Диалектический характер познания. Чувственное и рациональное познание ,их формы и взаимосвязь

Процесс познания – совокупность процессов обеспечивающие человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Схема познания:

S-субъект познания (тот кто познается): отдельный человек, социальная группа, общество в целом в его историческом развитии.

О – объект познания (то на что направлена познавательная деятельность :отдельные предметы мира в целом.

S---взаимодействие----O

В результате их взаимодействия возникают познавательный образ. Познавательный образ – это тончайшая оболочка тела, материальная копия тела, оторвавшись от тела обретает самостоятельность и существует сама по себе.

Образ- явление субъективное по форме, но объективное по содержанию.

Основной чертой является идеальность!!!

По отношению к субъекту: чувствительные (конкретность, наглядность);рациональные ( абстрактность, обобщенность)

Процесс познания делится на 2 уровня: чувствительное и рациональное познание.

3) Чувствительное познание: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - отображает отдельные свойства объекта возможные в результате его воздействия на отдельные органы чувств (зрительные слуховые образы, обоняние, т.д. ) в Ощущении заложена субъективная форма восприятия.

Восприятие - целостный образ в результате взаимодействия между собой и органов чувств.

Представление – чувствительный целостный образ возникающий в результате опоследовательного взаимодействия субъекта и объекта. В возникновении учитывается 2 фактора: опыт прошлого восприятия; способность субъекта в воображению.

4) Рациональное мышление, рациональное познание.

Рациональный уровень вскрывает вскрытые существенные стороны объекта.

Мышление – функция мозга, форма бытия сознания обеспечивать отвлеченные и обобщенные освоения бытия путем вскрытия его существенных сторон, свойств, связей.

3 основных формы рационального мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Формы - слово.

Содержание: существенные свойства, признаки, связи объекта. Понятие существует в словестной форме.Понятие формируется при помощи основных логических процедур:

- Абстрагирование - отвлечение от существ.

- Идеализация – слаживание.

- Сравнение.

- Определение.

Суждение – форма познания, в которой под средством связи и понятия что-либо отрицается или отчуждается.

S – то о чем идет речь в суждении.

Р- предмет (то что характеризуется субъектом)

Диалектический характер познания. Чувственное и рациональное познание ,их формы и взаимосвязь - student2.ru S P

Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключения – форма познания, которая происходит из исходящих знаний, логическим путем получение логических знаний. Умозаключения состоят их суждений.

S1: посылка 1.

S2: посылка 2.

Заключение (вывод)

Формы:

- Индуктивные :полная, не полная. Дает вероятностное знание.

- Дедуктивные – дают 100% знаний. Силлогизм – полное дедуктивное заключения.

Интуиция - форма рационального познания, особый тип мышления, который имеет способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

71. Познание и практика, их диалектическое единство. Гносеологические функции практики.

Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем. В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую.

Гносеологические функции практики:

1.базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2.детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование;

3.критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

4.целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания.

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

-информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; -познание является средством практической деятельности;

-проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

-регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта..

Наши рекомендации