Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли
Лекция 7. Современная западная философия (XIX - ччсXX вв.)
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в западной Ёфилософской мысли.
2. Основные направления современной западной философии.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов.
1. Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX века рассматривалась только в негативном свете.
2. большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения.
3. Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху.
4. Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностями классической философии XIX века является:
§ вера (культ) в разум (под которым понималась не только мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)
§ вера в рациональное познание, в науку и прогресс
§ вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).
§ убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и
§ познаны общечеловеческие идеалы и принципы.
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие
рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические
изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу
«империализм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:
I. Наука:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.
1. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.
2. Создана квантовая механика и ядерная физика.
3. В биологии выяснен механизм наследственности.
Усиливается связь науки и техники:
§ создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
§ радиосвязь и телевидение связало весь земной шар
§ в начале 40-х создано ядерное оружие
§ развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.
Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно-технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно-технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
II. Общество:
1. Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное)
2. Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.
3. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.
Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.
И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:
1. Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю.
2. В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира.
3. Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений.
4. Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для
5. него ценность.
Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:
§ с одной стороны, стремление придать новую жизнь классике
§ с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию.