Г) Декомпозиция идеи общества
"Возвращение субъекта", с одной стороны, и глобализация социальных практик, с другой, ведут к тому, что нация — государство во все меньшей мере является определяющей рамкой социального действия. Для социологии это обстоятельство означает кризис привычных форм когнитивной репрезентации социальной жизни: для социологической традиции' основополагающее значение имела идея "общества", понимаемого как социальный макросубъект, как дифферепци —
рованная и согласованно функционирующая система, взаимодействующая с окружающей средой наподобие живого организма и т. п. Отсюда вытекала идея социальной эволюции и парадигма трактовки модернизации как перехода от "общности" к "обществу". При этом очевидно, что моделью "общества" являлась именно нация —государство.
Этот эпистемологический разрыв с социологической традицией констатируют даже авторы, отрицающие постмодернистскую диагностику времени1. Возникает вопрос, как теория может репрезентировать социальную материю в условиях, когда интуиция социального организма дает сбой, а теоретик сталкивается с феноменом разомкнутого целого, границы которого становятся свободно проницаемыми, или с миром децентрированной общественной сложности, где просто отсутствуют центр и периферия и нет никакого предустановленного порядка?
При этом важно подчеркнуть, что декомпозиция идеи общества, вопреки первому впечатлению, может быть понята как продолжение модерного развития, а вовсе не его завершение: "Исчерпание идеи общества маркирует, прежде всего, новый этап модерна и секуляризации"2. По Турену, если модерн характеризует представление о том, что общество является продуктом нашей деятельности, то до сих пор мы имели лишь ограниченный модерн. Этот модерн еще не порвал нить, привязывавшую субъективно созидаемую социальную жизнь к предустановленному порядку мира. Человечество, освобожденное от подчинения Богу, оставалось в подчинении у Разума, Истории или Общества. "Общество" было деистическим выражением старого религиозного духа, наивной верой в логику социальных аппаратов. Соответствен -но сегодняшний кризис модерна, нередко воспринимаемый как его завершение, является, по Турену, свидетельством нашего вхождения в более полный модерн, где секуляризация доведена до логического завершения, а человеческая субъективность полностью раскрепощена.
Итак, насколько привлекательной выглядит концепция Хабермаса в свете эскизно обозначенных выше социологически фиксированных модификаций современности? Пожа-луй, в данном контексте рассмотрения теория коммуника-
тивного действования воспринимается более критически, чем в первых двух. Прежде всего, однако, следует отметить "позитив": переход от модели сознания к модели языковой коммуникации (и соответственно от "производительной" к "со-лидаристской" парадигме в социальной теории) делает возможным преодоление в ряде важных пунктов теоретического антропоморфизма — понимания комплексов социальных явлений наподобие действующих человеческих субъектов.
Говоря более конкретно, речь идет о следующих трех существенных пунктах: во-первых, Хабермас избавляется от антропоморфизма в понимании общественной рационализации. Последняя трактуется не как рост человеческого разума и не как экспансия целерационального действия, а как структурная трансформация жизненного мира, делающая возможным повышение уровня рациональности человеческого действия'.
Во-вторых, Хабермас уходит от трактовки социальных процессов на основе отношений между общественными классами, понимаемыми как коллективные субъекты действия, проводя идею анонимности социальных сил (в частности и прежде всего — анонимности социального подавления, реализующегося не в действии "господствующего класса", а в структурных ограничениях коммуникативных практик, затрагивающих все слои общества).
В-третьих, Хабермас избавляется еще от одного социально—теоретического фантома — "народа" как макросоци — ального квазисубъекта — суверена, "волеизъявление" которого является конечной инстанцией при определении легитимности общественных институтов, ориентации социального действия или образов мысли. Пожалуй, в истории не было более кровожадного идола, ответственного за все основные кошмары столетия, чем "народ". Субститутом "народа" — своеобразного "бессубъектного субъекта" суверенности — является у Хабермаса "общественность" — сеть многообразных и разнородных, но родственных формальным принципом своего существования объединений.
Итак, основной позитивный урок Хабермаса мы можем сформулировать так: ключевым условием адекватного теоретического понимания радикализирующегося модерна является последовательное преодоление антропоморфизма в социальных науках.
Вместе с тем, на мой взгляд, сам Хабермас не до конца последователен в проведении этого принципа. Насколько я могу судить, у него сохраняется базовый антропоморфизм модерной социальной теории — идея "общества" как когерентной тотальности. Данный тезис не является бесспорным: сам Хабермас, говоря об обществе, понимаемом как жизненный мир, охотно использует метафору "сети"; "жизненный мир" вообще является концептуальным средством, пригодным для отображения "открытой тотальности"; Хабермас полемически противостоит функционалистским моделям общества. И все же: конститутивной для его построений является идея внутренне дифференцированного общественного целого с ее всегдашними спутниками — концепцией социальной эволюции и пониманием модернизации как перехода от "примитивных" к "сложным" обществам.
В таком случае масштабная теоретическая модель, разработанная Хабермасом, едва ли является продуктивным средством концептуализации новейшего развития; новые реалии радикализирующегося модерна, предполагающие "декомпозицию идеи общества", кажутся чужеродными ей. И когда Хабермас, разработавший оригинальную и гибкую концепцию общественной модернизации, способную концептуализировать диалектически —двойственный характер модерна, рисует образ развитого общества и специфических патологий позднего капитализма, складывается впечатление, что перед нами — коммуникативно — теоретически переформулированная критика "массового общества", начатая классической критической теорией (вторжение системно — функциональ — ных императивов в жизненный мир, монетаризация и бю — рократизация повседневных жизненных практик).
Иными словами, образ современности, рисуемый теорией коммуникативного действования, относится, скорее, к "организованному модерну" (в эксплицированном выше смыс — ле). Причина этого состоит, на мой взгляд, во —первых, в том, что Хабермас, при всей сложной эволюции своих взглядов, сохранял, как отмечалось уже во введении, в течение более четверти века верность некоторым ключевым идеям и установкам, а во —вторых, что в рамках своего междисдиплинар — ного синтеза, выполненного в парадигме критической теории, он двигался от философских оснований к их "социоло — гизации". Идея интерперсоналыюй коммуникации посредством естественного языка стала основополагающей для Хабермаса уже в работах конца 60 —х и оформилась в виде оригинальной концепции формальной (универсальной) прагматики к середине 70 —х. В это время специфическое содер —
жание трансформаций модерна просто еще не могло быть идентифицировано, поскольку литература, на основе которой был выполнен эскиз некоторых ключевых черт сегодняшнего социального мира, принадлежит к 80 —90 —м гг.
Поэтому основной негативный урок, который мы можем извлечь из опыта, полученного Хабермасом, в связи с проблемой адекватного понимания современности, состоит в том, что, хотя верность базовым идеям и принципам — это, конечно, хорошо, плодотворный междисциплинарный синтез предполагает в нашем быстро меняющемся мире высокую реактивность философской составляющей теоретической работы относительно новых реалий жизненного мира. В противном случае может получиться так, что, когда критическая теория, начав с определения своих философских оснований, наконец дойдет (через ряд посредствующих теоретических звеньев) до прикладного анализа, окажется, что ее глубоко обоснованная критика нацелена па социальную реальность, которой больше нет.
Справедливости ради, однако, надо отметить, что оценка релевантности теории коммуникативного действования (и ее приложений) сегодняшним реалиям не может быть однозначно—критической. С одной стороны, .приведенные выше социологические констатации обозначают тенденции изменений, а не полностью состоявшиеся трансформации (например, указание на глобализацию повседневных практик вовсе не означает утверждения о том, что мы находимся в полностью глоба — лизованном жизненном мире, скорее, речь должна идти о слож — ном взаимодействии глобального измерения социального действия с сохраняющим большое влияние "макросоциальным" и локальным). И в той мере, в какой нация — государство остается сильным игроком в социальном мире, коррелированные с ней теоретические модели сохраняют свое значение. Во-вторых, ряд ключевых положений теории коммуникативного дей — ствования может быть успешно адаптирован к новому контексту современности (и прежде всего это относится, на мой взгляд, к концепции "общественности"').
Я полагаю, уже мало кто сомневается, что из опыта теоретической работы, проделанной Хабермасом, можно извлечь очень много уроков, однако, опасаясь, что "Вместо заключения" станет неприлично сопоставимым по объему с основной частью книги, предпочту ограничиться сказанным и поставить многоточие...
Предметный | указатель | Именной |
Б | 140, 144, 148 - 153, 157 - | указатель |
Базис 9, 13, 122, 136, 138, | 162, 165, 167 - 169, 172, | Адорно, Теодор 3 — 5,7, 17, |
144, 162 | 173, 176. 178, 179, 182 - 184, | 25, 29, 200 |
186, 189, 190, 193, 201 - | Апель, Карл otto 184— 187, | |
В | 203,208 - 210,213 - 216,219 | |
Взаимопонимание 9, 43, 62, | -221 | Белл, Дэниэл 157 |
69, 77, 78, 80, 92, 97. 98, | Модернизация 46, 150, 209 | Бюлер, Карл 54 |
103, 109, 119, 131, 132, 138, | Вагнер, Петер 208, 209, 212 | |
142, 143, 151, 159, 161, 162, | Вебер, Макс 16, 46, 47, | |
177, 187, 209 | Нетематическое знание | 70-72,74, 76, 119, 122, 149- |
101, 104, 105 | 151. 157, 158, 176 | |
Герменевтика 10, 28 | Нормативные структуры 10 О | Витгенштейн, Людвиг 25 — 27, 78 |
А | Общественность 6, 155, 157, | Гадамер, Ханс — Георг 10, |
Действие 9, 57 - 64, 66, 70 - | 167, 172, 220 | 11, 26, 28, 78, 222 |
72, 74, 76, 77, 79 - 82, 84, | Гидденс, Энтони 8, 208 | |
85,87- 94,99, 101,102,109, | Гофман, Э. 74 | |
112, 117, 130, 134, 137, 142, | Перформативная установ- | Дыос, Питер 189 |
144, 145, 156 | ка 43 | Дюркгейм, Эмиль 16, 45, |
Действование 9, 14, 78, 87, | Повседневность 48, 181 | 74, 118, 119 |
90, 92, 93, 108, 1 12, 1 14, 1 15, | Прагматика 14, 51. 55, 57, 60, | Колберг, Лоуренс 137 |
121, 122, 140, 188 | 186—188 | Кун, Томас 28 |
Ж | Просвещение 29, 31, 32, 40, | Лиотар, Жан — Франсуа |
181 — 183, 185, 188 — 190 | ||
Жизненный мир 44, 59, 87, 95-99, 105 - 11Z 114, | Р | Лукач, Дьордь 156 |
117, 121, 125 - 129, 137, | Разум 5, 7, 14, 16, 17, 22 - | Люман, Никлас 14 |
138, 144, 145, 151, 152, 155, 159, 160, 162, 182. 187, 204, | 26, 31, 32, 42 - 44, 46 - 49, 65, 86, 95, 99, 102, 103, 107, | Маркс, Карл 8 - 10, 12, 15, 45, 135, 137, 143, 152 - 157, |
109, 114, 129, 150, 164, 165, | 170. 193, 196 — 199, 203 — | |
167, 169, 170, 172, 174, 175, | ||
177, 181, 182, 184, 186, 189, | Маркузе, Герберт 4, 6 — 8, | |
Значимость 9, 14, 23, 28, 44, | 193, 195, 197, 199, 206, 207, | |
56, 59 -68, 73, 76, 80, 83 - | Мерло — Понти, Морис 28 | |
85, 89, 90, 92, 96, 97, 102, | Рационализация общества | Мид, Джордж 16, 45, 75, 78, |
104, 106, 109, 110, 111, 114, | ||
120 - 123, 126, 141, 146 - | Рациональность 7, 22, 23, | Ницше, Фридрих 29, 32, 39, |
148, 159, 174, 181, 183, 185 - | 32, 36, 38, 45, 61, 62, 65, 68, | 40, 205 |
187, 190 | 70, 71, 81, 122, 128, 177, | Парсонс, Толкотт 16, 74, |
И | 180, 186, 200 | |
Идеология 29, 159, 162 Интеграция общества 125, 126 | Реификация 160, 200 Реконструктивное исследо — вание 45, 188 | Пиаже, Жан 45 Пирс, Чарльз Сандерс 28 Робертсон, Р. 216 |
Рорти, Ричард 29, 39 - 41, | ||
К | 190 - 19Z 205 | |
Коммуникация 66, 67, 101, 123, 148, 191 | Система 3, 5, 7 - 9, 12, 17, 28, 31, 36, 38, 39, 43, 52, | Селларс, Уилфрид 27, 40 Серль, Джон Р. 59 |
Компетенция 54, 56 | 54, 57, 59, 67, 86, 94, 115, | Скиннер, Квентин 8 |
Критическая теория 5, 8, 11, 149, 155, 160, 194, 195, | 123, 124, 127 - 129, 134, 137, 139, 144, 146 - 148, 153, 156, | Соссюр, Фердинанд де 37 Турен, Ален 215, 218 |
198 - 205, 207, 208 | 157, 160, 176, 177, 181, 190, | Фуко, Мишель 29, 205 |
д | 193, 196, 211, 217, 219 | Хайдеггер, Мартин 25, 29, |
32, 34, 40, 205 | ||
Лингвистический поворот | Фаллибилизм 24 | Харви, Дэвид 210 |
Lt Логоцентризм 29, X - 39, 43 | Философия 7, 12, 13, 19 -21, 23 - 25, 28, 31, 41, 42, | Хомский, Ноам 53, 54 Хоркхаймер, Макс 4 — 7, |
м | 45, 46, 48. 49, 176, 180, 181, | 29, 194 - 196, 198, 199 |
Модерн 5. 6, 16, 17, 23, | Шелер, Макс 28 | |
24, 26, 42, 46 - 48, 65, 69, | Формальные понятия мира | Шюц, Альфред 16, 93, 97 - |
70, 72,74,94, 118, 119, 124, | 109, 112, 121, 124 | 99, 104, 107 |
125, 128, 133, 134, 137, 139, | Франкфуртская школа 8 | Ясперс, Карл 25 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................3
Глава первая
Кризис рациональности в современной философии............................ 19
Постметафизическое мышление (20). Стратегия "тотальной критики разума" (28). Идея коммуникативной модификации философской рациональности (42).
Глава вторая
Философская модель коммуникативной рациональности
и социальная теория..............................................................................49
Универсальная прагматика как реконструкция всеобщих условий возможности взаимопонимания (50). Понятие рациональности; когнитивно-инструментальная и коммуникативная рациональность (60). Проблема рациональности ч социальная теория (67). Аспекты рациональности действия и социологические понятия действия (73). Коммуникативная природа рациональности понимания в социальных науках (НО).
Глава третья
Коммуникативное действование и жизненный мир ...........................86
Целевые действия и речевые акты (Кб). Стратегическое и коммуникативное действование (К9). Феноменологическое понятие .жизненного мира (УЗ). Ситуация <>ейстния и нетематическое знание (100). Формально-прагматическое понятие жизненного мири (104). Общество как символически структурированный жизненный мир (ПО).
Глава четвертая
Диалектика общественной рационализации......................................118
Сакральные истоки коммуникативного действовиния; рационализация .жизненного мира (lift). Механизмы социальной и системной интеграции общества (124). Разделение системы и .жизненного мира: историко-пптологическаяреконструкция (127). Механизмы разъединения социальной и системной интеграции (I3H). Парадоксы обществе/той рационализации: постановка вопроса (143).
Глава пятая
Социальные патологии позднего капитализма
и критическая теория общества..........................................................148
Патологии капиталистической модели модерного развития (14У). Механизмы позднекатипилистического онещнеиия (152). Утопический потенциал .жизненного мира и новые ориентиры движений социального протеста (160). Нормативное содержание модерна и открытая общественность (166).
Глава шестая
Уроки Хабермаса, или Вместо заключения.......................................175
Перспективы философской рациональности (176). Возможность "большой теории "в современной философии (192). Понилшние современности (206).
Предметный указатель........................................................................222
Именной указатель..............................................................................222
Научно — популярное издание Фуре Владимир Николаевич
ФИЛОСОФИЯ