Современные религиозные учения. Неотомиз
Религиозная философия представлена разными течениями, которые имеют общие черты и признаки. Тем не менее в основе их учений мы находим разные философские идеи.Наиболее авторитетным течением является неотомизмкак официальная философская доктрина Ватикана. Ведущие представители этого направления:Э.Жильсон (1884-1978), Ж.Маритен (1882-1973) - в Франции; Э.Корет (нар.1919) - в Австрии; Ю.М.Бохенський (род. 1902) - в Швейцарии; К.Ранер(1904-1984) - в Германии; Ф. Ван-Станберген (нар.1904) - в Бельгии;К.Войтила (1920-2005) - в Польши и др. Неотомизм основан на учении Фомы Аквинского, центральным принципом которого является принцип гармонии веры и ума. Последователи этого учения рассматривают его через призму современности, стараются доказать, что доктрине, которую они защищают, присущи универсальные возможности подняться над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Неотомисти различают два источника познания - естественный ум (науку) и божественное откровение (веру как непоколебимую уверенность в том, что Бог открыл человеку через слово и то произнесенное Бог есть истинным). Философское учение неотомизма воплощено системой разнообразных философских дисциплин: метафизики, гносеологии, натурфилософии и др. Ядром является метафизика (общая и прикладная), которая детально рассматривает соотношение Бога и созданного им бытия. Общая метафизика делится на онтологию (учение о бытии вообще) и естественную теологию (философское учение о Боге); прикладная метафизика - это философское учение о мире и человеке. Онтологическое учение неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей, служит обоснованию гносеологической, антропологической, этической, социокультурной проблематики. Представители неотомизма утверждают, что основу всего существующего представляет тотальность чистого божественного бытия, которое порождает разнообразие создания. Божественное бытие фиксируется лишь трансценденталиями, такими как "единство", "истина", "благо", "красота".Неотомисти считают, что Бог, создав мир из ничего, наполняет его собственной экзистенциальной полнотой и одновременно строит его по определенному существенному образцу.
Неотомизм, как и религиозная философия в целом, все более шире
привлекает к своей доктрине проблемы общества, человека, науки. Это одна из специфических черт обновления религиозной мысли.
Филосовская антропология в 20 в
Философская антропология – учение о человеке, его сущности,
происхождении и призвании во вселенной. Антропологические поиски ХІХ ст.. разворачиваются под вниманием натуралистов и социоцентристов. Натурализм, опираясь на эволюционную теорию Ч.Дарвина, рассматривает человека как закономерный продукт естественной эволюции и объясняет его духовную жизнь и культурное творчество, исходя из обще биологических
законов. Социоцентризм наиболее систематизированную разработку получает в марксизме.В 20-х гг.. ХХ ст.. философская антропология возникает как течение западной философии. Основные представители этого течения : М.Шелер(1874-1928), Г.Плеснер (1892-1985), А. Гелен (1904-1976), Э.Ротхакер (1888-1965), Н.Э.Хенгстенберг (род. 1904), О.Д.Больнов (род. 1903).Идейными источниками философской антропологии были философия немецкого романтизма и "философия жизни". Для методологического обоснования и непосредственного анализа разнообразных проявлений человеческой сущности представители философской антропологии широко применяют некоторые принципы трансцендентализма Канта и неокантианства, трансцендентальной феноменологии Гуссерля и трансцендентальной аналитики человеческого бытия Хайдеггера.Представители философской антропологии трактуют ее как науку о метафизическом происхождении человека, о его физическом, психическом,духовном начале в мире, о тех силах и тенденциях, которые двигают им и которые он приводит в движение. Задача философской антропологии, по мнению ее представителей, заключается в том, чтобы четко показать, каким образом из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, достижения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи справедливого и несправедливого, государство,руководство, искусство, миф, религия, наука, историчность и общественность. Философская антропология должна объединить конкретно- научное, предметное изучение разнообразных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением, т.е. путем бъективного
осмысления и использования нового научного знания восстановить
целостный философский образ человека.Представители философской антропологии, разрабатывая свои учения,полемизируя с другими течениями, делают ударение на необходимости постижения природы бытия и прежде всего человеческого бытия. Тем не менее, как правило, антропологическая целостность человека рассматривается вне его практических отношений с природой и исторической реальностью.