Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. Renaissance — возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Худож­ник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонар­до, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почи­тались в эту эпоху.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип Абсолюта, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наибо­лее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-по­литическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его твор­ческой активности. В центре внимания философии Возрождения ока­зывается человек.

Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующе­му образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обо­гащали труд новыми, более эффективными способами действия (появи­лась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т.д.). Применение пороха и создание огне­стрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземноморье — неудивительно, что именно в итальян­ских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культу­ры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствова­ние орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схола­стической философии, географические и научно-технические открытия.

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же ка­сается философии, то теперь началось ее отделение от теологии. Ре­лигия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная, да­ющая истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Николая Коперника (1473-1543), Николая Кузанского (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Га­лилео Галилея (1564-1642), Лоренцо Валлы (1407-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), То­маса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразма Роттердамского (1469-1536) и др.

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической фи­лософии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не явля­ется центром мира. Он высказывает идеи применительно к понима­нию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в при­роде. Н. Кузанский высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в об­ласти познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, от­бросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Копер­ника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего за­коны миру. Человек для Бруно — часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром,

Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический ма­териализм. Бог у Галилея — это перводвигатель, сообщивший движе­ние планетам. Дальше «механицизм» в природе заработал самостоя­тельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилей одним из первых сформули­ровал деистический взгляд на природу.

Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Но­вого времени.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее цен­ность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В фи­лософии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцен­тризме (от греч. anthropos — человек) — мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятель­но исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозритель­ные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-науч­ное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог) — учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляриза­ции (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доми­нирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящее­ся к чувству), мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропо­центризма Возрождения лежат в изменении экономических отноше­ний. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовали переход от феодализма к раннему капитализму.

Направления в философии эпохи Возрождения:

1. гуманистическое (XIV-XV вв.) — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы цер­кви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

2. неоплатоническое (XV-XVI вв.) — с позиций идеализма пыта­лись познать явления природы, Космос, проблемы человека, разви­вали учение Платона (Н. Кузанский, II. Мирандола, Парацельс);

3. натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.) — опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить пред­ставление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мирозда­ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4. реформационное (XVI-XVII вв.) — попытка пересмотра церков­ной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер);

5. политическое (XV-XVI вв.) — связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

6. утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеаль­ного общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собствен­ности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Различия в философии античности, средневековья и Возрож­дения.

Венцом античной философии было:

· Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформа­ции: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Миро­вую Душу как Святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения, чуждые философским взглядам античности. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.

· В античном мировоззрении господствует: универсализм, космо­центризм, политеизм. В средневековом мировоззрении домини­рует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения превали­руют пантеистические идеи.

· При переходе от античности к средневековью произошел суще­ственный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оце­нивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрожде­ния пришла к антропоцентризму, т. е. в центр мироздания был поставлен человек. Формально по-прежнему еще в центре миро­здания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отри­цания средневековой философии по ряду оснований:

а) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной ма­териально-технической базы и новых общественных отношений;

б) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

в) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сме­няется гелиоцентрической.

Таким образом, основой возрожденческой философии был антро­поцентрический неоплатонизм.

Наши рекомендации