Основные константы человеческого бытия

• Язык как средство человеческого общения. Естественный и искусственный языки.

• Проблема жизни и смерти как способ осознания специфики собственного существования в мире.

• Проблема свободы человека в истории и в философии.

• Счастье как внутренняя удовлетворенность человека условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни, осуществлением своего предназначения.

Тема 11. Общество как самоорганизующаяся система

Учебные вопросы:

1. Общество как предмет философского анализа.

2. Основные концепции происхождения и развития общества.

Общество как предмет философского анализа.

• Представления о сущности общества в истории философской мысли.

• Диалектика материального и духовного в общественной жизни.

• Иерархия социальных самоорганизующихся систем.

• Открытые и закрытые социальные системы

• Роль насилия в социальной истории человечества.

Основные концепции происхождения и развития общества.

• Представление об обществе в античной философии.

• Общество в свете теоцентристской средневековой философии.

• Договорная концепция происхождения общества и государства (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др.)

• Цивилизационная модель общественного развития.

• Формационный подход к анализу человеческой истории.

Тема 12. Аксиологические проблемы познания и поведения человека.

Учебные вопросы:

1. Сущность и природа ценностей и ценностных ориентаций.

2. Право, мораль, нравственность как регуляторы человеческих отношений.

Сущность и природа ценностей и ценностных ориентаций.

Деятельность − активность субъекта, направленная на сохранение и развитие системы.

Потребности и интересы субъекта как побудители к деятельности.

Ценности как конечные основания для выбора цели и средств деятельности субъекта.

Объектные и субъектные ценности.

Право, мораль, нравственность как регуляторы человеческих отношений.

Проблема происхождения морали и права как регуляторов отношений между людьми.

Мораль и нравственность: проблемы взаимосвязи.

Обычаи и традиции – исторические предшественники морали.

Право как воля господствующего класса, возведенная в закон.

• Особенности функционирования в обществе морали и права.

• Долг, совесть, вина, ответственность как категории морали и права.

• Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния.

• Возрастание роли права и морали в современном обществе.

Тема 13. Философские проблемы творчества и инновационной деятельности.

Учебные вопросы:

1. Сущность творчества и его роль в жизни человека и общества.

2. Философские проблемы инновационной деятельности.

Сущность творчества и его роль в жизни человека и общества.

Две концепции творчества: трудовая и игровая.

Разновидности трудовой концепции творчества: христианская, марксистская и ноосферная.

Творчество в искусстве и науке − разновидности всеобщего труда.

Отличие всеобщего труда от совместного.

Значение игровой концепции творчества.

Основные черты творческого процесса: новизна, значимость, способ самореализации личности.

Философские проблемы инновационной деятельности.

Понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».

Характерные особенности инновационного процесса.

Направления государственной поддержки инноваций.

Центральное место инновационной деятельности в инновационном процессе.

Цели инновационной деятельности.

Основные этапы инновационного процесса в области технических новшеств.

Проблемы инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры.

Учебные вопросы:

1. История как естественный процесс самовоспроизводства.

2. Культура как система: культурные явления и культурные формы.

История как естественный процесс самовоспроизводства

• Проблема цели исторического развития.

• Идеи многолинейности истории в современной философии.

• Эволюционный и революционный пути развития истории.

• От естественной истории к истории духа и истории культуры.

Культура как система: культурные явления и культурные формы.

• Понятие культуры и ее природа.

• Материальная и духовная культуры: их особенности и проблемы взаимодействия.

• Структура материальной культуры и ее роль в историческом прогрессе.

• Структура духовной культуры: ее основные формы.

• Роль духовной культуры в жизни человека и общества.

Тема 15. Технический и общественный прогресс.

Учебные вопросы:

1. Понятие общественного прогресса, его противоречия и критерии.

2. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

Понятие общественного прогресса, его противоречия и критерии.

Сущность и содержание общественного прогресса.

Место и роль технического прогресса в прогрессе общественном.

Основные противоречия и критерии общественного прогресса.

Основные этапы общественного прогресса.

Проблемы ускорения общественного прогресса.

Наши рекомендации