Основной вопрос философии

Мир един и многообразен - в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа - это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира - это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

3. Выделим следующие исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока.

2.Античная философия (изучает природу и человека в мире).

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку).

4. Философия нового времени.

5. Немецкая классическая философия.

6. Отечественная философия XI-XIX

7. Диалектика – материалистическая философия

8. Зарубежная философия XX в.

Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать .Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса.

4) См тетрадь

5) Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и философия Сократа (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы , что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии.

6) Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и философия Сократа (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы , что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии.

7) В учении Аристотеля философия подразделяется на три вида, а именно: на теоретическую, практическую и поэтическую. Теоретическая изучает вопросы бытия, появление всего существующего. Практическая занимается изучением деятельности человека и устройства государства. Принципом поэтической философии является художественная способность. Считается, что мыслитель вывел по факту и еще один ее вид – логику.

Исходя из этого, философ делает определенные выводы:

всему присуща материя и форма;

внутреннее содержание предмета обусловлено изменением его материи, формы (либо чем-то одним);

череда последовательных превращений из материи в форму и обратно – это природа.

8) Эллинистическая философия внесла некоторые изменения в идейную направленность учений того времени, эти изменения были обусловлены, прежде всего, политическими и социально-экономическими переменами в развивавшемся обществе. Мыслители периода эллинизма основной упор делали на решение проблем человеческой морали, проблем поведения личности в обществе. Эллинистическая философия ознаменовалась революционными для того времени идеями о признании за рабами их человеческого достоинства, некоторые философы даже высказывали мысли о том, что рабы могут обладать высшими моральными качествами. В итоге развития новых философских воззрений на мир и на общество в целом, две старые школы, основанные Платоном и Аристотелем, постепенно утратили свой авторитет, и отошли на второй план.

9,10) См тетрадь,

Схоластика – это философское направление, созданное для обоснования церковного вероучения. Многие католические догматы с трудом воспринимаются. Поэтому схоластика – это философское направление, которое часто использовало искусственные, формальные аргументы для обоснования постулатов католической церкви. Порой такие доводы были, по сути, «высосаны из пальца». В целом материал, с которым работали мастера католической мысли, был далек от реальной жизни. Как пример можно привести трактат Боэция "О благости субстанций в силу их существования". Поэтому в нынешнем представлении многих людей схоластика – это некое искусственное учение, нигде не применимое в реальной жизни. Основной ее предмет – это вопросы религии и теологии. Схоластика в философии – это система рассуждений, основанная не на разборе отдельных тезисов, как, например, это было принято у античных мыслителей, а на анализе языковых средств, которыми сформулированы те или иные постулаты. Этим отчасти и объясняется оперирование искусственными терминами, непрактичность и сухость самого учения.

11) Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV–XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два – от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм – была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике

12) Основной период, к которому относится философия нового времени, - это17-18 века. Для этого этапа развития философской мысли характерно существование нескольких направлений. Это английская философия 17 века (эмпиризм) во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком; рационализм во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой; философия просвещения 18 века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо); французский материализм 18 века (Ламетра, Гольбах, Гельвеций). Философия нового времени общая характеристика может быть дана так. Интенсивное развитие наук приводит к приобретению ими предметов, стройно выведенных законов. Каждая из наук определяется со своим предметом, проблемами, определяющими ее сущность и природу. Особенно заметной становится тенденция разделения наук и философии.

13,14) И. Кант выступает на засадах истинного идеалиста, рассуждая об априорности знания (то есть того, какое мы имеем еще до эмпирического опыта). Есть определенные знание, которые мы уже имеем – они-то и предшествуют опыту. В его систему познания также входит апостериорный опыт, который выводится из полученной информации. Знание состоит из содержания и формы. Форма имеется в нашем разуме в процессе познания (мы ее получаем эмпирическим способом), однако есть и доэмперическое знание, которые уже есть в нашем разуме, а процесс исследования неэмпирических условий апостериорного знания, по учению И. Канта, называется трансцедентальным. Мы познаем мир благодаря определенным категориям (единичность, множество, цельность; действительность, отрицание, ограничение; субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность). Накладывая категории на внешний мир, мы получаем широкий опыт, глубину суждения, а значит качество знаний.

15,16) Кант поставил основные проблемы, которые затем решала вся последующая немецкая классическая философия. Кратко (Кант очень сложный философ, но попытаемся упростить его схемы) это звучит так. Что и как может человек знать, как ему действовать, чего ожидать, и вообще, что он сам такое? Чтобы ответить на первый вопрос, философ рассматривает этапы мышления и их функции. Чувства оперируют априорными формами (например, пространство и время), рассудок – категориями (количество, качество). Факты, взятые из опыта, с их помощью преобразуются в идеи. А разум с их помощью выстраивает априорные синтетические суждения. Так происходит процесс познания. Но разум содержит в себе еще и безусловные идеи – о единстве мира, о душе, о Боге. Они представляют собой идеал, образец, но рационально их вывести из опыта или доказать невозможно. Всякая попытка сделать это порождает неразрешимые противоречия – антиномии. Они указывают, что здесь разум должен остановиться и уступить место вере. Раскритиковав теоретическое мышление, Кант переходит к практическому, то есть к морали. Ее основой, как считал философ, является априорный категорический императив – выполнение нравственного долга, а не личных желаний и склонностей. Кант предвосхитил многие особенности немецкой классической философии. Кратко остановимся и на других ее представителях.

17)Постклассика - философское направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую филосо­фию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая философия максимально полно для своего пе­риода объяснила сущность бытия, познания и других фило­софских проблем с позиций идеализма. Постклассики пред­ставили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической философии они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку.

Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Предствители неклассиче­ской философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма догегелевского периода, например, пла­тоновского и найти новые подходы в рамках старого до­классического идеализма.

18,19) См тетрадь

20,21,22,24,25) См тетрадь( последняя тема)

Феноменология:
Сущность бытия - феномен. Мы постигаем мир через него. Мир есть совокупность этих феноменов. Жизнь человека есть феномен. Феномен есть проявления бытия.
Феномен - каждый составной элемент жизни.
Мир постигается нами не налично, а через эти самые феномены. Это происходит субъективно, т. е. через создание образа самим человеком. Образа реальности! Получаем реальность не как чистую, обесчеловеченную данность, а как то, что строится в восприятии человека.

Герменевтика- направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по­нятым.

Предметом исследования,как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций- случаев, когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.

2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров­кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

Постмодернизм – философия, проповедующая отказ от прежних идеалов, но при этом не создающая новых, а, наоборот, призывающая отказаться от них в принципе, как от идей, отвлекающих от настоящей жизни. Ее идеологи стремятся создать принципиально новую, радикально отличающую от всего известного доныне, «жизнетворческую культуру», в которой человек должен обрести абсолютно полную, ничем не ограниченную (в том числе и рамками разумности и совести) свободу. Порядок в культуре они хотят заменить хаосом, чтобы культур стало великое множество, аналогичным же образом должны стать разнообразными политические системы, между которыми так же не должно остаться граней.

Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Гот-лоб Фреге (1848-1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания - как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.

Общая характерная черта данного направления - детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки. Сторонники второго считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор.

Исходные проблемы и понятия аналитической философии были сформулированы в статье Г. Фреге «О смысле и значении» (1892)

23)Философия возникла много позже мифологии. Свое первоначальное содержание философия черпала из мифов. Однако вместе с тем, проблема возникновения философии - не просто проблема появления новой формы общественного сознания, но в первую очередь проблема преодоления мифологического способа мышления. Это, во-первых, отказ от антропоморфизма. Философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир. Во-вторых, это рациональное преодоление иррациональной стихии. В-третьих, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых зиждется миф, абстрактными понятиями. В-четвертых, вместо ассоциативной связи образов мифа философское мировоззрение пользуется логическими связями понятий. В-пятых, в отличие от мифа, исключающего сомнение, философия не может существовать без сомнения, без рационального обоснования. Миф же достоверен не доказательством, а силой непосредственного переживания (С. Н. Булгаков) .
И для религии, и для философии характерно стремление к Абсолюту. Любое философствование, доходящее до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей «сверхъестественных» (т. е. сверхфизическо-природных) . Очевидно, без трансцендентных актов выхождения за пределы опыта не существует ни философия, ни религия. Трансцендентный (от лат. transcendere - переступать) понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. И философия и религия развертываются вокруг определенного духовного опыта. Им обеим принадлежит миссия - «очеловечивать» мир. Гуманистическую функцию выполняет, конечно, не всякая философия, а та, которая наполнена глубоким этическим содержанием.
Основное различие между философией и религией в том, что всякая религия опирается на веру и авторитет, а философия готова все подвергнуть сомнению и стремится к рациональному обоснованию.
Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение проявляется и в том, что великие произведения искусства всегда были насыщены философскими идеями, а философские произведения нередко принимали художественную форму. Между искусством и философией существует плодотворное напряжение. Что отдаляет их друг от друга? Философия - царство понятия, «бесконечное усилие понятия» , а искусство - образное освоение действительности. В искусстве превалирует индивидуальное, единичное, философия же предметом своего изучения сделала всеобщее. Безусловно, искусство тоже может отражать общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах.
Философия - особая форма деятельности человека, отличная от науки, но тесно связанная со становлением и развитием науки. В чем состоит их различие?
Во-первых, если научные исследования ведутся по отдельным предметам, то философия имеет дело с бытием в целом. Философия направлена на общее, а наука - на частное.
Во-вторых, наука снабжает нас все более могучими средствами существования. Но эти средства могут быть использованы и во благо, и во зло. Это зависит от целей, во имя которых их употребляют. А установление подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки. Оно относится к области философии.
В-третьих, научная истина безлична. Научное знание связано с раскрытием объектов, которые взяты «сами по себе» , то есть без привнесения в них чего-либо субъективного, личностного. Философское знание всегда личностно, несет на себе индивидуальный отпечаток творца. В какой-то мере оно даже исповедально.

26) У человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид деятельности. Тем самым он выступает не как замкнутое в себе, а «открытое миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях.

27,28,29,30,31,32 – См ТЕТРАДЬ

33,35,36, См.Тетрадь

34) Сознательное - Основным качественным признаком сознания в философии является его идеальность.Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительный, мир идеального.

Необходимо различать идею о вещи и саму вещь. Такая позиция позволяет критически переосмысливать имеющееся знание о чем-либо. Это основа поиска самостоятельного пути в профессии, да вообще в жизни.

Бессознательное – это то, что управляет нами, но не входит в сферу ясного сознания. Интуитивное решение, в этой связи, – это решение, принятое на

неосознаваемом уровне.

В целом проблема бессознательного является проблемой скрытых детерминант сознания. Что мы знаем в этом вопросе? Что есть вербализованное знание, зафиксированное в понятиях, словах, терминах. Наряду с этим есть довербальное знание, зафиксированное в образах, символах. Оно хранится в свернутом виде в сфере бессознательного как результата усвоенного (т.е. воспринятого знания), но не освоенного (не осознанного творческим образом) знания. В чем разница? При доминировании сферы бессознательного практически невозможно строить стратегические планы, можно и довольно успешно решать тактические задачи. При доминировании сознательной сферы в силу специфического свойства сознания разнонаправленности и равнозначности альтернативных направлений, увеличивается время выбора принятия решения, что в критические для сохранения биологической жизни индивида моменты недопустимо. Вот почему природа дала нам возможность сознательной деятельности, но во избежание потери своей «думающей тростиночки» наделила её и бессознательным.

37) См тетрадь

38) Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы. Способы толкования Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия. Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична. Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить. Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности. Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль. Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности. Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина – то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна.

39) См тетрадь

40) См тетрадь

41) См тетрадь

42) См тетрадь

43) См тетрадь

44) См тетрадь

45) См тетрадь

46) См тетрадь

47) См тетрадь

48) См тетрадь

49) См тетрадь

50) См тетрадь

51) См тетрадь

Наши рекомендации