Позитивистская традиция в философии

С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857) и английские философы Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903). Это был позитивизм «первой волны».

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, представители которого единственным источником знания считают частные науки, дающие позитивный (фактический) материал. Наука должна быть организована на эмпирическом знании. Отсюда вывод: философия теряет свой предмет исследования, она сводится к синтезу всех конкретно-научных знаний.

Второй этап в истории позитивизма относится к к. XIX в., его представляют австрийский философ Эрнст Мах (1838 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 – 1896). Позитивизм «второй волны» получил название эмпириокритицизм, или махизм. Философия сводится к теории познания. По Маху, следует очистить опыт от всех метафизических (философских) положений. Философия должна стать нейтральной, свободной от мировоззренческой проблематики (материализма и идеализма).

Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом (от лат. positivus –положительный, и neo – новый, возрожденный). Неопозитивизм ориентирует философию на науку, отказывает ей в праве самой быть наукой. Задача философии – логический анализ языка науки. Таким образом, философия понимается как аналитическая деятельность. Вследствие этого неопозитивизм, начиная с 50-х гг. XX в., называют аналитической философией, она представлена двумя школами: логический позитивизм и лингвистический позитивизм.

Логический позитивизм возник в 20-х гг. XX в. в рамках «Венского кружка»: Мориц Шлик (1882 – 1936), Рудольф Карнап (1891– 1970), Курт Гедель (1906 – 1978). Развивается Львовско-Варшавской школой: Казимеж Айдукевич (1890 – 1963), Альфред Тарский (1902 – 1983).

Логический позитивизм внес значительный вклад в разработку логического аппарата математической логики. Исследования по созданию искусственных, формализованных языков обеспечили возможность создания языков программирования.

Логический позитивизм предложил процедуру проверки предложений на предмет их осмысленности, которая получила название «верификация». Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку. Однако строгое применение этого принципа не всегда возможно. Например, не поддаются чувственной проверке общие положения и многие законы науки.

Лингвистический позитивизм понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению обыденного языка. Язык науки всегда содержит неформализуемый остаток, который выражается средствами естественного языка.

Представители данного направления – Джордж Мур (1873 – 1958), Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951), Джон Остин (1911 – 1960) и др.

Кризис внутри позитивизма связан с появлением и развитием в 60-70 гг. XX в. постпозитивизма, который пересматривает проблематику самой философии, ее роль в науке и обществе, методологию научного исследования. Представители – Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун, Стивен Тулмин, Пол Фейерабенд, Эвандро Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие, динамика научного знания. Исследуются такие вопросы: социокультурная детерминация науки, возникновение новых теорий, взаимоотношения конкурирующих научных концепций, критерии разграничения науки и ненауки и т.п.

Английский философ К. Поппер (1902 – 1994) разработал концепцию «ростанаучного знания» путем смены одной теории другой, ввел принцип фальсификации (положение, претендующее на статус научности, необходимо стараться опровергнуть; если это не удается, то его можно считать если не истинным, то оправданным; если удается, то такое положение отбрасывается и заменяется новым).

Американский философ Томас Кун (1922 – 1996) предложил модель развития науки как функционирования парадигмы и ее смены другой парадигмой в результате научных революций. Парадигма – образец, матрица, включающая общие теоретические стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки, задающие способ видения универсума. Революция в науке означает смену парадигмы, появление новых научных теорий, задач и методов решения научных проблем.

Английский философ И. Лакатос (1922 – 1974) рассматривает науку как целостную развивающуюся систему, эволюция которой представляет собой смену ряда последовательно связанных научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа как совокупность определенных теорий включает в себя: а) «жесткое ядро» (принятые допущения); б) «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы); в) нормативно-методологические правила (регуляция дальнейшего исследования).

Американский философ П. Фейерабенд (1924 – 1994) отстаивает позицию теоретико-методологического плюрализма (анархизма). В науке «все дозволено», универсальных методов не существует. Наука иррациональна, представляет одну из форм идеологии.

Таким образом, постпозитивизм заявил о неотделимости философии от науки, отказался от жесткой демаркационной линии между наукой и метафизикой.

Наши рекомендации