Происхождение философии
В 1890 году в Варшаве вышла работа Генриха Егоровича Струве «Введение в философию», в которой он говорил о необходимости формирования новой дисциплины – «философии философии», его можно, в принципе, считать основоположником теории философского знания, хотя эта «метафилософская» проблематика присутствовала в почти в философствовании всех философов до и после него. Действительно развитие философии, если оно вообще существует, имеет один интересный момент- кроме рефлексии над артефактами культуры или над открытыми теоретической деятельностью
ПИСЬМЕННОСТЬ
Огромное значение для истории человечества явилось формирование письменности. Именно открытие письменности создало возможность кумулятивному накоплению знаний, создало герменевтическую традицию толкования текстов, что, в конечном счете, привело к созданию философии. Наука, философия, история – это все дети письменности. Магическая сила слова, именно слова записанного, ставшего независимой, материальной реальностью привела к возникновению философии. Многих удивляет, и они стараются избежать того яркого факта, что почти все первые философы ставили логос, т.е. слово, на первое место в своих философских построениях. Античные риторы вообще были первыми конкурентами философии. Философия возникла именно тогда, когда «знак» стал отделяться от «предмета», который обозначал этот знак, и в этом «разрыве», где «блуждало» пространство значений и возникло философствование, как деятельность по толкованию и уточнению значений. Как правильно писал отечественный философ позитивистского направления П.В. Юшкевич (1873-1945): «…момент философского удивления с того и начинается, что знак отделяется от означаемого» (Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. Спб., 1995 с.113)
Известный польский социолог Ежи Шацкий писал: «Дописьменные общества – это народы без истории, потому что у них непрерывно идет «гомеостатический процесс забывания и трансформации», в результате которого сохраняется исключительно то, в чем есть нужда в данный момент. ..В письменных обществах культурное наследие постепенно утрачивает эту одномерность. Опосредованность передачи создает необходимость его постоянной интерпретации и делает возможным различное его понимание. Множественность передач создает ситуации, в которых они друг другу противоречат: нужно между ними выбирать, а их достоверность уже отнюдь не очевидна. Картина прошлого перестает быть связной, поэтому-то современность не может брать за образец прошлое как таковое» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М.,Прогресс,1990 с.292-293). Вот тут-то и возникла необходимость размышлять, философствовать.
Философствуя, выбирая, человек был вынужден уточнять перепутанные многими напластованиями в традиции значения того или иного символа мифологической ментальности, он был вынужден их упорядочивать. В этом отношении вспоминается, в частности, Мирча Элиаде, который писал: «Благодаря культуре, десакрализованный религиозный мир и демифологизированная мифология питали всю западноевропейскую цивилизацию, единственную цивилизацию, которой удалось сохранить значение образца и примера. Здесь дело идет о чем-то большем, чем только о победе логоса над мифом. Здесь речь идет о победе книги над устной традицией, о победе документа, и, прежде всего, документа письменного, над пережитым опытом, располагающим только долитературными средствами выражении» (Элиаде М. Аспекты мифа. 1995. С.159)
Социально- хозяйственный аспект (доработать)
Родиной философии по праву считают Грецию. Огромную роль в создании условий для возникновения философии сыграли реформы Солона (начало VI в. до н. э.), в результате которых в античной Греции возникла частная собственность, чего не было более во всем мире. После этого и возникли две разные культуры – европейские и неевропейские. Как правильно подчеркивает наш известный историк Л.С. Васильев: «..европейский путь развития – это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая), при которых частнособственническая активность, хотя временами, в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете, была ведущей и структурообразующей. Именно господство частной собственности, огражденное системой соответствующих политических, правовых и социокультурных институтов, породило капитализм и тем самым заложило основу бурного экономического развития не только Европы, но и всего остального мира» (Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1994 Т.1, с.18). Одним из социокультурных в сфере идеологии институтов выступила философия как форма рационалистически- индивидуального сознания, адекватно соответствующего торговому типу древнегреческого общества, основанного на индивидуальной частной собственности и идеологии товарного обмена. В данном случае можно кое в чем согласиться с радикальным экстерналистом Дж. Томсоном, который утверждал следующее: «.. в цивилизованной мысли древнейших времен вплоть до настоящих дней господствовало то, что Маркс называет товарным фетишизмом, то есть «ложным сознанием», порожденным общественными отношениями товарного производства. Мы видим, как в древнегреческой философии это «ложное сознание» постепенно возникает и представляет миру категории мысли, происшедшие их товарного производства, таким образом, как будто эти категории принадлежали не обществу, а природе. Парменидовское «единое» вместе с более поздней идеей «субстанции» может поэтому быть определено как отражение или проекция субстанции меновой стоимости» (Томсон Дж. Первые философы. М.,1959 с.286)
Греческая философия сформировалась как идеология купцов, мореплавателей. Это слой греческого общества, который испытал влияние множества средиземноморских культур, для которого «коренная» греческая культура не имела решающего значения. Эта идеология под именем философии получила распространение в Греции именно в тот период, когда этот социальный слой стал ведущим и определяющим стиль жизни в афинском полисе. В отношении этого прав японский философ Якагида Кэндзюро: «Историческая культура может достигать полного и всестороннего развития на том историческом пространстве, где различные культуры взаимно перекрещиваются с наибольшей полнотой. Возможно не будет преувеличением сказать, что причиной, породившей отставание культуры на Востоке, явилось отсутствие здесь своего Средиземного моря» (Якугида Кэндзюро Философия истории. М.,1969 с.130-131)
Но суть состоит не только в этом. Выдающийся историк Франции Ф. Гизо правильно подчеркивал, что европейский стиль жизни и его преимущество состоит в том, что различные начала в европейской культуре «не имея возможности уничтожить одно другое, принуждены были волей-неволей существовать совместно и примирились путем компромиссов. Каждое из них ограничилось той ролью в ходе развития, которая приходилась ему по праву: повторяем: тогда как в других странах господство одного начала порождало тиранию, в Европе результатом разнообразия и постоянной борьбы элементов цивилизации явилась свобода» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе Спб. 1905 с.27). Именно в период плюрастичности и многообразных стилей жизни, которые уживаются друг с другом, рождается множество философских учений. С этим же связана не только, как было сказано, мобильность, присущая мореплавателям и торговцам, но внутренняя социальная мобильность – постоянный динамизм жизни греческого общества. И как писал К. Манхейм: «Только тогда когда к горизонтальной мобильности присоединяется интенсивная вертикальная мобильность, т.е. быстрое движение между социальными слоями, социальное восхождение и нисхождение, вера в общую и вечную значимость собственных форм мышления начинает колебаться. Вертикальная мобильность является тем решающим фактором, который порождает в людях неуверенность и скепсис по отношению к традиционному представлению о мире» (К. Манхейм Диагноз нашего времени. Юрист., М.,1994 с.12). Именно скепсис, динамизм форм мышления есть исходная основа создания условий для возникновения философии.
Истинный расцвет философии в Греции приходится на век Перикла в лице софистов. Именно в их лице мы видим крайнее выражение философии как технологии модернизации культуры. Как правильно пишет П.П. Гайденко софисты «выступили с критикой всех оснований старой цивилизации. Они видели порок этих оснований – нравов, верований, обычаев, устоев – в их непосредственности, которая и есть, в сущности, традиционность. Традиция имеет силу всегда лишь до тех пор, пока существует непосредственное доверие к ней. Она держится не силой оружия, не силой сознания, не силой логики и аргументов, а силой бессознательности, силой непосредственности. Непосредственность – это огромная мощь, против нее бессильны армия, оружие, прямое нападение. Но есть враг, против которого она беспомощна. Он тихо, сперва незаметно, подобно кроту, подрывает почву, на которой стоит традиция. Враг этот – жажда опосредования, стремление обосновать, доказать, найти для данного просто так – рациональное обоснование»(Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.,1980, с.131). Но тем не менее, как правильно подчеркивает И.Т. Касавин: «Рефлексия здесь вырастает до осознания традиции и ее границ, но не доходит до признания собственного участия в ней, а потому остается в ее пределах» (Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.,1990 с.31). Греки еще не «рисковали» полностью отказаться от своих традиционных верований, потому в основном их философствование осуществляется путем истолкования и рационализации традиционных верований.
К этому нельзя не прибавить то, что философия всегда была завязана на систему греческой системы образования – пайдейи??
Правильно подчеркивает известный антиковед В.Йегер: «медицина заняла столь огромное место в греческой культуре потому, что, основываясь на непосредственном опыте в изучении человека, она ближе всего подошла к открытию неистребимого стремления греческой души к гармонии. В высоком смысле слова можно сказать, что греческий идеал образования был также и идеалом здоровья» (Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М.,1997 с.47)
Мифологический аспект
Ф. Х. Кессиди подчеркивал, что: «Становление философской мысли явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологического отождествления к художественному сравнению и от художественного сравнения к научной аналогии и отвлеченному понятию» (Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.,1972 с.303). Такой же точки зрения придерживался наш отечественный историк философии А. С. Богомолов, который утверждал следующее: «философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе» (Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985 с.23)
Этой же точки зрения придерживается «авторитет» по истории античной философии А.Лосев:
«Открытие разума греческой философией было важным событием в истории познания. Человек раскрыл в себе силы, которые раньше были в дремлющем состоянии. Человек овладевает своим разумом, и разум становится самостоятельным. Эмоциональная жизнь человека зависела от впечатлений чувственного мира, мысль находилась в исключительной власти мифологического мироощущения и традиции. Разум же освобождается и освобождает. Он и обогащает человека, и обедняет его.»(Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995 с.183)
Некоторые антиковеды ведут происхождение философии из «духа мистики» как К. Йоль. В своей работе «Происхождение натурфилософии из духа мистики» (1906) К. Йоль утверждает, что натурфилософия древних греков возникает из чувства общности с мистикой. Более того, он утверждает во втором издании своей книги следующее:».. в целом познание природы есть изобилие понятий, взятых из мистики или, точнее, общности с ней: мир как единство и бесконечность, мир как единство множественности (разнообразия), как гармоническая система, мир как порядок, законность и необходимость, мир как развертывание силы и жизни и в противоположность этому как материя и элементы, мир как изменение и круговорот, как каузальная последовательность, как развитие.. это, пожалуй, высшие основные понятия, вся основная схема познания природы, которая была дана в мистике» (Joel R. Der Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der Mystik. Jena, 1926 S.125-126)
Известный антиковед В. Йегер интерпретирует философию древних греков как «рациональную теологию». Он утверждает следующее: «великие мысли древних мыслителей о «природе» и «универсуме» были для них непосредственно связаны с новым пониманием божественного. В этом единстве духовного постижения бога и интеллектуального открытия сущего лежит происхождение всех позднейших философских теологий греков»(Jaeger W. Die Theologie der fruhen griechischen Denker. Stuttgart, 1953. S.5) Йегер, как и известный Аврелий Августин считает греческую философию предысторией христианской религии.
Вызывает особый интерес концепция английского ученого Е.Р. Доддса. В своей работе «Греки и иррациональное» (1951) он излагает оригинальную концепцию, дает совершенно иной образ античности, который был дан в немецком гуманизме XVIII века Винкельманом, Гете и Шиллером. Если этими мыслителями был создан рационалистический образ античности, Доддс создает иррациональный образ её.
Как правильно подчеркивал М. Элиаде: «Миф оказался превзойденным лишь после открытия Истории, точнее после пробуждения исторического сознания в иудеохристианстве и расцвете этого сознания у Гегеля и его последователей, только после радикальной ассимиляции того нового способа бытия в меру человеческого существования. Но вряд ли можно говорить об уничтожении мифологического мышления» (Элиаде М. Аспекты мифа. М., Инвест- ППП, 1995. С.117)
Гносеологический аспект.
Как правильно подчеркивает В. Виндельбанд «..история античной философии есть прежде всего рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в то же время она также и история зарождения отдельных наук.. Начала научной жизни.. лежат в античной философии, определяют все её дальнейшее развитие. При относительно небольшом объеме познавательного материала – греческая философия с какою-то особенно величественной простотой создает * определенные формы для его научной разработки, со смелой неустрашимостью мысли развивает она все необходимейшие основные положения миросозерцания. В этом и состоит типичческое свойство античного мышления и высокопедадогическое значение её истории» (17-18) Виндельбанд В. История древней философии Киев 1995
Как говорил П.Л. Лавров в статье «Современные германские теисты»(1859): «Результаты человеческого развития есть научная истина, художественное произведение, личная доблесть, гражданское устройство, но без философских созерцаний (пожалуй, грез) не было бы ни науки, ни искусства, ни доблести, ни закона. Все это есть историческое осуществление в практике стремлений, которых цель лежала далеко за возможностью осуществления. Эта вечно недостижимая призрачная цель была истинным двигателем истории, истинною сущностью фактов развития человечества» (Лавров П.Л. О религии. М.,1989 с.35)
Наш лидер философии науки В.С.Степин пишет, что включение «научного знания в культуру всегда предполагает его философское обоснование, которое осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция»,2000 с.259-260). Он пишет далее, что категориальный аппарат обыденного мышления «часто оказывается недостаточным для целей научного познания, так как изучаемые наукой объекты могут радикально отличаться от фрагментов освоенного в производстве и обыденном опыте предметного мира.
Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.
Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу для будущего понятийного аппарата» (там же с.263-264)
Как правильно утверждает Вильгельм Виндельбанд: «научный интерес античной, особенно же греческой, философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования; но он поддерживается в равной степени также и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее продолжения в развитии духовной жизни Запада.
Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, реки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как и искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Таким образом, история античной философии есть прежде всего рассмотрение происхождения западной науки вообще.(Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995 с.17)
Жмудь (пифагорейцы)
\\\\
Но, с другой стороны, надо всегда учитывать, к подчеркивал, в частности, «модный» М.К. Мамардашвили, что «..философия не дает никаких знаний, она ничего не сообщает, поэтому запомнить ничего нельзя, хотя и есть толстые книги. Философия может лишь сообщить определенный способ мысли, который постоянно должен воссоздаваться человеком на собственный страх и риск» (Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М, 1997 с.26)
Эстетический аспект
Как пишет талантливый исследователь античной эстетики В. Бычков: «Эстетическое сознание –наиболее древняя и универсальная форма духовного мира человека, при этом – высокоразвитая форма духовного мира человека, при этом – высокоразвитая и ориентированная на глубинные, сущностные основы бытия. Именно поэтому эстетические ценности как универсальная квинтэссенция духовного потенциала Культуры, оказываются менее всего подверженными коррозии времени и менее всего зависят от языковых, этических, религиозных и т.п. границ, существенно влияющих на другие ценности и формы сознания» (Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. М.,1995. С.336)
Далее надо отметить, что философия имела образом именно активно ведущееся строительство городов, использующих принципы гармонии в строительстве. Это было «архетипом» философов того времени, храм как космос, как гармонически устроенное. Архетип «неба» – как исходный «архетип» вообще рациональной ментальности, сложившийся еще в первобытности. Циклическое движение звезд как основа для организации сознания у «проточеловека»
Об этом хорошо писал Ахутин эксперимент—цит….
\\\\\\\\\\
НО:
Известный во второй половине XIX века философ Э. Дюбуа- Реймон отмечал: «Древняя культура погибла не от того, что почва областей Средиземного моря стала редка фосфорной кислотой и камнем, а от того, что культура эта покоилась на зыбком песке эстетики и умозрения, который без труда был размыт под ней бурным потоком варваров» (Дюбуа- Реймон А. Культурная история и естествознание. М.,1900. С.22)
ВЛИЯНИЕ ВОСТОКА
Некоторые ведут происхождение философии с Востока, и сами греки не указывали на это. Но в эпоху Птолемеев в Египте стало популярным мнение о том, что греческая философия есть заимствование египетской мудрости жрецов. Далее христианские апологеты довольно убедительно обосновывали происхождение греческой философии из учения древних иудеев. Тем не менее, восточное влияние тут имело иной характер. Традиция имеет своеобразный механизм действия, который можно назвать «эффектом нерадивого ученика». Ученик, плохо слушавший уроки учителя, что-то улавливает из его речи, зачастую не понимая смысла того, что ему дал учитель, а затем, исходя уже из своих «понятий» о смысле предмета, «домысливает» за учителя, привнося в это что-то иное, и иногда это иное не является полнейшим бредом и набором бессвязных слов. В данном случае мы имеем именно такой характер влияния.
Философия и агональный характер греческой культуры
Как писал Я.Э. Голосовкер(1890-1967) – наш отечественный философ и литературовед: «Агонистика, то есть соревнование первенства ради, с его славословием победителю при восторженном преклонении эллина перед героем и при культе героизации,- ведь победитель есть герой? – пронизывало официально или вольно всю общественную жизнь Эллады: состязания атлетические, состязания конные, состязания в красоте, состязания мусические- рапсодов, сольных поэтов, мелических хоров, трагедий и комедий, музыкантов-виртуозов, то есть атлетов и кифаристов; состязания в речах, философских спорах с их утонченной эристикой и диалектикой – все равно где: на рынке, на сцене, в суде, в народном собрании, на пирушке, на арене гимназиума или ипподрома, на поле битвы, в Одеоне, то есть в филармонии, - здесь личное тщеславие находило выход»(Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Наука.,1987 с.79) уточнить цит.
Греки – народ довольно экспансивный, обожали культ Диониса. Вся его культура того времени построена на этом культе. И если вспомнить известного современного оригинала Теренса Маккену, который считал, что возникновение человеческой культуры обусловлено употреблением психоактивных химических соединений; то греки, в пищевой рацион которого входило ежедневно около литра вина (которое в густонаселенных городах-полисах служило своеобразным антисептиком типа хлора в нашей воде), то, надо предположить, что грек был постоянно пьян, его жизнь- это постоянная попойка и агональное веселье, перемежаемое глубоким похмельем, в период которого, видимо, творились разного рода философские произведения, ибо следы этого глубокого похмелья действительно в них наблюдаются
«Греческая агонистика.. была порождением тяготевшей к различным формам демонстративного потребления древнегреческой аристократии и сложилось во времена её безраздельного господства» (Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII-V в. до н.э. Л.,1985. С.111)
«В эпоху, которую мы характеризуем как эпоху «культурного переворота», выдающиеся деятели культуры снискивают себе славу, сравнимую с тем, что выпадала на долю атлетов» (Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII-V в. до н.э. Л.,1985. С.135)
«Таким образом, в Греции сложилась обстановка, когда художественное, философское и научное творчество стало престижным занятием и могло, в определенных условиях, стать источником средств к существованию» (Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII-V в. до н.э. Л.,1985. С.143)