Сущность диалектики и ее основные принципы
1)Диалектика – в современном значении это понятие, которое обозначает философскую науку о наиболее общих или всеобщих законах развития общества, природы, мышления и познания.
Таким образом, диалектика – это теория развития, вскрывающая и познающая посредством категорий универсальные связи бытия.
Диалектика – это учение о всеобщей связи природы, общества.
Исторические формы диалектики:
-1)Античная диалектика (Гераклит).
-2)Древнекитайская диалектика (Учение Дао – Дао путь, которым ходят люди)
-3)Идеалистическая диалектика (Гегель).
-4)Материальная диалектика (Маркс).
Формы диалектики:
-1)Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития.
-2)Субъективная диалектика – это отражение в сознании людей этих законов, которые стали законами мышлении или диалектической логики. Сознательно примененная логика процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом.
Объективна и субъективная диалектики - это не две разные диалектики, это одна, имеющая разные формы.
-метафизика.
- у Аристотеля метафизика – это первая философия, которая рассматривает сущее как таковое.
- начиная со Средневековья и до наших дней метафизикой называют учение о сверхъестественных духовных первоначалах бытия, наука о том, что пребывает за пределами границы бытия.
- Гегель и последующие философы метафизикой обозначили метод познания, который рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно.
-категория – это предельно общее понятие, которое отображает наиболее общие существенные свойств, связи и отношения предметов и явлений реального мира. Каждая наука имеет свою систему категорий. Основные: материя, бытие и т. д.
-закон – это существенная необходимая повторяющаяся связь между явлениями и процессами бытия. Закон устанавливает причинно-следсвенную связь.
-развитие – это философская категория, которая отображает единство прогрессивных усложняющихся и регрессивных нисходящих качественных изменений, которые характеризуются необратимостью, противоречивостью и неодолимостью нового в процессе самого движения и саморазвития.
-принцип – это основные исходные положения как-либо теории или науки. Принципы диалектики – это всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которое имеет исходное значение для мыслительной и практической деятельности.
Основные принципы диалектики:
Принцип всеобщей связи: В бытии все взаимосвязано. Принцип связи порождает и другие принципы диалектики:
-принцип детерминизма;
-принцип противоречивости;
-принцип преемственности;
-принцип необходимости.
Принцип развития: В реальном бытии все не только движется, изменяется, но и переходит от одного качества к другому, то есть развивается, имеет всеобщий универсальный характер.
Принцип связи ориентирует на то, что реальные связи не приносятся из неоткуда в бытие, они присущи самому бытию. Основную роль играют внутренние связи.
2.Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположности находятся в диалектическом равновесии, друг без друга они существовать не могут.
Противоречие – это то, что на самом деле движет миром.
Противоположности – это:
1)два направления, которые предполагают друг друга ( «+» и «-» ).
2)два направления, которые исключают друг друга.
3)тождественные в измерении (рис.1)
Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно существуют, а образуют диалектическое единство, обуславливая друг друга.
Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей, которое образует в объектах внутреннее напряжение, противоборство, внутреннее беспокойство.
Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны, взаимодействие противоположностей определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.
В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы:
1) тождественность;
2)отличие;
3)этап выявленных противоречий;
4)конфликт;
5)разрешение противоречий.
Классификация противоречий:
1)внутренние противоречия (играют ведущую роль при определении источника развития).
2)внешние противоречия (между системами).
3) основные и не основные, главные и неглавные противоречия.
Методологическое значение закона: он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.
Субъективизм трактовки противоречивости:
теория софистики;
теория эклектики.