Становление античной философии : Атомистика,Элейская школа
Понятие мировоззрение. Типы мировоззрений.
Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.Мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Исторические типы мировоззрения: мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философское мировоззрение.
Философия, ее предмет и основные проблемы.
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. Философия – это предмет который занимается поиском формы, структуры . Вытягивает человека из мира эмпирии. Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.Фундаментальные проблемы философской науки— это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.Основные разделы философского знания:
1. онтология - это философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы)
2. гносеология - теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности)
3. аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни
4. праксиология - философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).
Становление античной философии : Милетская школа,Гераклит,Пифагорейцы.
Первые, философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
Характерными чертами философских школ являлись:
-ярко выраженный космоцентризм;
-повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
-поиск первоначала, породившего все сущее;
-гилозоизм (одушевление неживой природы);
-доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: -занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;-пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);-искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.Гераклит Эфесский.Гераклит – крупный древнегреческий философ-материалист.
-первоначалом всего сущего считал огонь;
-вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон
-считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
-признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
-всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
-был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
-движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы:
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
-первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
-выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
Становление античной философии : Атомистика,Элейская школа
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
-весь материальный мир состоит из атомов;
-атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
-атом неделим
-атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
-между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
-атомы находятся в вечном движении;
-существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
-атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
-изучали проблемы познания;
-жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
-были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
-считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).