в классической философии отчуждение понимается как процесс превращения продуктов человеческой деятельности в силу человеческой природы или социальных причин, как у Маркса, в господствующие над человеком силы, то в экзистенциализме отчуждение находит свое проявление в том, что человек как неповторимость, как исключительность, как Экзистенция обществу не нужен и в нем не существует. В этом качестве он существует только в бытии-для-себя. И такое положение в принципе присуще человеческому бытию, его не смогут изменить никакие социальные преобразования.

Существование в мире природном и социальном, безусловно, отвечает природе человека, хотя экзистенциализм и выступает против спорного понятия «природа человека». Человек может жить только в обществе. Противоречивость и абсурдность, по выражению Камю, человеческого существования заключается в том, что человек и вещный мир, человек и общество не существуют друг без друга, хотя существование мира, общества исключает экзистенцию. Но такое положение, что самое парадоксальное, необходимое условие существования человека и не только в том смысле, что только в обществе могут быть созданы предпосылки, условия, средства человеческого существования, но и в чисто экзистенциальном смысле.

Экстатическое существование, а, по мысли Хайдеггера, подлинное Бытие, Экзистенция приоткрывается именно в экстатическом состоянии, не может быть длительным, а тем более постоянным. Экзистенция требует от человека в своем поведении, в своей деятельности слушать только ее голос, следовать только ее позыву, но тем самым и нести полную ответственность за все свои действия. Она как бы говорит: «Ты должен слушать только себя, свою самость и нести тотальную ответственность за все свои дела». Но это тяжело, это не под силу человеку. И потому он бежит в общество, где он следует предписаниям, законам, нормам общества и тем самым снимает с себя ответственность. Так ему легче. Но там он теряет свою самость, становится как все. Что же заставляет его вернуться к себе? Забота, тоска, а главное страх. «Хайдеггер хладнокровно рассматривает удел человеческий и объявляет, что существование ничтожно, – пишет Камю. – Единственной реальностью на всех ступенях сущего становиться «забота». Для потерявшегося в мире и его развлечениях человека забота выступает как краткий миг страха. Но стоит этому страху дойти до самосознания, как он становится тревогой, той постоянной атмосферой ясно мыслящего человека, «в которой обнаруживает себя Экзистенция» [2, с. 36]. Страх, метафизический страх, страх смерти возвращает человека из мира к самому себе, собственной экзистенции, заставляет осознать свою самость. Эта ситуация хорошо описана в рассказе Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», в котором крупный губернский чиновник, сделавший хорошую карьеру, имеющий в общем то неплохую семью, тяжело заболев, чувствуя неизбежность смерти, вдруг осознает, что жизнь прожита не так, что он одинок и никому не нужен. Но из этого не следует думать, что человек осознает себя как экзистенцию, только глядя в лицо смерти. И в других жизненных ситуациях, Ясперс называет их пограничными ситуациями, когда потрясены условия существования человека, он вдруг осознает свою единственность и исключительность, временность и одиночество, чувствует свою экзистенцию. Выход из ситуации, из любой ситуации выбирает сам человек, он свободен, сделать любой выбор.

Экзистенция и свобода

Категория свободы занимает центральное место в философии экзистенциализма. Все экзистенциалисты считают, что свобода и экзистенция неразрывны. Нельзя даже сказать, что свобода есть характерная черта, атрибут экзистенции, так как экзистенция и свобода немыслимы раздельно, экзистенция и есть свобода. Свобода присуща только человеческому бытию. В предметном мире, в мире сущего нет свободы, там нет места для нее. В то же время человеческое бытие немыслимо без свободы. «В действительности, мы являемся одной свободой, которая выбирает, – пишет Сартр, – но мы не выбираем быть свободными, мы приговорены к свободе,… брошены в свободу, или, как заметил, Хайдеггер, «заброшены» [3, с. 493]. Но следует заметить, что только подлинное человеческое бытие неразрывно связано со свободой. Если же человек не осознает себя как самость, как деятель, способный изменить ситуацию, если он не осознает самой ситуации, не видит возможности ее изменения, если он растворяет себя в «Мan», считает себя сущим в ряду других сущих, он не может быть свободным. Он выступает как вещь среди других вещей, как инструмент, как функция, но не как экзистенция.

Почему человек свободен, почему его подлинное бытие неотделимо от свободы? Это связано с природой человеческого бытия. Человеческое бытие не ставшее, не сущее, не завершенное. Оно есть событие, ситуация, действие. Оно есть отрицание настоящего и устремленность вперед, оно есть постоянное ничтожение самого себя, постоянное действие. «Первый взгляд на человеческую реальность показывает нам, что для нее бытие сводится к действию» [3, с. 485]. Но человеческое действие всегда связано с сознанием, прежде всего. Если мы нечаянно совершаем какой-то поступок, имеющий негативные или позитивные последствия, он не носит характера действия. Человек в данном случае, как это ни странно звучит, не действует. Действие всегда интенциально, оно всегда предполагает цель, а выбор цели для-себя-бытие всегда делает свободно. Никакие объективные обстоятельства, никакая ситуация, никакие прошлое и настоящее не могут ограничить и обусловить наш выбор. Выбор цели обусловлен только нашим сознанием, и он всегда свободен. Обстоятельства, средства, мотивы сами определяются целью, проектом. То или иное положение дел в настоящем может считаться положительным и отрицательным, хорошим или плохим, в общем, получает ту или иную ценностную окраску, только исходя из нашей цели, исходя из того, способствует оно или не способствует осуществлению нашего проекта. Факт прошлого приобретает смысл тоже только, исходя из будущего. Смысл истории, замечает Сартр, всегда отложен. Он не есть раз и навсегда данное. Историческую науку потому и характеризуют как девицу легкого поведения, что ее взгляд на прошлое определяется идеалом будущего, существующего в настоящем.

Но экзистенциализм говорит не о социальном действии и характеризует, описывает не социальное, а индивидуальное действие и говорит, что это действие определяется только проектом, в выборе которого человек свободен. «Никакое фактическое положение дел, каким бы оно ни было (политическая, экономическая структура общества, психологическое «состояние» и т. д.), не может мотивировать само по себе действие, так как действие является проекцией для себя к тому, чего нет, а то, что есть, ни в коем случае не может само по себе определять то, чего нет» [3, с. 447]. Объективные обстоятельства определяются проектом, их смысл исходит из проекта, а сам проект обусловлен свободой, способностью экзистенции свободно делать выбор, определять цель действия. Запертая дверь для человека только тогда является препятствием, ограничением его свободы, когда он хочет выйти, если находится внутри дома, или войти, если находится вне его. Если же человек не хочет ни выйти, ни войти, то запертая дверь индеферентна относительно его целей и не является ограничением его свободы. Другими словами, вопрос не в обстоятельствах, а в нашем проекте, нашей цели. Мысль в философии не новая, она встречается уже у Декарта в его третьем правиле морали, в котором он учит «…всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира…» [1, с. 264]. Это правило экзистенциализм ставит во главу угла своего понимания свободы. Здесь свобода выступает не как свобода от обстоятельств, не как познанная необходимость, как это имеет место у Спинозы, Гегеля, Маркса, а как свобода от своих желаний, свобода изменить, отказаться от своих намерений, своих проектов. На место свободы «от» он ставит свободу «для».

В этом отношении весьма характерно небольшое эссе Камю «Миф о Сизифе». Боги осудили Сизифа за его нежелание возвращаться в Аид поднимать огромный камень на вершину горы, после чего этот камень опять скатывался к подножью. Боги считали, что бессмысленный и бесполезный труд является самым страшным наказанием.

Спрашивается: свободен ли Сизиф, счастлив ли он?

Камю считает, что в начале были страдания. И вызваны они были не столько усилиями, связанными с подъемом камня, сколько воспоминаниями Сизифа о теплом море, солнце, свежем воздухе, в общем, о счастье земной жизни. Но постепенно к нему приходит осознание своей судьбы. «Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение» [2, с. 91]. Сизиф уже в новом своем положении находит приятные моменты. Жизнь состоит не только из подъема камня, но и спуска, перед Сизифом открывается целый мир. Конечно, это абсурдный мир, но он принадлежит Сизифу, он является его творцом. Он победил богов, которые дали ему камень в наказание. И потому Камю заключает: «Сизифа следует представить себе счастливым» [2, с. 92].

Конечно, такое понимание свободы чисто субъективно, не ведет к выбору какой-то определенной социально-политической позиции, позволяет сделать любой выбор. Не случайно основоположники экзистенциализма нередко находились на противоположных политических полюсах. Так Хайдеггер, пусть и недолго, был ректором университета в фашистской Германии, а Сартр и Камю были участниками французского сопротивления. Такое понимание свободы не может служить и методологией анализа реальной социально-политической ситуации. Яркий пример этому дают «Письма к немецкому другу» того же Камю. Первые два письма были написаны в 1943 году (одно – в июле, а второе – в декабре), а еще два – в 1944 году. Камю, обращаясь к воображаемому немецкому другу, с которым они встречались до войны, заявляет, что победа в войне будет несомненно на стороне «свободных европейцев» и поражение Германии неизбежно. И это обусловлено тем, что сражающиеся против фашизма привержены свободе, их любовь к своей родине неразрывно связана с стремлением к справедливости, в то время как немцы во главе угла поставили свои национальные интересы, отбросив принципы свободы и справедливости. Но вот, что характерно, говоря о Европе, сражающейся с фашистской Германией, Камю даже не упоминает Советский Союз, хотя он, несомненно, и знал и понимал роль СССР в победе над фашизмом. И это не случайно, на мой взгляд, так как упоминание СССР в этом контексте сразу же подрывало методологию рассуждений Камю. Ведь Камю сам считал, что той свободы, о которой он говорит и которая обеспечит победу над Германией, в СССР нет.

Заслуга экзистенциализма, его вклад в философию и культуру заключается в том, что он как никто другой в двадцатом веке поднял на щит свободу индивида, свободу личности. Без свободы нет бытия человека, нет личности – таков главный лозунг экзистенциализма. И хотя экзистенциалисты считают, что человек сам решает проблемы своего бытия и своей свободы, их стремление к свободе не могло не найти отражения в социально-политической жизни общества. Студенческие волнения во Франции 1968 года, приведшие к отставке правительства де Голля, борьба за права человека, развернувшаяся в 60-70-е годы ХХ века в значительной степени были навеяны идеями экзистенциализма. Сам экзистенциализм не создал системы положительных ценностей, но своим призывом к бунту, своей критикой существующей культуры он способствовал укреплению идеалов свободы и справедливости в мире.

Литература

1 Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. : пер. с лат. и фр. / Декарт Р. – М. : Мысль, 1989. – Т. 1. – 654 с.

2 Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство : пер. с фр. / Камю А. – М. : Политиздат, 1990. – 445 с..

3 Сартр, Ж. П. Бытие и ничто : опыт феноменологической онтологии / Сартр Ж. П. ; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. – М. : Республика, 2004. – 639 с.

4 Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления : пер. с нем. / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5 Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – 527 с.

Наши рекомендации