Материя и сознание. Взгляд на сознание в истории философии: идеализм, дуализм, вульгарный материализм, гилозоизм, диалектический материализм
Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория
философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком его мозгом и психикой внешнего мира. Духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии,социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной еятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных(аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир,душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.Сознание является результатом, историческим продуктом социальной,общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный,творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении
психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна.
При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.Большинство представителей материалистических философских системрассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение –один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, тосознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения вмозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, этоспособность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание –творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших,окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное,идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно.Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков―мир идей‖ Платона, ―абсолютная идея‖ Гегеля. В идеализме ―мир идей‖,―абсолютная идея‖ активны; материя, природа – пассивны, косны.Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной косной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого
философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д.. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такоефилософское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец
всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм –философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия ―бог‖,―природа‖, ―душа‖. Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока Ал-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего,рассматривает душу, сознание человека как основу личности,формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего Интересную трактовку дает сознанию современная философия существования – экзистенциализм.