Механизмы разъединения социальной и системной интеграции
Итак, тезис о зависимости развития общества как системы от рационализации жизненного мира означает, что более высокий уровень системной интеграции не может утвердиться в процессе общественной эволюции, пока не возникли институты, в которых воплощается морально — правовое сознание соответствующего уровня развития. А это значит, что переход к конвенциональным и постконвенциональным морально—правовым представлениям является необходимым условием для возникновения институциональных рамок политического или экономического классового общества. Однако еще нуждается в прояснении вопрос, почему развитие морали в сторону универсализма является двудейственным, т. е. одновременно представляет собой рационализацию жизненного мира и делает возможным новый уровень системной интеграции общества.
Хабермас, следуя Парсонсу, называет "генерализацией ценностей" тенденцию развития, состоящую в том, что ценностные ориентации в ходе общественной эволюции становятся все более общими и формальными. Эта тенденция с
необходимостью возникает из исторического развития морали и права, которое смещает предусмотренное для конфликтных случаев обеспечение общественного согласия на все более абстрактные уровни. Правда, даже самые простые системы интеракций не могли бы функционировать без определенной генерализации ориентации действия. В частности, уже в родовом обществе престижу, которым обладают некоторые лица, соответствуют генерализированные ориентации действия других участников интеракции, охватывающие множество возможных частных ситуаций. Впоследствии, в политически конституированном обществе, ведомственный авторитет предполагает более высокий уровень генерализации ценностей: они освобождаются от партикулярных отношений родства. Наконец, в модерном гражданском обществе достигается еще более высокий уровень генерализации ценностей: в той мере, в какой традиционная нравственность распадается на моральность и легальность, для приватного обихода требуется автономное применение всеобщих принципов, а для профессиональной сферы — послушание позитивному праву. Таким образом, если мотивы действующих субъектов первоначально контролировались конкретными ценностными ориентациями, определявшимися социальными ролями отношений родства, то в итоге генерализация мотивов и ценностей заходит столь далеко, что абстрактное послушание праву становится единственным нормативным условием, которое должно быть выполнено актором в формально организованных областях действия.
Поступательная генерализация ценностей в области ин — теракций вызывает две противоположно направленные тенденции. С одной стороны, чем дальше заходит генерализация мотивов и ценностей, тем в большей мере коммуникативное действование отделятся от конкретных образцов поведения, переданных и закрепленных традицией. Благодаря такому отделению выполнение задачи обеспечения социальной интеграции все в большей мере переносится с предопределенного традицией согласия на процессы коммуникативного достижения консенсуса. Переключение координации действия на механизм взаимопонимания позволяет все отчетливее проступать всеобщим структурам действия, ориентированного па взаимопонимание. Таким образом, генерализация ценностей является необходимым условием для высвобождения заложенного в коммуникативном действовании потенциала рациональности. Поэтому развитие морали и права, которым определяется генерализация ценностей, может рассматривать — ся как один из аспектов рационализации жизненного мира.
С другой стороны, высвобождение коммуникативного действования от связанности партикулярными ценностными ориентациями означает одновременно разделение действия, ориентированного на успех, и действия, ориентированного на взаимопонимание. С генерализацией мотивов и ценностей возникает пространство для подсистем целерациопаль-ного действия. Координация действия может начать выполняться обезмолвленными средствами коммуникации только тогда, когда выделяются взаимосвязи стратегического дей — ствия. Если деинституциализированная и иитернализованная мораль связывает задачу нейтрализации конфликтов с идеей дискурсивного обеспечения нормативных притязаний на значимость, с морально нагруженной аргументацией, то имморальное принудительное право делает возможной координацию действия системными механизмами.
В этих двух противоположных тенденциях отражается разделение системной и социальной интеграции, что предполагает дифференциацию не только между двумя типами действия, ориентированными на успех и на взаимопонимание, но и между соответствующими механизмами координации действия (в зависимости от того, каким образом один субъект побуждает другого к продолжению интеракции и на каком основании другой формирует обобщенные ориентации действия). Вследствие прогрессирующей генерализации ориентации действия образуется все более плотная сеть интерак — ций, которые открепляются от механизмов непосредственной нормативной регуляции и должны координироваться как-то иначе. Происходит поступательное опосредование коммуникации, благодаря которому первоначально непосредственное языковое взаимопонимание либо конденсируется, либо отодвигается на задний план другими механизмами координации действия. В результате для удовлетворения растущей общественной потребности в посттрадиционных формах координации действия могут использоваться или развитые механизмы взаимопонимания, или же механизмы, замещающие речевую коммуникацию и избавляющие тем самым от труда нахождения согласия и риска разногласия.
Рассмотрим подробнее этот важный процесс медиатизации коммуникации. В качестве элементарных побуждающих стимулов в процессах коммуникации можно назвать авторитет ' и влияние2. При этом авторитет является, скорее, свой — ством самой личности, тогда как влияние связано с облада-
нием ресурсами. Готовность участников коммуникации к согласию может быть объяснена авторитетом и влиянием, которыми обладают их партнеры, причем вследствие эмпирически или рационально мотивированных оснований. В пер — вом случае к согласию побуждают физическая сила, телесная привлекательность, обладание властью или собствен — ностыо и т. п., во втором — признание участниками друг друга в качестве компетентных и ответственных персон, обладание знаниями и опытом и т. п. Это значит, что уже в простейших формах коммуникации заложена возможность дифференциации эмпирически мотивированных обязательств, с одной стороны, и рационально мотивированного доверия, с другой.
Далее, медиатизация коммуникативных практик с ее двои -ственным результатом может быть объяснена как такая генерализация элементарных стимулов согласия (авторитета и влияния), при которой эта возможность дифференциации становится действительностью. Такие медии, как деньги и власть, основаны на генерализации эмпирически мотивированных обязательств, тогда как моральное лидерство или профессиональная репутация восходят к элементарным формам рационального доверия.
В таком случае, развитие механизмов системной интеграции и их отделение от практик взаимопонимания действительно представляет собой актуализацию возможности, имманентной любой коммуникации. Примитивные, ситуационно связанные формы коммуникации непосредственно определяются фоновыми ресурсами жизненного мира. В той мере, в какой прогрессирует генерализация мотивов и ценностей и сокращаются зоны непроблематического, актуализируется потенциал рациональности, заключенный в языковом взаимопонимании. Проблематизация традиционных смысловых ресурсов жизненного мира увеличивает потребность в достигаемом (а не предзаданном) согласии, при этом процессы интерпретации требуют все больших усилий и возрастает риск разногласия.
В этих обстоятельствах получают развитие такие медии коммуникации, которые представляют собой генерализацию эмпирически мотивированных обязательств: медии наподобие денег и власти символизируют целерациональное использование исчисляемых ценностей и делают возможным стратегическое воздействие на решения других участников коммуникации. Вследствие того что эти медии (как символические генерализации ущербов и компенсаций) фактически замещают практики языкового взаимопонимания в их функ-
ции координации действия, смысловые контексты жизненного мира утрачивают свое значение для медиатизирован — ных интеракций.
Общественные подсистемы, обособившиеся благодаря этим медиям, обретают самостоятельность по отношению к жизненному миру. Из перспективы жизненного мира это подчинение действия средствам саморегуляции предстает одновременно как освобождение от издержек и рисков языковой коммуникации и как каузальная детерминация решений в расширившемся пространстве случайности, в этом смыс — ле — как технизация жизненного мира.
С другой стороны, генерализация тех влияний, которые опираются на рационально мотивированное доверие, означает не разрыв с практиками взаимопонимания и смысловыми контекстами жизненного мира, а развитие тех средств коммуникации, которые являются техническим условием формирования открытой общественности. В этом смысле письменность, книгопечатание и электронные СМИ маркируют важнейшие эволюционные инновации техники, посредством которых речевые действия преодолевают пространственно — временные ограничения коммуникации.
Медиатизация практик достижения согласия означает в любом случае образование все более масштабных комплексов интеракций, которые, однако, принципиально различаются по своему характеру. Обезмолвленные медии коммуникации сплетают интеракции в сложные сети, которые становятся все в меньшей мере прозрачными и подконтрольными для самих действующих субъектов, тогда как медии, конденсирующие и поднимающие языковую коммуникацию на более высокую ступень, обеспечивают связь все более масш — табных и разветвленных сетей коммуникации с культурными традициями и их зависимость от действий компетентных субъектов.
В этих противоположно направленных тенденциях заявляет о себе поляризация двух типов механизмов координации действий и глубокое разъединение системной и социальной интеграции. С обособлением общественных подсистем системные механизмы начинают создавать собственные — нормативно нейтральные — социальные структуры, автономные относительно жизненного мира (правда, они все еще сохраняют минимальную обратную связь с повседневными коммуникативными практиками через базовый институт граж — данского права). Причем разъединение системной и социальной интеграции не означает, что между ними устанавливается отношение однонаправленной линейной детерминации:
скорее стоит говорить о возможности детерминирующих воздействий в обоих направлениях. Те институты, которые укореняют экскоммуникативные регулирующие механизмы в жизненном мире, способны канализировать как воздействия жизненного мира на формально организованные области дей — ствия, так и воздействия системы на коммуникативно структурированные сферы. В первом случае они выступают как институциональные рамки, подчиняющие сохранение системы нормативным ограничениям жизненного мира; в другом — как базис, подчиняющий жизненный мир системным детерминирующим воздействиям материального воспроизводства.