Коммуникативная природа рациональности понимания в социальных науках
Как известно, специфика социального познания проявляется прежде всего в том, что социальная наука должна искать "понимающий" подход к своей предметной области, поскольку ученый сталкивается с символически предструкту — рированной реальностью — она воплощает структуры того до — теоретического знания, с помощью которых социальные субъекты эту реальность произвели, и посредством одного лишь внешнего наблюдения ученый еще не получает доступа к заключенному в ней смыслу. Заимствованные у естественных наук способы достижения объективности дают сбой при — менительно к социальному миру, поскольку в его познании бесперспективна та дистанцированная позиция "незаинтересованного наблюдателя", которая лежит в основе естественнонаучного типа рационального постижения. Для действительного проникновения в свою предметную область ученый должен уже принадлежать определенным образом к тому социальному миру, составную часть которого он хочет тема — тизировать. Для того чтобы ее описать, отмечает Хабермас, ученый должен ее понимать, для того чтобы понимать, он должен в принципе принимать участие в ее производстве, а такое участие предполагает принадлежность'.
Социальное познание осуществляется не по солипсисте — кой модели отрешенного рассматривания, а по модели живого коммуникативного опыта: если наблюдение в естественных науках совершается индивидуально и наблюдения других лиц могут перепроверяться также индивидуально, то понимание смысла символических образований солипсистски невыполнимо. "Восприятие" символического выражения предполагает в отличие от восприятия физического процесса установление интерсубъективиого отношения с производите —
лем этого выражения; понимание в принципе всегда предполагает процесс коммуникативного взаимопонимания.
Таким образом, символически предструктурированная действительность образует такой универсум, который для взгляда наблюдателя, неспособного к коммуникативному взаимодействию со своим предметом, оказывается герметически закрытым, поскольку неизбежно остается непонятым. В социальных науках коммуникативно структурирована не толь — ко изучаемая предметность, но и сама деятельность ученого, причем, коммуникативность исследовательской практики должна быть однородной с коммуникативностью социальных интеракций (коммуникативный опыт вообще возможен только в перформативной установке участника). Социальный мир открывается лишь субъекту познания, использующему свою речевую и практическую компетенцию, которой он всегда уже обладает как рядовой участник коммуникации, а это значит, что в социальных науках ученый в принципе не имеет другого доступа к социальному миру, чем профан.
Вместе с тем ученый должен быть способен занимать дистанцированную позицию в отношении дотеоретического знания, которое он разделяет с наивным участником коммуникации, иначе он не сможет это знание тематизировать и подвергать критическому анализу, т. е. он вообще не будет ученым. Тогда основная методологическая проблема социально — пауч— ного познания может быть сведена к простому вопросу: как согласовать объективность научного понимания с перформа — тивной установкой наивного участника, без которой понимание вообще невозможно? Тезис Хабермаса состоит в том, что именно понятийность коммуникативного действования позволяет дать приемлемый ответ на этот вопрос.
Для этого, прежде всего, следует вспомнить, что речь и действие суть не одно и то же. Непосредственные участники осуществляют в повседневной коммуникативной практике свои намерения; участие в кооперативном процессе толкования служит при этом достижению согласия, на основе которого они координируют планы своих действий и могут реализовать свои соответствующие намерения. Действия ученого, однако, принадлежат к иной области — они являются частью науки как системы, которая не совпадает с изучаемым ученым фрагментом социального мира. Ученый участвует в системе социальных интеракций не в полной мере: действуя как ученый, он необходимо включается в процессы взаимопонимания, но не обладает при этом свойствами наивного актора. Этот своеобразный статус ученого Хабермас определяет как "виртуальное участие", поскольку ученый, рассмат —
риваемый в своих свойствах актора, преследует цели, которые связаны не с изучаемым сегментом социальных инте — ракций, а с другой системой действия (наукой). Находясь в ситуации "включенного наблюдения" за действиями акторов, ученый вместе с тем не преследует никакого собственного намерения действия.
Что же дает идея виртуального участия для решения вопроса о рациональности научного понимания? Здесь нам поможет одна из формул универсальной прагматики: "мы понимаем речевой акт тогда, когда знаем, что делает его приемлемым", т. е. для того чтобы понимать некоторое речевое выражение, нужно знать условия его значимости, знать, при каких условиях связанное с данным выражением притязание на значимость является приемлемым для слушателя. Следовательно, ученый, интерпретирующий символические проявления акторов, может прояснить для себя их семантическое содержание только на основе тех контекстов действия, в которых участники коммуникации реагируют на данное выражение, занимая ту или иную позицию в отношении него. И, в свою очередь, эту позицию принятия или отрицания ученый—интерпретатор не понимает (не может идентифицировать ее как осмысленную реакцию), если ему не ясны те основания, которые побуждают участников к ее выбору. Ведь согласие или разногласие относительно взаимно выдвигаемых притязаний на значимость при нормально протекающей коммуникации определяется не внешними факторами, а рациональными основаниями, которыми мнимо или действительно обладают участники.
Следующий (и, пожалуй, важнейший) шаг в решении Ха — бермасом проблемы рациональности научного понимания социального мира состоит в том, что резоны, на которых основывается осмысленная реакция на коммуникативный акт, не могут быть схвачены из перспективы третьего лица. Если интерпретатор должен для понимания символических проявлений участников представить те доводы, при помощи которых они в случае надобности защищали бы значимость своих выражений, он сам включается в процесс оценки притязаний на значимость. Интерпретатор вообще не может понять основания, если не реконструирует их в функции обоснования, т. е. если не толкует их рационально. Описание резонов уже включает их оценку: содержание оснований можно понять только в той мере, в какой уже понимают, являются ли они основательными или нет, и если являются, то почему.
Итак, ученый не может истолковывать символические проявления акторов, не занимая при этом определенную соб —
ственную позицию по отношению к ним. Причем, выражая свое отношение к определенному притязанию на значимость, ученый применяет те стандарты оценки, которые он не просто принимает как данность, но должен сам принимать как правильные. В этом плане виртуальное участие не освобождает интерпретатора от интерпретативных действий непосредственного участника: в том пункте, который является решающим для вопроса об объективности понимания, от обоих (ученого и наивного участника) требуются аналогичные действия интерпретации.
Таким образом, понятийность коммуникативного действо — вания ставит под вопрос привычные представления об объективности познания и позволяет предложить вариант решения старой проблемы социальных наук — проблемы рациональности понимания феноменов социального мира.
Существенно при этом то обстоятельство, что фундаментальная связь между пониманием действия и его рациональным толкованием имеет место только в случае коммуникативного действования — именно здесь виртуально участвующий в действии интерпретатор схватывает смысл фактически протекающей коммуникации благодаря тому, что притязания на значимость и реакции па них оцениваются в свете тех оснований, которые ученый в принципе разделяет с наивными участниками. Если же мы исходим из какой-либо другой трактовки действия (из понятийной стратегии телеологического, регулируемого нормами или драматургического действия), то социальные действия интерпретируются двухступенчато: сперва понимаются в их фактическом протекании, а затем сравниваются с их идеально — типичес— кой моделью.
Например, если мы понимаем поведение как телеологическое действие, мы полагаем, что актор посредством своих действий устанавливает определенное отношение к объективному миру. При этом мы уже неявно различаем действительный объективный мир и мир, субъективно предполагаемый актором. На основании наблюдения и анализа мы можем установить, что актор мнит истинным и на основании чего он вырабатывает и выполняет план действия; тем самым мы получаем дескриптивное толкование действия. Затем мы переходим к рациональному толкованию, которое основывается на нашем собственном знании об объективном мире. При этом мы рассматриваем мнения актора о мире уже как нечто, относящееся (в отличие от того, что является истинным "на самом деле", т.е., с нашей точки зрения, ученого) уже не к объективному миру как таковому, а к субъективно —
му миру мнений актора. Рациональное толкование действия и состоит в том, что фактически протекающее действие критически оценивается в плане идеально — типического образца (действия на основе объективно — истинного знания о мире) и рассматривается как вызванное теми или иными факторами отклонение от него.
Сказанное применимо и к регулируемому нормами, и к драматургическому действиям. Здесь также имеется различие между дескриптивным и рациональным толкованиями, здесь мы также можем перетолковать содержания, на базе которых строится план действия как "мнение", в отличие от содержаний, имеющихся в распоряжении исследователя и представляющих собой "знание". Двухуровневость толкования, в свою очередь, указывает на принципиальную асимметрию в отношениях актора и ученого. Иными словами, понятийность телеологического, регулируемого нормами и драматургического действия устанавливает методологически релевантную разно— уровневость между областью интерпретации действия и областью самого интерпретируемого действия.
Напротив, если мы анализируем поведение в понятийное — ти коммуникативной модели, наши собственные онтологические предпосылки не сложнее и не глубже тех, которые мы приписываем самим акторам — в рамках данной модели сам действующий обладает такой же интерпретативной компетенцией, как и исследователь. Это связано с тем, что сам актор обладает рефлексивностью: успешность коммуникативного действия зависит от процессов интерпретации, в рамках которых участники достигают общего определения ситуации. При этом консенсус основывается на интерсубъективном признании открытых для критики притязаний на значимость, тем самым предполагается, что субъекты коммуникативного действия способны к занятию рефлексивно —критической позиции к фактически выполняемым действиям, т. е. сами (безотносительно к деятельности ученого) способны интерпретировать их рационально'.
Однако поскольку мы наделяем самих акторов способно —
стью к рациональной интерпретации действия, исследователь утрачивает привычную для него привилегированную позицию относительно своей предметной области. У нас как исследователей уже нет выбора давать дескриптивное или рациональное толкование наблюдаемым интеракциям. Мы должны посредством перформативной позиции участвовать в про — цессе взаимопонимания, хотя и без собственных намерений действия. Тогда рациональное толкование является единственным путем доступа к фактическому протеканию коммуникативного действия.
Ученый в социальных науках погружен в те самые повседневные практики взаимопонимания, в которых наивные участники выполняют свои коммуникативные действия. При этом предпосылочные структуры фактической коммуникации уже сами по себе (независимо от деятельности ученого) предоставляют средства критической оценки и коррекции фактических интеракций и их результатов. "Те самые структуры, которые делают возможным взаимопонимание, обеспечивают возможность рефлексивного самоконтроля процесса взаимопонимания" '. Это тот заключенный в самом коммуникативном действовании потенциал рациональности, который ученый, включаясь в качестве виртуального участника в контексты повседневного социального действия, лишь обобщает и систематически использует. Поэтому когда ученый тематизирует имманентную разумность речи, он идет тем путем, который в принципе доступен и непосредственному участнику.
Таким образом, модель коммуникативной рациональности, философская экспликация которой осуществляется в формальной прагматике, обнаруживает свою релевантность социальной теории. Мы обнаруживаем, что благодаря этой модели можно выработать социологически применимое понятие коммуникативного действовапия, которое вполне может быть рассмотрено в аспекте рациональности. Тем самым мы преодолеваем редукцию рациональности действия к имплицированной философией сознания целерационалыюсти. Далее, именно понятийность коммуникативного действования позволяет успешно справиться со сложной проблемой рациональности социально — научного познания. Теперь, после того как принципиально обоснован тезис о применимости и эффективности применения модели коммуникативной рациональности в социальной теории, следует выяснить, как конкретно может выглядеть теория общества, построенная в горизонте этой модели.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КОММУНИКАТИВНОЕ
АЕЙСТВОВАНИЕ
И ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Как уже отмечалось в предыдущей главе, концепция действия имеет метатеоретический характер по отношению к социальной теории, и те — перь задача состоит в том, чтобы перейти от понятия коммуникативного действования к концепции социума. Для этого мы начинаем с экспликации понятия коммуникативного действования, которое предварительно (в связи с проблематикой рациональности действия и выделением основных типов действия в социальной теории) было введено в предыдущей главе.