Наука и мировоззренческие формы
Т Е О Р И Я
Н А У К И
САМАРА
ГЛАВА 1 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НАУКИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ
Задача науки – поиск устойчивых закономерностей окружающего мира, выражение их в виде законов. Как не странно, в данном случае наука не противопоставляет себя традиции, а вместо довольно неустойчивой формы традиции создает подобие инстинкта, который дает четкие и беспрекословные правила поведения в определенном диапазоне заданных событий. Потому идеология механицизма так свойственна науке, именно также механически действуют и низшие животные. Созданные на базе науки искусственные объекты, по крайней мере, до нашего времени, представляют конструкции, действующие по этому принципу механического или инстинктивного действия. Природа же, как мы видим, действует несколько иными путями и создает конструкции иного типа, конфигурации и принципов действия. Наиболее яркий пример этому идет на сопоставлении, к примеру, с ЭВМ. ЭВМ отличается от мозга, как по используемым материалам, так и по принципам действия. Потому разум, как идеология науки, есть, по сути, переходный этап именно от традиции к более низшей форме – инстинкту. Здесь действует механизм упрощения.
Расширение области влияния науки в ментальной области неоспоримо. Как бы не утверждали многие в наше время, как бы не появлялись разного рода рецидивы идей возрождения прежних парадигм мировоззрения в виде призывов возрождения религии, создания неоязыческих систем мировоззрения имеют патологический характер и порождены такими же патологическими отклонениями от общего стратегического пути «сциентизации» культуры человечества, или же порождаются реальными сложностями и противоречиями при движении по этому пути.
Тяжело найти адекватное определение науки, правильно писал известный историк науки Дж. Бернал: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпевала столько изменений, и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами человеческой деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь одни из аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-либо период её развития» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956. С.17). Хотя научное знание ведут со времен античной культуры, но разные формы научной деятельности присутствовали на протяжении всей истории человечества. Преднаучное знание сопоставимо с научным знанием. В противном случае невозможно объяснить, - как фундаментальные основы человеческой культуры были заложены в период полного господства мифологического мировоззрения. А это создание и совершенствование языка, создание основополагающих априорных категорий и форм восприятия мира, это достижения в области генной инженерии – доместикация растений была проведена именно первобытным человеком, это и открытие всех исходных типов простейших механизмов. Нет ни одной области современного знания, которое не имеет аналога в ментальных формах первобытного человека, нет ни одной области технической и иной деятельности человека, которая не имеет архетипа в первобытной деятельности человека. Наука сформировалась на базе первобытной магии, которая строила свои конструкции знания на мистическом мировоззрении. Здесь можно согласиться с мнением известного исследователя античной философии К. Йоля: «…в целом познание природы есть изобилие понятий, взятых из мистики или, точнее, общности с ней: мир как единство и бесконечность, мир как единство множественности (разнообразия), как гармоническая система, мир как порядок, законность и необходимость, мир как развертывание силы и жизни и в противоположность этому как материя и элементы, в целом как объект в противоположность субъекту, мир как изменение и круговорот, как каузальная последовательность, как развитие..» (Joel K. Der Ursprung der Naturphilosophie aus dem Geiste der Mystik Jena, 1926. S.125-126)
Потому, в данном случае, нельзя согласиться с В. Виндельбандом, который писал: «Человеку, свыкнувшемуся с условиями современной культуры и знакомому с ценностью, приписываемой во всех случаях знанию и покоящемуся на нем умению, быть может, трудно составить представление о том, как это положение науки в жизни было достигнуто и завоевано. И все же такое значение знания в социальном укладе жизни отнюдь не есть нечто само собою разумеющееся. Мы не обнаруживаем его при простых и первобытных формах человеческого существования, когда физическая сила и преимущества воли играют решающую роль» (Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., Юрист, 1995. С.364). Это неверно. Более того, как правильно подчеркивал известный историк науки Майкл Полани: «Наука в большей степени опирается на значимость своего предмета, установившуюся еще в донаучный период. Ни зоологи не открыли существования животных, ни ботаники – растений: научная же ценность зоологии и ботаники есть лишь продолжение донаучного интереса человека к животным и растениям» (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.,1985. С.203).
Нельзя определить начало науки каким-то определенным временем. Как правильно пишет известный современный исследователь научного знания В.В. Ильин: «Вызревание науки в культуре – многоплановый, развернутый в историю процесс, который предстает в виде серии революций, вызвавших глубокие преобразования интеллекта и обусловивших формирование конгениальных типов научных знаний, отвечающих частным и общим критериям научности» (Ильин В.В. Критерии научности знания. М., Высшая школа, 1989. С.3-4)
Превалирование религиозного и магического сознания в первобытных обществах вообще слишком преувеличивается. Вот что писал известный антрополог Б. Малиновский: «В каждом первобытном коллективе, где побывали заслуживающие доверия и компетентные исследователи, были обнаружены две четко различимые сферы – сакрального и профанного, иными словами, сфера магии и религии и сфера науки.
С одной стороны, эти традиционные действия и обряды, которые туземцы считают сакральными, выполняют с благоговением и трепетом, окружают запретами и особыми правилами поведения. Такие действия и обряды всегда связаны с верованиями в сверхъестественные силы, особенно в магические силы, или с представлениями о сущностях высшего порядка, духах, призраках, умерших предках или о богах. С другой стороны, даже мимолетное размышление делает очевидным тот факт, что ни искусство, ни ремесло, сколь бы примитивными они ни были, ни организованные формы охоты рыбной ловли, земледелия или собирательства не могли существовать без внимательного наблюдения за природными процессами и без твердой уверенности в их регулярности, без способностей к размышлениям и без веры в силу разума, т.е. без зачатков науки» (Малиновский Б. Магия, наука и религия \\ Этнографическое обозрение. 1993 №6. С.103-104)
Более того, Б. Малиновский подчеркивал следующий момент, который подкрепляет утверждение К. Йоля о магических истоках науки: «Магия не только воплощается человеком, но и человечна по своей направленности: магические действия, как правило, относятся к практической деятельности и состояниям человека – к охоте, рыбной ловле, земледелию, торговле, к любви, болезням и смерти. Объектом магии оказывается не сама природа, а человеческое отношение к ней и человеческое действие с природными объектами» (Малиновский Б. Магия, наука и религия. \\ Магический кристалл М.,1992. С.88)
Первобытный человек – это не религиозный человек, это, прежде всего, человек практический, человек, который познает, стремиться познать, он экспериментатор – эмпирик, который активно исследует окружающий мир и использует полученные знания в свою пользу. Потому научная форма деятельности в тех или иных формах сопровождает всю историю культуры, и бессмысленно искать её начало. Оно совпадает с самим началом человеческой культуры. Можно лишь констатировать, что это научное познание существовало на протяжении всей истории человечества в тех или иных формах.
Тем не менее, можно установить границы для существования тех или иных форм научного знания. Современная наука идет непосредственно от античной формы науки. Античная наука же возникла на базе перехода научного знания на иную методологическую базу – методологическую базу философии, что привело к новой форме науки. Это не значит, что античная наука сделала множество новых открытий, большинство их было известно египетским и вавилонским жрецам. Только именно в изменении исходной парадигмы науки, которая раскрыла для неё новые горизонты для своего развития, состоит качественное отличие античной науки от более древней формы научного знания.
Как писал Ж. Деррида: «..осознать науку как традицию и культурную форму – значит осознать её интегральную историчность» ( Деррида Ж. Введение \\ Гуссерль Э. Начала геометрии. М.,1996 с.142)
2. ЦЕННОСТЬ И ПОЗНАНИЕ
Всякий артефакт культуры должен иметь ценность. Познание обладает ценностью, а потому устойчиво существует в культуре. В свое время Г. Риккерт утверждал, что понимание культурного артефакта возможно только путем «отнесения к ценности». Но «ценность» – это предельно общие основы культуры, предельно общая характеристика, которая не может быть основой для четкого понимания культурного явления. Более определенным является «отнесение к традиции». И это «отнесение к традиции-ценности» имеет идеологический характер, ибо идеалы той или иной традиции задают идеологию этого понимания. А потому всякое историографическое исследование, отрываясь от той или иной традиции, современной ему, имеет характер идеологии: оно отражает и понимает прошлое таким образом, с какой позиции и традиции это прошлое рассматривается. Всякое понимание основывается на отнесении факта к точки зрения какой-либо традиции. Эта традиция задает принцип селекции многообразия проявлений факта.
Известно, ставшее традиционным для англо - американской философии противопоставление Декарта и Ч. Пирса. Ч. Пирс подверг критике утверждение Декарта о беспредпосылочности познания, утверждая, что всякое познание не может быть беспредпосылочным, оно базируется на исходных верованиях и убеждениях…
3. ПРАГМАТИЗМ ПОЗНАНИЯ
Прагматисты утверждают, что истинно то, что реализуется в результате практической деятельности. Только та традиция мысли или та или иная форма жизнедеятельности устойчива, если она обладает практической жизнеспособностью. Действительно, само познание всегда ориентировано на достижение того или иного результата. Требуемый результат может быть различный, все зависит от того, для чего нужно познание того или иного явления. Сама цель познания влияет на форму знания и получаемый результат. Если мы хотим достигнуть обоснования той или иной идеологической концепции, то мы выявляем в реальности одни аспекты этой реальности; если мы хотим постигнуть красоту реальности, то она воспроизводится в художественной форме; если мы хотим достигнуть каких-то аспектов реальности, поддающихся точной интерпретации, то мы выявляем в ней те стороны, которые поддаются этому.
Как подчеркивал, в частности А. Бергсон, наш интеллект постигает предмет только в тех формах, которые пригодны далее в практической деятельности.
НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Наука формируется в поле ментальности, а потому «погружена» в него и тесно взаимодействует с другими ментальными формами, зависит от них и перенимает многие идеи, понятия и категории из этих смежных сфер ментальности.
ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
Наука с самого своего начала имеет основой метафизические допущения, все основные положения научных теорий сформированы на базе тех или иных философских концепций. Хотя наука и философия, со времен О. Конта, традиционно противопоставляются. Что неверно, ибо, как писал, в частности, К. Ясперс: «…философия в конечном счете – это мотор, при помощи которого приводятся в движение исследования отдельных наук. Правильное должно быть важным, для того чтобы его икали. Важность может происходить из конечных целей, технических мотивов, практических потребностей. Сверх того существует важность, которая сама не может более строго и обязательно доказываться, но которая следует из отношения к целому и экзистенции – философский элемент любой подлинной науки» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука., 2000. С.104). Т.е. научная деятельность инициируется исходя из основных, смысловых основ человеческого существования, исходя из основных человеческих интересов.
Основы современной науки были заложены в философии, именно в философии античной. В данном случае правильно писал В. Виндельбанд: «Начала научной жизни, которые.. лежат в античной философии, определяют все ее дальнейшее развитие. При относительно небольшом объеме познавательного материала – греческая философия с какою-то особенно величественной простотой создает определенные формы для его научной обработки, со смелой неустрашимостью мысли развивает она все необходимейшие основные положения миросозерцания. В этом и состоит типическое свойство античного мышления и высокопедадогическое значение его истории» (В. Виндельбанд История древней философии Киев, 1995. с.17-18)
Ему вторит отечественный лидер в философии науки В. С. Степин: «Теоретическое знание возникает как результат исторического развития культуры и цивилизации. Его первичные образцы были представлены философскими знаниями, которые являлись единственной формой теоретического на этапе преднауки. Переход от преднауки к науке привел к возникновению научного теоретического знания, которое в дальнейшем развитии культуры становится репрезентантом теоретического» (Степин В.С. Теоретическое знание. С.703). Все научные понятия формируются на базе тех или иных философских концепций. И не только, в формировании научных понятий участвуют, кроме философии, другие формы менталитета- религия, искусство и обыденное мировоззрение. Научное творчество идет в русле современных ему философских концепций, социально-экономических представлений. Те же мысли излагал и французский историк науки Г. Башляр: «…почти каждая фаза в развитии науки протекает под воздействием метафизических, т.е. непроверяемых идей. Эти идеи не только определяют, какие объяснительные программы мы выбираем в нашем исследовании, но и какого рода ответы считаем соответствующими удовлетворительными или возможно развивающими и улучшающими прежние ответы» (Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс. 1987. С.115).
Всякая научная или иная идея всегда базируется на каких-то основополагающих интенциях, которые определяют общее умонастроение культуры того или иного периода. Как подчеркивала одна из ведущих американских философов Сьюзен Лангер в своей знаменитой книге «Философия в новом ключе» (1942): «Пределы мышления устанавливаются не столько снаружи, то есть в зависимости от обилия и скудности опыта, с которым сталкивается ум, сколько изнутри, то есть обусловленное мощью концепции, богатством формулирующих понятий, с которыми ум встречает опыт. Новейшие открытия – это неожиданно увиденные вещи, которые всегда были в мире. Новая идея – это как бы падающий на них свет. Мы направляем свет туда, сюда, всюду – и границы мысли отступают перед ним» (Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000 с..13)
Более того, на формирование научного знания играли огромное значение те исходный образы мира и видения общества, которые были лидирующими в то или иное время, возникнув в той или иной частной области жизни общества, аллегорически переносились на всю сферу общественной жизни – ментальную, социальную или хозяйственную. В свое время Г. Тард подмечал: «В начале каждой науки, как и каждой литературы аллегория играла громадную роль. В математике, например, мы имеем аллегорические мечтания Пифагора и Платона ранее солидных обобщений Архимеда» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906 с.40-41)
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Нападки на научное знание традиционны, смысл их состоит в том, что научное знание неполноценно и не в состоянии отразить многообразие бытия. Но наука таких задач и не ставит.
Как правильно подчеркивает известный американский философ науки, профессор физики и истории Гарвардского университета Дж. Холтон: «.. вся история человечества от античной Греции до фашистской Германии учит нас, что силы, стремящиеся низложить науку, подорвать веру в нее общества, всегда найдутся, что они всегда наготове заключить союз с другими темными силами и попытаться совлечь цивилизацию с магистрального пути развития. Для этого они не брезгуют никакими средствами, в ход идет безудержная демагогия и популизм, игра на традиционных народных предрассудках и подстрекательство к насилию, прямая ложь и мистификация, идеологические провокации под лозунгами «Кровь» и «Земля», развязывающие самые нездоровые, слепые националистические инстинкты, вражду и нетерпимость» (Холтон Дж. Что такое «антинаука?» \\ ВФ 1992 №2 с.98)
«Наука имеет над нами власть, потому что этого хочет общество, в котором мы живем. Далеко не все концепты, даже когда они построены по всем правилам науки, пользуются влиянием исключительно благодаря своей объективной ценности. Концептам недостаточно быть истинными, чтобы пользоваться доверием. Если они не находятся в согласии с другими верованиями, мнениями, словом, с совокупностью коллективных представлений, они будут отвергнуты; умы для них будут закрыты; следовательно, будет так, как если бы их не было. Если сегодня, в общем, им достаточно нести на себе печать науки, чтобы пользоваться доверием, значит, мы верим в науку. Но эта вера, по существу, сродни религиозной. Ценность, придаваемая нами науке, в общем и в целом зависит от коллективно вырабатываемого нами представления о ее природе и роли в жизни. Это значит, что она выражает состояние мнения. В самом деле, как и все в общественной жизни, наука держится на мнении. Конечно, мнение можно рассматривать в качестве объекта науки, к этому в основном и сводится социология, Но наука о мнении не создает мнения, она может лишь его прояснить, позволить ему лучше познать самого себя. На этом пути она действительно может быть причиной его изменения, но наука продолжает зависеть от мнения и в то же время, когда она, как кажется, повелевает им, - и то мнение снабжает ее волей, необходимостью для воздействия на мнение» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. р. 625-626)
«Из того, что идеи времени, пространства, рода, причины, личности сформулированы с помощью социальных элементов, не нужно, следовательно заключать, что они лишены любой объективной ценности. Напротив, их социальное происхождение позволяет скорее предположить, что существуют они не без оснований, лежащих в самой природе вещей» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. р.26)
Эйнштейн правильно подчеркивает, что нет лучше выражения для веры в рациональную природу реальности, как религия. В частности, в отношении физики У.Куайн пишет следующее: «..с точки зрения эпистемологических оснований разница между физическими объектами и домовыми невелика: и те и другие включены в наши концептуальные построения в качестве неких культурных постулатов. Миф о существовании физических объектов лучше других мифов, поскольку он позволяет внести управляемую структуры в поток нашего опыта» (Quine W.V.O. From Logical Point of View: Logico- Philosophical Essays. N.Y. 1963 p.44).
Известный химик и философ науки М.Полани (1891-1976) правильно подчеркивал: «Сегодня мы снова должны признать, что вера является источником знания. Неявное согласие, интеллектуальная страстность, владение языком, наследование культуры, взаимное притяжение братьев по разуму – вот те импульсы, которые определяют наше виденье природы вещей и на которые мы опираемся, осваивая эти вещи»(Полани М. Личностное знание М..1985 с.277)
Как бы не критиковалась наука, то можно согласиться здесь с Дж. Холтоном: «.. вся история человечества от античной Греции до фашистской Германии учит нас, что силы, стремящиеся низложить науку, подорвать веру в нее общества, всегда найдутся, что они всегда наготове заключить союз с другими темными силами и попытаться совлечь цивилизацию с магистрального пути развития. Для этого они никакими средствами, в ход идет безудержная демагогогия и популизм, игра на традиционных народных предрассудках и подстрекательствл к насилию, прямая ложь и мистификация, идеологические провокации под лозунгом типа «Кровь и земля», развязывающие самые нездоровые, слепые националистические инстинкты, вражду и нетерпимость» (Холтон Дж. Что такое «антинаука? \\ 1992, №2.с.98)
Известно типичное противопоставление «истины» и «веры». Действительно факты, противоречащие заданным традициям общества, не воспринимаются сознанием, которое формировано этими традициям. Возникает «эффект слепоты». Крайнее выражение противопоставления «веры» и «истины» известно – это позиция Тертуллиана, но эта позиция никогда не обладала должным авторитетом, ибо всегда была более популярна позиция Аврелия Августина, утверждавшего гармонию между «верой» и «знанием». Действительно, та или иная традиция ментальности никогда не может обладать устойчивостью, если она не отвечает элементарным условиям рациональной организации и свойствами адаптированности к реальности (т.е. истинности). Тем не менее, ясно, что всякая истина только тогда становится фундированной в культуре, когда она отвечает исходным принципам тех верований, на которых базируется тот или иной образ жизни. Потому возможна ситуация Тертуллиана, когда человек, даже понимая, что какое-либо положение истинно, тем не менее его отвергает, отдавая предпочтение заданному образу жизни. Для этого совершенно необязательно рассматривать историю христианского общества, для этого достаточно вглядеться в обыденную жизни, где факты такого рода встречаются повсеместно.
Но соотношение между верой и познанием не ограничивается этим. Дело в том, что всякое познание отрывается от посылок, принятых бессознательно и сформированных в данной культуре как основополагающие. Это обусловлено тем, что познавательная деятельность есть частный механизм общей жизнедеятельности человека и его культуры, а потому оно действует в этих общекультурных рамках. Потому всегда во всяком познании существует непустое множество бессознательно принятых на веру положений. В этом отношении интересен анализ соотношение между религией и знанием, предпринятый Г. Спенсером в «Основных началах» (1862), где он, отрываясь от идей У. Гамильтона (представителя Шотландской школы «здравого смысла», который перенес на английскую почву идей кантовского критицизма), приходит к выводу, что религия и наука приходит к выводу об условности человеческого знания и о невозможности адекватного познания реальности, которая есть «Непознаваемое».
В частности, крайне интерес анализ соотношения разума и откровения у Пауля Тиллиха. Он правильно подчеркивает, что в своей «…эссенциальной структуре разум объединяет формальный и эмоциональный элементы. В обычной и познавательной функциях разума господствует формальный элемент, эмоциональный элемент же преобладает в его эстетической и коммуникабельной функциях. Но во всех своих действиях эссенциальный разум объединяет эти два элемента. В условиях экзистенции разум разрушается» (Тиллих П. Систематическое богословие. СПб. 1998. С.100).
Как пишет Пауль Тиллих (1886-1965): «В условиях экзистенции структурные элементы разума восстают друг против друга. Хотя они никогда полностью не разделяются, они впадают в самодестркуктивные конфликты, которые нельзя разрешить на основе актуального разума» (Тиллих П. Систематическое богословие. СПб.1998 С.93-94).
Эйнштейн правильно подчеркивает, что нет лучше выражения для веры в рациональную природу реальности, как религия. В частности, в отношении физики У.Куайн пишет следующее: «..с точки зрения эпистемологических оснований разница между физическими объектами и домовыми невелика: и те и другие включены в наши концептуальные построения в качестве неких культурных постулатов. Миф о существовании физических объектов лучше других мифов, поскольку он позволяет внести управляемую структуры в поток нашего опыта» (Quine W.V.O. From Logical Point of View: Logico- Philosophical Essays. N.Y. 1963 p.44).
Известный химик и философ науки М.Полани (1891-1976) правильно подчеркивает: «Сегодня мы снова должны признать, что вера является источником знания. Неявное согласие, интеллектуальная страстность, владение языком, наследование культуры, взаимное притяжение братьев по разуму – вот те импульсы, которые определяют наше виденье природы вещей и на которые мы опираемся, осваивая эти вещи»(Полани М. Личностное знание М..1985 с.277)
Разница между наукой и религией состоит не в структуре их построений, а в различии социальных функций. Религия – это идеология, обращенная к широким массам населения, которая предназначена для решения задач консолидации социальной общности. Для этого она применяет своеобразный набор средств, понятий и символов, обладающих этической, эстетической, психологической силой. Как писал П. Гольбах: «если бы религия была понятна и ясна, она была бы менее привлекательна для невежд. Им нужны тайны, ужасы, сказки, чудеса, вещи невероятные и нереальные, которые давали бы постоянную нишу их воображению. Романы, сказки, вымыслы о выходцах с того света и колдунах прельщают невежественных людей гораздо больше, чем повести о событиях и вещах реальных» (Гольбах П. Письма к Сирене. Здравый смысл. М.,1956 с.257).
Научное знание для решения задач консолидации общества недостаточно, более того оно недостаточно для выяснения смысловой плотности человеческого существования. Как писал в свое время Бернард Клервосский: «Можно подниматься, правда, и на крыле знания, но оно недостаточно. Слишком быстро стремится вперед тот, кто задумал лететь одним этим крылом; и чем выше он поднимается, тем хуже его падение. Испытали это на себе философы языческие, которые хотя и познали Бога, но не воздали Ему чести, как Богу. Но и рвение без знания, чем насильственнее стремится оно вперед, тем скорее оказывается бессильным. Когда же любовь сопровождает разум, а вера – познавание, тогда пусть без опасения взлетает тот, кто этой силой обладает: пусть летит беспредельно, ибо он летит навстречу вечности» (цит. Герье В. Западное монашество и папство. М.,1913 с.69)
НАУКА И ИСКУССТВО
Искусство сыграло огромную роль в становлении научной ментальности. Как известно – основные принципы научного исследования послужили разработки пифагорейцев. Именно они дали исходный первообраз теоретического знания. Основой размышлений пифагорейцев была не природа, а именно совершенство музыкальной гармонии или же соразмерности архитектурного произведения. Парадигму соразмерности пифагорейцы перенесли на рассмотрение природных явлений. Т.е. наука имеет основой искусство.
По мнению А. Раппорта («The operational philosophy. N.X. 1953) общие теории – это метафоры для описания крайне сложных ситуаций реальности.
«Диалектика Просвещения» Хоркхаймера и Адорно
«.. теоретически - наблюдающее мышление вырабатывало свои приемы и методы, формировало свою технику в эстетической сфере – в музыке, в метрике мелического искусства, в архитектуре и скульптуре. Принципы структуры, оформленности, созвучия, равновесия, симметрии – вот что формирует технические средства рождающегося научного познания» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 с.36)
Есть о чем призадуматься, но и Хоркхаймер и Адорно тоже дают плод для размышлений – но именно для «размышлений», для взвешенной Мысли, а не для эмоции или «зова предков». Есть Мысль, значит встает вопрос о том, что надо сбалансировать разумно развитие науки – этого, вроде бы, традиционного оплота Разума.
Всякое научное знание имеет парадигмы. Этот термин в отношении науки был введен Т. Куном. Прежде всего, он выделяет в парадигме «дисциплинарную матрицу», которая включает в себя 1) символические формы описания явлений, 2) метафизическую часть парадигм, – т.е. «общепризнанные предписания, такие как: теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело; все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов…, 3) ценности, под которыми он понимает «чувство единства в сообществе ученых» (231)
Кун подчеркивает, что дело нормальной науки, которая строится на базе принятой парадигме, состоит во многом не в открытии новых истин, а в стремлении упорядочить существующее знание на базе той парадигмы, которая принята сообществом ученых. На это и уходит вся энергия их деятельности, стремление обосновать принятую парадигму является целью их деятельности. В определенное время принятая парадигма раскрывает неожиданные в рамках старой парадигмы стороны действительности, инициирует интенсивную разработку новых областей знания. Но всякая парадигма имеет свои рамки. Но сообщество ученых крайне консервативно: «Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений, существование которых парадигма заведомо предполагает»(43-44)
Но именно эта «зашоренность» ученых позволяет в рамках парадигмы концентрировать свои усилия и достигнуть детальной проработки всех проблем.
Главное, что утверждает Т. Кун, что вызывает много возражений, - это тезис о несовместимости парадигм знания. Он утверждает. Что « переход между несовместимыми структурами, переход между конкурирующими парадигмами не может быть осуществлен постепенно, шаг за шагом посредством логики и нейтрального опыта»(191)
Одними из первых, который выдвинул понятие стиля мышления, был Карл Манхейм(1893-1947). Он, взяв понятие «стиля» из искусства, писал следующее: «Я выдвигаю тезис, что человеческая мысль также развивается «стилями» и что различные школы мышления можно различать благодаря различным способам использования отдельных образцов и категорий мышления» (Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.,1994. С.573). Он предлагал рассматривать историю мысли не как обычную историю идей, «а через анализ различных стилей мышления, их рождения и развития, слияния и упадка» (С.572). Основой такого анализа К. Манхейм видит «общественный фон», судьба тех общественных групп, которые являются «носителями» этих стилей мышления. Хотя он отмечает, что отношения между «стилями мышления» и его носителями – общественными классами и группами сложны. Но главным показателем «связи между существованием и судьбой общественных групп, с одной стороны, и определенными стилями мышления – с другой, служит то обстоятельство, что неожиданный крах определенного стиля мышления, как правило, совпадает с неожиданным крахом группы – носителя этого стиля, так же как слияние двух стилей мышления соответствует слиянию групп» (С.575).
В нашей стране концепция «стиля мышления» сформировалась на основе исследования закономерностей становления и развития научного знания.
Микешина так определяет понятие стиля научного мышления: «..стиль научного мышления есть исторически сложившаяся, устойчивая система общепринятых принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху. Он проявляется и фиксируется в языке науки, главным образом в её категориальном аппарате. В качестве устойчивых методологических нормативов выступают требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания» (Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного знания. Л.,1977. С.63)
Но более четко выразил суть понятия стиля мышления, на мой взгляд, В.Н. Порус: «Стиль, или способ, мышления эпохи – это совокупность глобальных, по преимуществу имплицитных предпосылок теоретического мышления конкретной эпохи, т.е., почти незаметные для нее очки, через которые она смотрит на мир и которые не годятся для другой эпохи. Стиль мышления представляет собой сложную, иерархически упорядоченную систему неявных доминант, образцов, принципов, форм и категорий теоретического освоения мира. Эта система изменяется во времени, она подчинена определенным циклам, постоянно воспроизводит свою структуру и обусловливает специфическую реакцию на каждый включаемый в нее элемент. Иными словами, стиль мышления подобен иерархически организованному живому организму..» (Порус В.Н. Стиль научного мышления в когнитивно - методологическом, социологическом и психологическом аспектах \\ Познание в социальном контексте. М.,1994 с.83) цитату уточнить!!!!!!!!!!!
Как пишет Э.Блох в своих «Тюбингенском введении в философию»: «Критерий реально-научного познания звучит так: «Независимость от переживающего и понимающего субъекта». Независимость от переживающего субъекта должна гарантировать количественно-достоверный метод мышления в естественных науках, а независимость от понимающего субъекта – метод мышления в науках об истории о духе, свободных от оценки»(с.79)
Как говорит Жан Пиаже: «Интеллект – это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсорно-моторных механизмов» (Пиаже Ж. Избранные психологические труды М.,1994. С.59)
И он продолжает далее: «Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения – вот что такое интеллект, являющийся по своему существу системой наиболее жизненных и активных операций. Будучи самой совершенной из психических адаптаций, интеллект служит, так сказать, наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром» (С.60)
Каждая сфера деятельности использует, как было видно из предыдущего изложения определенные устойчивые «эйдосы», которые формируют ту или иную сферу деятельности, создают возможность коммуникации в данной сфере и трансляции в истории. Эти «эйдосы» исторически обусловлены. Как правильно подчеркивает В.С. Стёпин:
«Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на три основные группы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3) идеалы строения (организации) знаний.»(Ид.и норм. С.18-19)
НАУКА И КУЛЬТУРА
Научное познание внешне «асоциально», ибо если знание социально фундировано, то нет возможности произвести его фальсификацию без потери самих смысловых основ существования социальной общности.
Такая «асоциальность» важна также при условии передачи этого знания другой социальной общности, ибо отсутствует трудность «перекодирования» знания для того, чтобы это знание было бы включено в культуру другой социальной общности.