Форма всеобщей связи явлений
закон
Критерием деления законов является степень их общности. По этому признаку различают частные, общие и всеобщие законы. По характеру действия и проявления различают законы однозначной и вероятностной детерминации: динамические и статистические.
Динамические законы выражают такую связь явлений, при которой по начальному состоянию данной системы точно определяется ее будущее состояние. Этим законам подчиняется, например, механическое взаимодействие макротел, работа различных механизмов, автоматов. Динамические законы выражают жесткую причинную связь между явлениями, дают возможность описывать поведение индивидуальных объектов. Например, законы Кеплера описывают движение планет Солнечной системы.
Статистические закономерности обозначают такую связь явлений, событий, при которой их причинная зависимость проявляется не однозначно, состояние системы определяется с некоторой вероятностью. Они выражают более гибко связь данного состояния системы с предшествующими условиями. Законы этого типа действуют там, где имеется множество объектов, процессов, каждый из которых подвержен случайным воздействиям и влияниям. Статистические закономерности отчетливо проявляются в процессах, которые изучаются в квантовой механике, кибернетике, молекулярной биологии, а также при анализе общественных явлений. Важно твердо уяснить, что материалистическое понимание вероятности как степени возможности наступления некоторого события, меры необходимого в цепи явлений позволяет строить содержательную математическую теорию вероятностей, которая играет всевозрастающую роль в познании закономерностей массовых явлений и функционирования сложных систем.
Динамические и статистические закономерности дополняют друг друга и выступают в диалектическом единстве. Поэтому их нельзя противопоставлять друг другу как менее и более достоверное знание, а нужно рассматривать как законы, отражающие специфику тех или иных сторон действительности, способствующих более полному и глубокому познанию сложных явлений.
Принципиальное значение имеет рассмотрение закона не в отрыве от других категорий, а в органическом единстве с ними, т. е. в системе, которая учитывает принцип материального единства мира, его развитие, всеобщую связь явлений и движение познания от единичного к общему, к раскрытию сущности вещей и явлений и перспективы их развития. Выясняя место закона в системе других категорий диалектики и его методологическую роль, необходимо обратить внимание на закон как на одну из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса.
Говоря о методологическом значении понятия закона, нужно принять во внимание, что только строго научное, диалектико-материалис-230
тическое его толкование служит основой для решения таких важных и актуальных проблем современной науки, как классификация научного знания и его законов, а также объяснительная и прогностическая функция науки, роль вероятностно-статистических методов исследования и др. Успешная разработка всех этих проблем способствует дальнейшему укреплению союза философии и естествознания.
Несостоятельны трактовки закона в духе субъективного идеализма: закон — продукт психологической привычки (Д. Юм); априорная форма рассудка (И. Кант); ограничения, которые мы предписываем нашим ожиданиям (Э. Мах); чередование известных восприятий и понятий (К. Пирсон); инструкции для образования высказываний (М. Шлик) и т. д. Неопозитивизм истолковывает закон как краткое описание совокупности чувственных данных. Поэтому он исключает из сферы науки все объекты, не наблюдаемые в чувственном опыте, отрицает его объяснительную функцию, ограничивает роль закона только установлением функциональной зависимости явлений. Закон, являясь ступенькой познания мира, служит основой сознательной, творческой деятельности человека.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные |
Мир состоит не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся извечно постоянными, претерпевают беспрерывные изменения. С другой стороны, естествознание и повседневная практическая деятельность людей неопровержимо доказывают, что мир не является чем-то однообразно целым. Напротив, он предстает перед взором человека как единство бесконечного разнообразия предметов и явления. Все они имеют нечто специфическое, обладают относительной самостоятельностью, целостностью и устойчивостью.
Постоянная изменчивость и относительная устойчивость предметов и явлений небеспричинны. И важно (в теоретическом и практическом отношениях) выяснить, как и почему нарушается такая устойчивость предметов и явлений и возникает нечто новое, ранее не существовавшее. Закон перехода количественных изменений в качественные как раз и объясняет причины многообразия, целостности и устойчивости всего существующего в мире, показывает, каким образом на смену одним предметам и явлениям приходят новые.
Качество определяет внутреннюю, существенную сторону вещей, характеризует то, чем данная вещь отличается от других. Известно, что Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, так как нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.
Объективно-идеалистическая трактовка качества (как и количества, и меры) состоит в рассмотрении их как логики развития мирового разума.
Субъективные идеалисты на основании того, что качества воспринимаются познающим субъектом с помощью органов чувств и приборов, делают вывод о субъективности качеств. В субъективно-идеалистической интерпретации качество — это совокупность понятий, идей, ощущений субъекта, не имеющих объективного содержания. В диалектико-матери-алистическом понимании важно положение о том, что качества объективны, как объективны предметы. Объективной основой категории качества является реальная «отграниченность» вещей. В диалектико-материа-листической философии было впервые подчеркнуто важнейшее материалистическое положение о том, что качество не существует вне и независимо от материального объекта. «…Существуют не качества,— отмечал Ф. Энгельс,— а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами». Качество фиксирует тот факт, что вещи обладают спецификой, отличающей их от всех других везде.
Качество — это внутренняя, присущая предмету определенность, единство свойств, характеризующих данный предмет или явление. Качество — это нечто большее, чем простая совокупность свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи. Качество связано со структурностью вещи, т. е. с определенной организацией составляющих ее элементов и свойств, вследствие чего она и есть не просто совокупность свойств, а единство их, к тому же не всех свойств, а наиболее существенных, определяющих все остальные свойства.
Качество — это такая определенность вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость при постоянных изменениях. Оно придает им специфический характер, что позволяет отличать один объект от другого и быть именно данным, а не другим предметом. Качество — это определенность, тождественная бытию вещи, в силу чего ее изменение означает коренное преобразование предмета. Качество, кроме этого, означает одинаковость какого-либо класса, рода предметов и устанавливает границы их бытия. Качество — это существенная определенность, в силу которой предмет является данным, а не иным, это нечто неотъемлемое от вещи, коренным образом слитое с нею. Если качество фиксирует относительную устойчивость предметов в общем процессе превращений, развития, то свойство — это внешнее обнаружение, проявление качества при взаимодействии в отношениях данного предмета с другими предметами материального мира. Как и качество, свойство принадлежит вещи, но обнаруживает качественную специфику вещи лишь в отношении с другими вещами.
Категория качества фиксирует целостную специфику вещи лишь в определенной системе связи, а вещь является элементом многих систем, в силу чего возникает ее многокачественность. В определенной системе связей вещь однокачественная, но проявляется многообразием свойств. Изменение качества не затрагивает качественной специфики в рамках данной системы. Таким образом, многокачественность вещи не тождественна многосвойственности.
Итак, качество вещи — это как бы границы ее бытия, за пределами которых она есть нечто другое. Качественная определенность выражает момент процесса изменений, качество выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, поэтому неправомерно абсолютизировать границы вещи и сводить качество лишь к количественным различиям. Качество не существует отдельно от количества, существуют лишь вещи, которые есть и то и другое. Только в целях познания мы искусственно отделяем одно от другого.
Синтез качественной и количественной определенности осуществляется в категории меры. Эта категория занимала одно из центральных мест в ряде философских учений еще античной философии (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и др.), однако впервые глубокую диалектическую разработку она получила в философии Гегеля. По Гегелю, развитие меры есть одна из труднейших проблем. Однако трудность этого раздела гегелевской логики обусловлена не только сложностью самого понятия меры, но и тем, что избранный философом путь анализа рассматриваемого понятия исходит из ложно формулируемых начальных позиций. Действительно, сначала Гегель определяет количество как внешнюю, безразличную к бытию определенность, а затем пытается восстановить эту связь количества с бытием.
Мера — реально присущий конкретным материальным объектам атрибут, выражающий взаимосвязь их количественной и качественной определенности. Мера — это определенный интервал количественных характеристик или изменений, в рамках которого может существовать данное качество. Изменение количества в границах меры не ведет к изменениям качества, однако при переходе меры предмет перестает быть тем, чем он есть. Таким образом, количество и качество взаимосвязаны через меру.
Категория меры отражает не только зависимость между качественными и количественными изменениями объекта, но и зависимость между устойчиво сохраняющимися качественно-количественными отношениями, т. е. мера выражает не только изменчивость, но и устойчивость. Мера объекта в целом («полная мера») представляет собой
сложную систему различных мер «частных» в соответствии с положением о многокачественности вещи. Зависимость между качественной и количественной определенностью конечного объекта можно рассматривать с «внутренней» и с «внешней» стороны. В основе качественно-количественных отношений, образующих различные меры, лежат многообразные функциональные зависимости между качественно определенными количествами.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений носит всеобщий характер, он действует в природе, обществе, в мышлении, специфически проявляясь в различных случаях.
Переход количественных изменений в качественные происходит путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку. Скачок есть процесс перехода количественных изменений в качественные, т. е. процесс перехода от старого к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.
Понятие «скачок» заимствовано из повседневной жизни (как и понятия «количество» и «качество»), но в философии оно приобретает особый смысл. Главный философский смысл его состоит в том, что в процессе развития имеет место разрыв, преобразование основных устойчивых качественных связей, элементов и подсистем данного явления, а не просто какое-то быстрое перемещение. Конечно, такой разрыв происходит чаще всего относительно быстро, если сравнить его с предшествующим периодом количественных изменений. Поэтому количественные изменения и воспринимаются нами как главные, постепенные, а скачок (т. е. «качественные изменения») воспринимаются как взрывное изменение. В каждом конкретном случае скачок может быть более или менее продолжительным и сложным. Его «краткосрочность» условна, и о ней можно говорить лишь в сравнении с предшествующими количественными изменениями. Известно, например, что качественные изменения при переходе от одной геологической эпохи в истории Земли к другой происходили на протяжении миллионов лет. Качественное многообразие существующих в объективной действительности вещей и явлений обусловливает многообразие скачков (схема 21).
Разнообразные виды скачков различаются по характеру преобразования элементов структуры или системы в целом, длительности и интенсивности.
Постепенность и скачок — две неразрывно связанные стороны процесса развития, причем диалектика их такова, что скачок выражает единство непрерывности и прерывности, а количественные изменения, которые рассматриваются как непрерывные, сами дискретны. Этот вывод
особенно важен для понимания диалектики количественных и качественных изменений в обществе. Следует подчеркнуть, что скачки в обществе отличаются от скачков в природе. Скачки в природе осуществляются стихийно, а переход от одного качественного состояния в другое в обществе — через сознательную, целеполагающую деятельность людей. Нормой, способом выражения количественных и качественных изменений в обществе выступают революция и эволюция. Эволюция выражает количественные изменения, которые подготавливают скачок. Революция — глубокое качественное изменение, скачок в развитии.
Схема 21.Виды скачков
ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ | ||
ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | ||
СТРУКТУРЫ В ЦЕЛОМ | ||
________________БЫСТРЫЕ
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ _________
ВИДЫ СКАЧКОВ
ПО ФОРМЕ
__________ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ___________
СО ВЗРЫВОМ БЕЗ ВЗРЫВА
Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии, причем форма скачка может быть различной в зависимости от вида революции и конкретных условий.
Эволюция и революция органически связаны друг с другом. Всякое стремление рассматривать эволюцию вне взаимосвязи с революцией ведет к искажению действительных процессов, происходящих в материальном мире.
Выражением метафизически односторонних взглядов на соотношение эволюции и революции в процессе развития были эволюционизм и «катастрофизм». Следует различать теорию эволюции Дарвина и эволюционизм, который абсолютизирует количественные изменения, а роль качественных сводит к нулю. Перенесение эволюционизма в общественное развитие приводит к реформизму и ревизионизму.
Этот закон занимает особое место