Тема 9. Русская философия
9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии
9.2.Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)
9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)
9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века
а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)
б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)
в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)
г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков).
9.5. Отечественная философия в 20 веке:
а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),
б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),
в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),
г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев)
Литература:
** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204
** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142
** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.
** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103
** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334
** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Тема 10. Онтология(учение о бытии). Материя и сознание.
10.1.Понятие о бытии. Категория бытияв истории философии
10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи
10.3. Проблема единства и многообразия мира
10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи
10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.
10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.
10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.
10.8. Основные категории философии
Литература:
** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.49-105
** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 204-262, 280-294
** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.225-265
** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.42-76, 176-228
** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.94-117
** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.140-160, 181-205
------------------------------------------------------------------------------
** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.113-118
** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.52-66.
** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010, с.112-118
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
Тема 11. Гносеология
11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии.
11.2. Сущность, содержание и структура познания
11.3. Основные направления в теории познания
11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.
11. 5. Методы и формы научного познания.
Литература:
** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.228-314
** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.355-419
** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.105-136
** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.117-138
** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.279- 296
** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.205-227
------------------------------------------------------------------------------
** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 294-312
** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.158- 173-118
** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие- М., 2010, с.120-126
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
* Резервный материал |
* Трансцендентальныйидеализм Иммануила Канта (1724-1804) |
1755- «Всеобщая естественная история и теория неба» (онтология) 1781- «Критика чистого разума» (гносеология) 1788- «Критика практического разума» (этика) 1790- «Критика способности суждения» (эстетика) 1792- «Метафизика нравов» (этика) |
Два периода в творчестве Канта: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы б) критический период- исследование вопросов гносеологии, этики, религии, эстетики. |
Открытия Канта** о возникновении Солнечной системы ** о существовании внешних галактик ** о расположении орбит планет в одной плоскости ** о спутниках планет, о кольцах Сатурна ** Природа имеет свою историю во времени ( начало и конец)- она не вечна, находится в постоянном изменении и развитии… плоскости |
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека…Существуют два мира |
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром «вещей-в-себе»)-который мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили «миром явлений»)- пример с карандашом в стакане с водой…. |
Кант выделяет три познавательных уровня сознания: ** Чувственность, которая дает возможность ощущений, ** Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; ** Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия). |
«Познания мира начинается с опыта,но они не полные, есть еще познания разумом» - это априорные знания |
Человеческий разум развивается не только в индивидууме, но и в Родечеловеческом- т.е. через поколения- так происходит процесс совершенствования науки и культуры |
*** По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. **???= это материалистическая точка зрения, но ведь Кант идеалист ??? |
Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)
Кант исследовал границы и возможности человеческого познания… и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры(Бог, душа, бессмертие). Антиномии. |
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. |
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма. |
Кант утверждал, что все знание выражаются в суждениях, которые он делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,с другой – на априорные и апостериорные. |
**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант считал такие суждения, в которых содержится информация, не имеющуюся ещё в самом названии. |
**Априорные суждения – предшествующие опыту, он усматривает их на уровне рассудка и выделяет 12 категорий ( субстанция, реальность, причинность, единство, множество…) **Апостериорные – получаемые в результате опыта. |
** Действительный мир («Вещь в себе») хоть и недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долге. *** Его Кант называет «Категорический императив» - этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими. ** Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральныи достойны человека. (напр., решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…) |
** Специфическое свойство морали – быть глубоко внутренним регуляторомповедения. |
Мораль и счастье исключают друг друга |
Этика- есть философия убеждения |
Мораль – ненечто естественное, а нечто сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, требует соблюдения неких правил. |
** Мораль и правоимеют один и тот же источник- практический разум человека, и единую цель- утверждение свободы и справедливости. **Различия между моралью и правом: мораль основана на внутренних побуждениях человека осознании им своего долга, а правоиспользует для обеспечения аналогичных поступков- внешнее принуждение. |
Кант характеризует Правовые Законы как первую ступень нравственности |
Основные категории права : ** Естественное право ** Положительное право ** Справедливость |
АфоризмыИ.Канта ** Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть ** Нравственность должна лежать в характере ** Люди бы бежали друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности |
Глупость- это недостаток, и против него нет лекарства |
Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов».
Два периода в творчестве:
а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы- « Всеобщая естественная история и теория неба»;
б) критический период- исследование вопросов гносеологии (1781- «Критика чистого разума») этики, религии, эстетики.
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека.
Существуют два мира
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром вещей-в-себе)- мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили миром явлений).
* Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой , нам покажется, что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе). Однако «ущербность» карандаша – всего лишь явление, видимость. В действительности он цел.
Кант выделяет три познавательных уровня сознания:
· Чувственность, которая дает возможность ощущений,
· Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями;
· Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).
** Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.
· Всё возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,
с другой – на априорные и апостериорные.
**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях.
** Синтетическимисуждениями И.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии.
**Априорные суждения – предшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта.
· По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.
Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист.
Он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие).
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
· Хотя действительный мирнедоступендля познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долга.
Его Кант называет «Категорический императив» - человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.
Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральны и достойны человека. (напр…. решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)
Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)
Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831) |
**«Феноменология духа» =1807 **«Наука логики»=1812-1816 **«Энциклопедия философских наук»= 1817, 1827, 1830 ** «Философия права»=1821 |
Основафилософии Гегеля- Абсолютная Идея |
** Абсолют (Мировой разум)можно представить как мышление индивида, отделенное от головного мозга, от природы, от общества…оно положено в основу всего существующего…Внутри Абсолюта имеется Абсолютная Идея,которая находится в постоянном развитии… **Абсол. Идеясхожа с понятием БОГ,но она не обладает ни сознанием , ни личностью…, а обретает их только через человека… |
Духовная культурапроявляется в трех формах: ** Субъективный Дух ( Душа, сознание, Личность) ** Объективный Дух ( Право, мораль, нравственность) ** Абсолютный Дух ( Искусство, Религия, Философия) Высшая ступень духовной жизни-являетсяФилософия, в которой Абсолютная Идеявозвращается к себе, познает себя |
Абсол. Идеятворит (из себя) Природу, а затем Человечество…. ** Абсол. Идея познает себя через деятельность Человека (Духовную культуру) |
*** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Они (мышление, разум) являются независимой от человека абсолютной сущностьюприроды, всемирной Истории. |
Развивается Абсолютная Идеяна основе противоречийи их преодоления… Первая часть Абсол. Идеи образует Логику, вторая часть- Философию природы и третья – Философию духа |
Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)
Историческая заслуга Гегеля в разработке им ДИАЛЕКТИКИ – учении о развитии и изменении. Законы диалектики: |
**Закон перехода количественных изменений в качественные. |
** Закон единства и борьбы противоположностей. |
** Закон отрицания отрицания |
Развитие мира и истории человечества есть развитие Абсолютной Идеи… ** Движущая сила этого развития- противоречия Схема любого развития: ** утверждение (тезис) ** отрицание этого утверждения (антитезис) ** Отрицание отрицания ( снятие противоположностей)= синтез |
** Зерно, брошенное в землю = тезис, его превращение в росток = антитезис, росток превращается в колос, который отрицает росток = синтез |
зерно |
колос |
росток |
** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму, которые являются независимой от человека абсолютной сущностью природы, всемирной Истории. |
???= «Что разумно- то действительно, что действительно, то разумно» |
Гегель обосновал необходимость публичного оглашения Законов, публичного суда и суда присяжных |
Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства… «Естественное право и естественное состояние – есть произвол, бесправие, где никто ничего сказать не может» «Только в государстве человек обретает действительную свободу» |
Действие законов диалектики на примере самой философии 4)Большое число различных идей (Платона, Гераклита, Демокрита и др.) привели к новому качеству =Теории Гегеля 5)Философия как целое существует в борьбепротивоположностей = идеализма и материализма 6)Идеализм- есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвращаемся к материализму, но на более высоком уровне- диалектическому материализму |
Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)
Философия марксизма |
**К.Маркс- «Капитал», «Экономико- философские рукописи» , «Тезисы о Фейербахе» ** Ф.Энгельс- «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и капитала» ** Г.В.Плеханов- «Социализм и политическая борьба» , «Очерки по истории материализма» ** В.И.Ленин- «Материализм и эмпириокритицизм», «Что делать?», «Государство и революция» |
** Основы марксистского учения сформировались в результате переработки и соединения диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, взглядов французских просветителей-материалистов, английских экономистов и др. |
**Идеи этого учения значительно изменили облик мира в ХХ веке, особенно в таких странах, как Россия, Украина, Китай, Казахстан **************************** ** в ХХ веке, на основе марксистского учения в Европе, США, Японии созданы правовые и социальные государства |
Главная задача философии не объяснять мир, а изменятьего… |
В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ, а он характеризуется формой собственности |
** Маркс утверждал, что экономическая система определяет образ жизни общества; всё остальное: идеология, мораль, право, религия – лишь надстройка над этим экономическим базисом? |
** Марксисты утверждали, что вся история человеческого общества определена материальными, экономическими условиями, в зависимости от них выделяются общественно-экономические формации? (ОЭФ) |
**Марксистская философия состоит их двух частей: диалектического материализма (система онтологических и гносеологических взглядов) и исторического материализма (социально-философская система марксистской философии). |
**Выделяется следующие ОЭФ : первобытно- общинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм, коммунизм….Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы |
Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)
Первобытное общество |
Рабовладельческое общество |
Феодализм |
Коммунизм |
Смена общественно-экономических формаций |
Капитализм |
Базис-совокупность доминирующихпроизводственных отношений |
Надстройка (государство, правовая система, политич. партии и организации, церковь... |
Способ производства материальных благ |
Производительные силы |
Производственные отношения |
Люди |
Средства производства |
Орудия труда |
Формы собствен- ности |
Формы обмена |
Формы распределения |
Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»
** В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации
** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество.
Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная.
Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма)