Становлення етики як науки

Розділ 1. ЕТИКА ЯК НАУКА.

Тема1.1. Предмет этики. Основні етапи

становлення етики як науки.

§ 1. Этимология терминов «этика», «мораль», «нравственность»

Этимология — это пояснение происхождения слова и его родствен­ных отношений с другими словами того же языка или других языков. Термин «этика» этимологически восходит к греческому слову «ethos», которое в различные временные интервалы имело разные смысловые значения. В глубокой древности оно означало местопребывание, сов­местное жилище, затем — обычай, темперамент, характер, образ мыс­ли, а также устойчивую природу какого-либо явления. Впоследствии ве­личайший мыслитель античности Аристотель (384—322 до н. э.), оттал­киваясь от значения этоса как характера, темперамента, образовал прилагательное «ethicos» (этический) для обозначения особой группы человеческих добродетелей, а именно добродетелей характера (муд­рость, мужество, умеренность, справедливость и др.), которые отлича­лись от добродетелей разума. Науку об этических добродетелях (лично­стных качествах), достоинствах характера человека Аристотель назвал «ethice» (этика). Так в IV в. до н. э. этическая наука получает свое имя, которое носит до настоящего времени.

По аналогии в латинском языке от термина «mos» (moris) — покрой одежды и мода, обычай и порядок, нрав и характер человека — древне­римский философ Цицерон (106—43 до н. э.) образовал прилагательное «moralis» (моральный), т. е. относящийся к нравам, характеру, обыча­ям. От него позднее вошел в употребление термин «moralitas» (мораль) как наука о человеческих нравах. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а были образованы философами для обозначения определенной области исследования.

Первоначально термины «этика» и «мораль» в основном совпадали. Позже, по мере историко-культурного развития, в частности развития науки и общественного сознания, под моралью стали понимать реаль­ные явления (нравы общества, сложившиеся нормы поведения, оценоч­ные представления о добре, зле, справедливости и т. п.). Этика же ста­ла рассматриваться как наука, изучающая мораль. Хотя в повседневном словоупотреблении этого различия не всегда придерживаются.

Русским аналогом термина «мораль» является понятие «нравствен­ность». Первоисточником стало слово «нрав» (характер) от которого образовалось прилагательное «нравственный». Последнее стало осно­вой существительного «нравственность». Впервые оно встречается в словаре русского языка конца XVIII века.

§ 2. Этика как философская наука о морали

Как известно, ни одно человеческое сообщество не могло эффек­тивно существовать и развиваться без согласования разнообразных, противоречивых (нередко противоположных) интересов людей, соблю­дения определенных взаимных обязанностей, правил поведения, кото­рые постепенно становились привычными, общепринятыми, превращались в обычаи, традиции, устойчивые нормы поведения.

Мораль предстает в двух формах. Это личностные свойства (мораль­ные качествалюдей – милосердие, ответственность, скромность, честность и др.) и совокупность общественных норм поведения и оценочных суждений, таких, например, как «не укради», «не убий» и т.д.

Моральные качества характеризует личность с точки зрения ее спо­собности общаться с себе подобным и пребывать в общем житии. Они выступают как качества характера и обнаруживаются во взаимоотноше­ниях с другими людьми

Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы тех или иных социальных групп, общества в целом и выступают в каче­стве основы поведения людей. Они задают тип поведения, который необходим конкретно-историческому обществу или его господствующим слоям.

Таким образом, моральные (личностные свойства) качества, с одной стороны, моральные нормы и оценочные представления — с другой, имеют своим содержанием отношения между индивидами, их общест­венную связь. В первом случае она выступает в субъективно-личност­ной форме, во втором как объективированная, надиндивидуальная связь. Это позволяет говорить о морали как социальном отношении.

Мораль человека и общества распадается на два уровня, сферы: су­щего и должного. Сфера сущего выражается в реально практикуемых нравах, действительных ценностных значениях реальных форм обще­ственных связей между людьми. Сфера должного содержит норматив­ные установки морального сознания. Следовательно, мораль не сводит­ся к моральному сознанию, она и есть ценностный смысл, заключенный в действительных общественных отношениях, в практике взаимодейст­вия людей.

Мораль является таким императивным способом отношения чело­века к действительности, который регулирует человеческое поведение с позиций принципиального противопоставления добра и зла. Стрем­ление и способность морали оценивать поступки человека, действия социальных субъектов с позиций добра, справедливости или зла, под­черкивает ее оценочный характер.

Таким образом мораль замкнута на человеке и проявляет себя как общественное начало в нем, Она связывает воедино людей, включен­ных в различные виды деятельности и отношений. Высший смысл, на­значение морали выражается в осуществлении целостности и гармонич­ности межчеловеческих отношений, преемственности исторического развития общества. Мораль не сводится ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо другим формам духовно-практической жизни, а име­ет свою специфику и играет свою роль в жизни человека и общества. Мораль, следовательно, представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является пред­метом изучения этики.

Этика является наукой об этой особой сфере человеческой жизне­деятельности, о специфическом социальном институте — морали. Она имеет своей целью дать рациональное обоснование морали: выявление ее природы, сущности, места и назначения в развитии человека и об­щества. В ней осмысливаются, обобщаются, систематизируются исто­рические формы нравственности, формируются и анализируются эти­ческие доктрины, теории, которые стремятся объяснить природу, за­кономерности развития, функции морали, осуществляется анализ механизмов моральной ориентации и регуляции, выраженных в систе­ме ценностей, норм, принципов, понятий морального сознания.

Этика как наука возникла и развивалась в рамках философии и рас­сматривалась как практическая философия или нравственная филосо­фия. Она покоится на двух основаниях: фактах реальной нравственной жизни (поступки индивидов и деятельность социальных субъектов) и философском мировоззрении. Мировоззрение всегда ценностно ори­ентировано и не может быть нейтральным. Поэтому можно говорить о том, что сколько исторических типов мировоззрения, философских направлений, столько и этических школ, систем.

Структура этики как науки или структура этического знания включает в себя шесть блоков:

Во-первых, историю нравов или эмпиричес­кую, описательную этику, которая дает описание нравов, существовав­ших у представителей различных народов и народностей, социальных групп и слоев, разных общностей, т. е. установление, описание, конста­тирование и анализ моральных фактов, реальных нравов людей, состав­ляющих нравственные отношения общества на различных этапах его развития.

Во-вторых, общую теорию морали или философские пробле­мы этики, где речь идет о происхождении морали, ее сущности, струк­туре, специфике, соотношении необходимости, свободы и ответствен­ности в морали, нравственных аспектах смысла жизни и др.

В-третьих, нормативную этику как свод требований, предписаний общества и сте­реотипов поведения личности, ее моральных качеств, соответствующих моральным нормам.

В-четвертых, теорию нравственного воспитания, или педагогическую этику, обеспечивающую усвоение индивидами ус­тановленных моральных образцов поведения.

В-пятых, профессиональ­ную этику, призванную описывать и обосновывать особенности морального регулирования в различных профессиональных группах, исходя из спе­цифики их деятельности.

В-шестых, историю этической мысли, кото­рая демонстрирует, как складывался круг этических проблем, как изме­нялись способы постановки вопросов, подходы к их решению, как уг­лублялось понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни общества, закономерностей развития.

Этика, как наука, пользуется своим понятийно-категориальным ап­паратом. Такие понятия, как поступок, нравственный принцип, моральная норма, нравственный идеал, моральная оценка и др., упо­требляются и содержательно раскрываются преимущественно в этике. К этическим категориям относят: добро и зло, долг и совесть, достоин­ство и честь, справедливость и ответственность, моральный выбор и нравственный конфликт, смысл жизни и счастье, товарищество, друж­бу, любовь и др. В них наиболее полно раскрываются существенные стороны, свойства моральной реальности. В целом же система катего­рий и понятий или понятийно-категориальный ряд раскрывает содер­жание предметной области этики.

Этика как наука призвана выполнять ряд функций. Основными среди них являются: описательная, производства этических знаний и ценностно-ориентирующая, которые реализуются в единстве и разгра­ничение их носит несколько условный характер.

Моральные явления в определенном смысле расплывчаты, неуло­вимы, трудно фиксируемы. Поэтому задача этики вычленить мораль­ную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятель­ности, обозначить и описать реальные нравы, обычаи, мотивы поведе­ния людей. Описание морали — трудная исследовательская задача. Мораль не является результатом человеческого произвола, она объек­тивно детерминирована и выступает необходимой нормой самооргани­зации общественных индивидов. Социально-нравственное поведение имеет свою строгую логику. Задача этики состоит и в том, чтобы изучать реальные нравственные процессы. Следовательно, на описательном уровне этика вычленяет объект исследования (мораль), вводит в науч­ный оборот факты, подлежащие объяснению, теоретической интерпре­тации. Описательная функция этики реализуется преимущественно в разделе об этапах исторического развития нравственности или истори­ческой типологии морали.

Функция производства этических знаний связана с объяснением происхождения морали, фактов моральной жизни, обоснованием мо­ральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценочных представ­лений и в конечном итоге — созданием знаний о морали. Этика произ­водит научные знания о морали (нравственности), преобразуя эмпири­ческие моральные факты в научные. Эта функция наиболее четко прослеживается в истории этических учений.

Философско-мировоззренческие ориентации этики не являются нравственно нейтральными, они содержат в себе ценностные значения, характеризуются моральной определенностью. Для того чтобы из существующего многообразия нравственных ценностей выделить те, которые наиболее полно и точно выражают глубинные интересы общества и его общно­стей, имеют историческую будущность, их необходимо подвергнуть на­учному анализу. Такая сложная исследовательская задача одновремен­но имеет исключительно важное ориентирующее значение для практи­ки нравственного воспитания. Следовательно, третья функция этики — ценностно-ориентирующая: содержится и реализуется преимущественно в нормативной этике.

§ 3. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль.

Этика выделилась в самостоятельную дисциплину в конце XVIII в. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автоном­но, изолированно, она пронизывает все виды деятельности и отноше­ний человека. Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задача являются объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, соци­ология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведе­ние, соционика, этология, богословие и др. находят свой предмет, свои стороны изучения морали как объекта (системы). Для выявления специ­фики этики, содержания ее предмета целесообразно сопоставить ее с другими отраслями научного знания.

Этика исторически сложилась и развивалась в лоне философии как отрасль философского знания наряду с онтологией (учение о бытии) и гносеологией (учение о познании). Н. А. Бердяев рассматривал ее как завершающую часть философии духа. Этика опиралась на философ­скую методологию и воспринималась как практическая философия (Аристотель) или нравственная философия (В. С. Соловьев). Природа, происхождение, сущность морали, связь общественного бытия людей и их нравственного сознания, моральных фактов и их отражение в мо­ральных представлениях, идеалах, убеждениях, соотношение необходи­мости, свободы и ответственности в морали, проблемы смысла жизни не могут быть решены без опоры на философское знание.

В решении вопросов взаимосвязи морали и экономики, политики, права, религии, искусства, в осмыслении нравственных аспектов глобальных проблем современности этика взаимодействует с философией и социологией.

Когда речь идет об анализе нравственных чувств и их роли в духов­ных исканиях людей, механизмов моральной оценки и моральной ре­гуляции, этика опирается на психологические знания и взаимодейст­вует с психологией.

Происхождение морали, закономерности исторического развития нравственности, выявление и обоснование исторических типов мора­ли невозможно объяснить без обращения к историческим наукам. В описании исторического развития нравов, обычаев народов, этниче­ских групп этика опирается на данные истории и этнографии.

Без взаимодействия этики с педагогикой, психологией и социологией невозможно разобраться в нравственном мире личности, выявить реаль­ные мотивы поступков людей, определить пути и средства формирова­ния нравственной культуры личности в той или иной социальной среде. Традиционно этика связана с богословием и религиозной филосо­фией, литературоведением. В осмыслении нравственной жизни помо­гают и художественный образ, и религиозный идеал.

Наличие пограничных проблем не означает растворения предмета этики в других науках. Эти проблемы остаются прикладными для эти­ки, не включаются в ее центральное теоретическое ядро.

§ 4. Основные задачи этики в современных условиях.

Кризисные явления, связанные с развитием цивилизации, встав­шие во весь рост перед человечеством глобальные проблемы (экологи­ческие, демографические, войны и мира, голода, болезней, культуры и др.) свидетельствуют о том, что их решение требует человека с гумани­стическими ориентирами, желающего и способного строить мир и свою жизнь на общечеловеческих моральных ценностях. При таких обстоя­тельствах возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнеде­ятельности и общества, и человека

В современных условиях перед этикой стоит задача выработать по­нимание морали как явления общечеловеческого, в противовес классо­вому, национальному, корпоративному, как общеродовой базисной ос­новы всех форм духовной жизни. Необходимо обновление нормативной этики, обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей межличностных отношений и способов их реализации. Важ­ной остается задача формирования нравственной культуры общества и личности.

Наши рекомендации