Форма всеобщей связи явлений

закон

Критерием деления законов является степень их общности. По это­му признаку различают частные, общие и всеобщие законы. По харак­теру действия и проявления различают законы однозначной и вероят­ностной детерминации: динамические и статистические.

Динамические законы выражают такую связь явлений, при кото­рой по начальному состоянию данной системы точно определяется ее будущее состояние. Этим законам подчиняется, например, механичес­кое взаимодействие макротел, работа различных механизмов, автома­тов. Динамические законы выражают жесткую причинную связь меж­ду явлениями, дают возможность описывать поведение индивиду­альных объектов. Например, законы Кеплера описывают движение планет Солнечной системы.

Статистические закономерности обозначают такую связь явлений, событий, при которой их причинная зависимость проявляется не од­нозначно, состояние системы определяется с некоторой вероятностью. Они выражают более гибко связь данного состояния системы с пред­шествующими условиями. Законы этого типа действуют там, где име­ется множество объектов, процессов, каждый из которых подвержен случайным воздействиям и влияниям. Статистические закономерности отчетливо проявляются в процессах, которые изучаются в квантовой механике, кибернетике, молекулярной биологии, а также при анализе общественных явлений. Важно твердо уяснить, что материалистичес­кое понимание вероятности как степени возможности наступления некоторого события, меры необходимого в цепи явлений позволяет строить содержательную математическую теорию вероятностей, кото­рая играет всевозрастающую роль в познании закономерностей массо­вых явлений и функционирования сложных систем.

Динамические и статистические закономерности дополняют друг друга и выступают в диалектическом единстве. Поэтому их нельзя про­тивопоставлять друг другу как менее и более достоверное знание, а нужно рассматривать как законы, отражающие специфику тех или иных сторон действительности, способствующих более полному и глубоко­му познанию сложных явлений.

Принципиальное значение имеет рассмотрение закона не в отрыве от других категорий, а в органическом единстве с ними, т. е. в системе, которая учитывает принцип материального единства мира, его разви­тие, всеобщую связь явлений и движение познания от единичного к общему, к раскрытию сущности вещей и явлений и перспективы их развития. Выясняя место закона в системе других категорий диалек­тики и его методологическую роль, необходимо обратить внимание на закон как на одну из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса.

Говоря о методологическом значении понятия закона, нужно при­нять во внимание, что только строго научное, диалектико-материалис-230

тическое его толкование служит основой для решения таких важных и актуальных проблем современной науки, как классификация научно­го знания и его законов, а также объяснительная и прогностическая функция науки, роль вероятностно-статистических методов исследо­вания и др. Успешная разработка всех этих проблем способствует даль­нейшему укреплению союза философии и естествознания.

Несостоятельны трактовки закона в духе субъективного идеализма: закон — продукт психологической привычки (Д. Юм); априорная форма рассудка (И. Кант); ограничения, которые мы предписываем нашим ожи­даниям (Э. Мах); чередование известных восприятий и понятий (К. Пир­сон); инструкции для образования высказываний (М. Шлик) и т. д. Нео­позитивизм истолковывает закон как краткое описание совокупности чувственных данных. Поэтому он исключает из сферы науки все объек­ты, не наблюдаемые в чувственном опыте, отрицает его объяснительную функцию, ограничивает роль закона только установлением функцио­нальной зависимости явлений. Закон, являясь ступенькой познания мира, служит основой сознательной, творческой деятельности человека.

Закон взаимного перехода количествен­ных изменений в качественные

Мир состоит не из готовых закончен­ных предметов, а представляет собой со­вокупность процессов, в которой пред­меты, кажущиеся извечно постоянными, претерпевают беспрерывные изменения. С другой стороны, естествознание и повседневная практическая дея­тельность людей неопровержимо доказывают, что мир не является чем-то однообразно целым. Напротив, он предстает перед взором человека как единство бесконечного разнообразия предметов и явления. Все они имеют нечто специфическое, обладают относительной самостоятель­ностью, целостностью и устойчивостью.

Постоянная изменчивость и относительная устойчивость предме­тов и явлений небеспричинны. И важно (в теоретическом и практичес­ком отношениях) выяснить, как и почему нарушается такая устойчи­вость предметов и явлений и возникает нечто новое, ранее не суще­ствовавшее. Закон перехода количественных изменений в качественные как раз и объясняет причины многообразия, целостности и устойчиво­сти всего существующего в мире, показывает, каким образом на смену одним предметам и явлениям приходят новые.

Качество определяет внутреннюю, существенную сторону вещей, характеризует то, чем данная вещь отличается от других. Известно, что Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, так как нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.



Объективно-идеалистическая трактовка качества (как и количества, и меры) состоит в рассмотрении их как логики развития мирового разума.

Субъективные идеалисты на основании того, что качества восприни­маются познающим субъектом с помощью органов чувств и приборов, делают вывод о субъективности качеств. В субъективно-идеалистической интерпретации качество — это совокупность понятий, идей, ощущений субъекта, не имеющих объективного содержания. В диалектико-матери-алистическом понимании важно положение о том, что качества объектив­ны, как объективны предметы. Объективной основой категории качества является реальная «отграниченность» вещей. В диалектико-материа-листической философии было впервые подчеркнуто важнейшее мате­риалистическое положение о том, что качество не существует вне и не­зависимо от материального объекта. «…Существуют не качества,— отмечал Ф. Энгельс,— а только вещи, обладающие качествами, и при­том бесконечно многими качествами». Качество фиксирует тот факт, что вещи обладают спецификой, отличающей их от всех других везде.

Качество — это внутренняя, присущая предмету определенность, единство свойств, характеризующих данный предмет или явление. Ка­чество — это нечто большее, чем простая совокупность свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи. Качество связано со структур­ностью вещи, т. е. с определенной организацией составляющих ее эле­ментов и свойств, вследствие чего она и есть не просто совокупность свойств, а единство их, к тому же не всех свойств, а наиболее суще­ственных, определяющих все остальные свойства.

Качество — это такая определенность вещей, которая обусловли­вает их целостность, устойчивость при постоянных изменениях. Оно придает им специфический характер, что позволяет отличать один объект от другого и быть именно данным, а не другим предметом. Ка­чество — это определенность, тождественная бытию вещи, в силу чего ее изменение означает коренное преобразование предмета. Качество, кроме этого, означает одинаковость какого-либо класса, рода предме­тов и устанавливает границы их бытия. Качество — это существенная определенность, в силу которой предмет является данным, а не иным, это нечто неотъемлемое от вещи, коренным образом слитое с нею. Если качество фиксирует относительную устойчивость предметов в общем процессе превращений, развития, то свойство — это внешнее обнару­жение, проявление качества при взаимодействии в отношениях данно­го предмета с другими предметами материального мира. Как и каче­ство, свойство принадлежит вещи, но обнаруживает качественную специфику вещи лишь в отношении с другими вещами.

Категория качества фиксирует целостную специфику вещи лишь в определенной системе связи, а вещь является элементом многих сис­тем, в силу чего возникает ее многокачественность. В определенной системе связей вещь однокачественная, но проявляется многообрази­ем свойств. Изменение качества не затрагивает качественной специ­фики в рамках данной системы. Таким образом, многокачественность вещи не тождественна многосвойственности.

Итак, качество вещи — это как бы границы ее бытия, за пределами которых она есть нечто другое. Качественная определенность выража­ет момент процесса изменений, качество выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, поэтому неправомерно аб­солютизировать границы вещи и сводить качество лишь к количествен­ным различиям. Качество не существует отдельно от количества, су­ществуют лишь вещи, которые есть и то и другое. Только в целях познания мы искусственно отделяем одно от другого.

Синтез качественной и количественной определенности осуществ­ляется в категории меры. Эта категория занимала одно из центральных мест в ряде философских учений еще античной философии (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и др.), однако впервые глубокую диалектическую разработку она получила в философии Гегеля. По Гегелю, развитие меры есть одна из труднейших проблем. Однако трудность этого раздела ге­гелевской логики обусловлена не только сложностью самого понятия меры, но и тем, что избранный философом путь анализа рассматривае­мого понятия исходит из ложно формулируемых начальных позиций. Действительно, сначала Гегель определяет количество как внешнюю, безразличную к бытию определенность, а затем пытается восстановить эту связь количества с бытием.

Мера — реально присущий конкретным материальным объектам атрибут, выражающий взаимосвязь их количественной и качественной определенности. Мера — это определенный интервал количественных характеристик или изменений, в рамках которого может существовать данное качество. Изменение количества в границах меры не ведет к изменениям качества, однако при переходе меры предмет перестает быть тем, чем он есть. Таким образом, количество и качество взаимо­связаны через меру.

Категория меры отражает не только зависимость между качествен­ными и количественными изменениями объекта, но и зависимость меж­ду устойчиво сохраняющимися качественно-количественными отно­шениями, т. е. мера выражает не только изменчивость, но и устой­чивость. Мера объекта в целом («полная мера») представляет собой

сложную систему различных мер «частных» в соответствии с положе­нием о многокачественности вещи. Зависимость между качественной и количественной определенностью конечного объекта можно рассмат­ривать с «внутренней» и с «внешней» стороны. В основе качественно-количественных отношений, образующих различные меры, лежат мно­гообразные функциональные зависимости между качественно опреде­ленными количествами.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений носит всеобщий характер, он действует в природе, обществе, в мышлении, специфически проявляясь в различных случаях.

Переход количественных изменений в качественные происходит путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку. Скачок есть процесс перехода количественных из­менений в качественные, т. е. процесс перехода от старого к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.

Понятие «скачок» заимствовано из повседневной жизни (как и по­нятия «количество» и «качество»), но в философии оно приобретает особый смысл. Главный философский смысл его состоит в том, что в процессе развития имеет место разрыв, преобразование основных устойчивых качественных связей, элементов и подсистем данного яв­ления, а не просто какое-то быстрое перемещение. Конечно, такой раз­рыв происходит чаще всего относительно быстро, если сравнить его с предшествующим периодом количественных изменений. Поэтому ко­личественные изменения и воспринимаются нами как главные, посте­пенные, а скачок (т. е. «качественные изменения») воспринимаются как взрывное изменение. В каждом конкретном случае скачок может быть более или менее продолжительным и сложным. Его «краткосрочность» условна, и о ней можно говорить лишь в сравнении с предшествующи­ми количественными изменениями. Известно, например, что качествен­ные изменения при переходе от одной геологической эпохи в истории Земли к другой происходили на протяжении миллионов лет. Качествен­ное многообразие существующих в объективной действительности ве­щей и явлений обусловливает многообразие скачков (схема 21).

Разнообразные виды скачков различаются по характеру преобра­зования элементов структуры или системы в целом, длительности и интенсивности.

Постепенность и скачок — две неразрывно связанные стороны процес­са развития, причем диалектика их такова, что скачок выражает един­ство непрерывности и прерывности, а количественные изменения, ко­торые рассматриваются как непрерывные, сами дискретны. Этот вывод

особенно важен для понимания диалектики количественных и качест­венных изменений в обществе. Следует подчеркнуть, что скачки в об­ществе отличаются от скачков в природе. Скачки в природе осуществ­ляются стихийно, а переход от одного качественного состояния в другое в обществе — через сознательную, целеполагающую деятельность лю­дей. Нормой, способом выражения количественных и качественных изменений в обществе выступают революция и эволюция. Эволюция выражает количественные изменения, которые подготавливают скачок. Революция — глубокое качественное изменение, скачок в развитии.

Схема 21.Виды скачков


ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ  
  ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
СТРУКТУРЫ В ЦЕЛОМ  
     

________________БЫСТРЫЕ

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ _________

форма всеобщей связи явлений - student2.ru

ВИДЫ СКАЧКОВ

ПО ФОРМЕ
__________ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ___________

СО ВЗРЫВОМ БЕЗ ВЗРЫВА

Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии, причем форма скачка может быть различной в зависимос­ти от вида революции и конкретных условий.

Эволюция и революция органически связаны друг с другом. Вся­кое стремление рассматривать эволюцию вне взаимосвязи с револю­цией ведет к искажению действительных процессов, происходящих в материальном мире.

Выражением метафизически односторонних взглядов на со­отношение эволюции и революции в процессе развития были эволю­ционизм и «катастрофизм». Следует различать теорию эволюции Дар­вина и эволюционизм, который абсолютизирует количественные изменения, а роль качественных сводит к нулю. Перенесение эволю­ционизма в общественное развитие приводит к реформизму и реви­зионизму.

Этот закон занимает особое место

Наши рекомендации