Особенности и характерные черты античной философии

Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н. э. и просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:

I. VII-V вв. до н. э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н. э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н. э. — эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н. э. — VI в. н. э. — римская философия.

Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).

14. Характерной чертой стал теоцентризм, т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии.В философии средних веков выделяют:
1) Патристика – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» Учение о бытии– Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Доказывает, что мир один.Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.


2) Схоластика – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. В итоге философы разделились на: 1) реалистов. Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. б) номиналистов. Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств. Спор реалистов и номиналистов явился философским, т.к. в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего и их диалектика.

15.Спор об универсалиях

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях (универсалии - это общие понятия). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

· Реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.

· Номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм - продолжение традиций Аристотеля

· Концептуалисты - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они - только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.

Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (в лат. nomen - имя), так как ее представители полагали, чтоуниверсалии - это только имена и существуют не самостоятельно, но только в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы.

Средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением данного слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму. Поэтому понятно, что философией средневековья являлся реализм, номиналистические взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения.

Реализм

· Крайний реализм - утверждал, что универсалии существуют до вещей (universalia ante rem), в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи - это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Крайний реализм восходит к платоновскому учению.

· Умеренный реализм - говорил, что универсалии существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует определенная идеальная сущность - универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью.Умеренный реализм восходит к теории Аристотеля.

Номинализм

· Умеренный номинализм - полагал, что универсалии существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознании в виде обобщенных названий данных вещей -понятий. Хотя понятия и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, поэтому нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Понятие в латинском языке - это «концепт» («conceptus»), умеренный номинализм называется также концептуализмом.

· Крайний номинализм - считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, незачем о них вообще говорить.

Например, существует конкретное дерево - мы его видим и осязаем, и вполне можем рассуждать о нем и познавать данный предмет, как и любой другой, который действительно существует. Но что такое дерево вообще? Слово или пустой звук, за которым не стоит никакой реальности, никчемное название, полностью лишенное смысла. Невозможно какую-либо вещь обозначить более общим названием, подвести ее под некое более широкое понятие, потому что она - ровно столько, сколько в ней есть - единичный конкретный предмет и ничего общего в себе не содержит. Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты - только сотрясения воздуха (flatus votic), их существование никому не нужно, и от них можно отказаться, а в рассмотрение принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы.

Как говорилось выше, философией Средних веков, конечно, являлся реализм, но в эпоху ранней схоластики более распространенной являлась его крайняя форма, представляющая по смыслу платоновское воззрение. Однако в период расцвета схоластики или - зрелого средневековья прочно утвердился умеренный реализм- аристотелевская точка зрения, примиряющая мир материальный с идеальным, охватывающая собой возможные сферы сущего в грандиозной, претендующей на абсолютную завершенность философской системе.

16.1. Рационализм(от лат. ratio — разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рациона­лизм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Одна­ко рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рацио­нализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежден­ные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философско­го направления, распространенного в новое время, тоже выступав­ших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе познания;

• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впослед­ствии подтверждены опытным путем.

Также в качестве направления рационализма выделяется этиче­ский рационализм,суть которого в том, что разум лежит в осно­ве этики, поведения.

К рационалистам можно отнести множество философов, на­чиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально при­знанное философское направление внесли философы Рене Де­карт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2. Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

17.Основные особенности (1781-1831):

1. особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; философия как «критическая совесть культуры»;

2. исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность;

3. строгая системность, последовательное аргументирование в исследованиях;

4. отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте);

5. создание всеобъемлющей, целостной логической картины мира, в деталях поясняющей тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель, Шеллинг).

18. Сущностная формулировка этой идеи дана К. Марксом в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. В образной форме это звучит так: «В хижинах мыслят иначе, чем во дворцах», т.е. как живем, так и думаем;
- идея союза философии и пролетариата. Диалектическая суть идеи в том, что философия для пролетариата является духовным оружием, а пролетариат для философии есть материальное оружие. «Подобно тому, - писал К. Маркс, - как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»;
- идея единства диалектики и материализма. Это совершенно новая идея, так как диалектика и материализм в домарксистской философии решительно расходились: диалектика была связана с идеализмом, а материализм - с метафизикой;
- идея экономического отчуждения. К. Маркс обращает внимание на отчуждение человека в экономической сфере, в сфере труда, когда от работника отчуждается его труд, его родовая сущность;
- идея революционного освобождения пролетариев, трудящихся от социального угнетения. Суть идеи К. Маркс выразил в словах: «Оружие критики следует заменить на критику оружием». Основные положения философии марксизма.

Марксизм возник в 40-е гг. XIX в. в Германии. Он пред­ставляет собой сложную мировоззренческую систему, со­ставными частями которой являются философия, эконо­мическая теория и социально-политическая концепция.

Маркс и Энгельс синтезировали идеализм Гегеля и материализм Фейербаха, включили в философию политэкономические проблемы. В основе философии марксизма лежит диалектико-ма­териалистическое понимание природы, общества и мыш­ления.

Маркс и Энгельс провозгласили главной задачей философии стать духовным средством создания коммунизма и освобождение рабочего класса. Марксизм заинтересован в получении нового знания – познании. Подчеркивая, что в теории познания необходимо рас­крывать процесс перехода от незнания к знанию, от зна­ния менее полного к знанию более содержательному. Марк­сизм ориентирует нас на практическое отношение к миру. Процесс познания, с точки зрения марксизма, идет от живого непосредственного созерцания к абстрактному мыш­лению и от него — к практике. Тем самым была объяснена роль каждой ступени познания и их диалектическая взаи­мосвязь.

Марксизм впервые материалистически обосновал за­коны развития общества, рассматривая его как естествен­но-исторический процесс. В его концепции общество представляет собой высшую социальную форму движения материи и подчиняется таким же объективным законам, как и природа, то есть оно не нуждается в привлечении для своего объяснения каких-либо сверхъестественных сил. Законы развития общества определяются со­знательной деятельностью людей. Поэтому в марксизме уделяется большое внимание субъективному фактору ис­торического процесса.

Были разработаны основы диалек­тико-материалистического понимания истории, дано ма­териалистическое решение основного вопроса филосо­фии применительно к обществу.

Понятие бытия в диалектическом материализме транс­формировалось в понятие общественного бытия, характе­ризующего социальную жизнь, в систему материальных отношений на конкретном историческом этапе развития общества.

Понятие сознания трансформировалось в по­нятие общественного, сознания, представляющее собой совокупность политических, правовых, нравственных, философских, религиозных или атеистических взглядов, идей, теорий.

С точки зрения диалектико-материалисти­ческого мировоззрения общественное бытие людей опре­деляет их общественное сознание. Но марксизм предосте­регал от однозначного понимания общественного созна­ния, механической зависимости его от общественного бытия и подчеркивал активную роль общественных идей, взглядов и теорий в развитии общества.

Отбросив абстрак­тные представления об обществе вообще, марксизм создал типологию общественного развития, конкретизировал его в понятии «общественно-экономическая формация». В структуре общественно-экономической формации марксизм разграничивает базис, представляю­щий собой совокупность общественно-экономических отношений, и надстройку, возвышающуюся над экономи­ческим базисом. Надстройка состоит из идей, теорий, взглядов, научных концепций и т. д.; отношения, складывающиеся на основе этих идей (правовые, нравственные и др.); организации и учреждения, способствующие их реализации (государст­во, суд, церковь и др.). Абсолютизировался взрыв (революция в обществе).

Диалектико-материалистическое мировоззрение осно­вано на признании определяющей роли экономического базиса, вторичности и производности надстроечных форм. Вместе с тем подчеркивается активная роль надстройки в формировании экономического базиса.

Таким образом, не только природа, но и общество ста­ли рассматриваться марксизмом с позиций диалектиче­ского материализма, то есть материализм и диалектика стали применяться к истории человеческого общества.

19. Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, ею и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто? (Подробнее о небытии речь пойдет в соответствующем разделе.)

Проблема сознания. Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то. может быть, сознанием — пусть в меньшей мере — наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание — Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открываемся вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные ха рактеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локаїизованньїм человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Можно также сказать, что проблема со шания — это проблема духовного бытия. Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реатыю-стью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии, вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность — это материальное бытие, идеи листы объективные отдавали приоритет духовному былию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: дояжны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность. Первая позиция в этой дилемме получила наименование «монизм», а вторая — «плюрализм». Возможна также и «промежуточная» позиция — дуализм (существует духовное бытие и существует материальное бытие, у каждого своя сущность), и тогдв дилемма преврашается в трилемму. И монизм, и дуали гм, и плюрализм ставят свои проблемы. Наиболее «популярна» следующая проблема монизма: а в чем именно мы должны видеть единство мира — в духовности или в материальности, какогс рода бытием мы его будем считать — духовным или материальным?

Проблема Бога Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекае1 из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансценден-тен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог — это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним'' Творение Богом мира — это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение — это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Особая этико-онтоло! ическая проблема, которую также справедливо будет назвать одним из важнейших аспектов проблемы Бога, ставится вопросом о наличии онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Если в мире существует зло, а мир сотворен Богом, то провидел ли он эттл зло, и если да, го можно ли его считать благим, добрым? Ответом на данные вопросы стали так называемые «теодицеи» («богооправдания»). Наиболее известны теодицеи Августина и Лейбница.

Проблема движения. Вопрос о том. существует ли движение, поставленный элеатами, которые сто отрицали, современем дезактуатизировался.

21.

Структуру материального бытия составляет единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества. Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир. Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Бытие человека есть неразрывное единство биологического, психического и социального. Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определённую организацию – социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. Идеальное (духовное) бытие столь же реально, что и материальное бытие. Сознание всех других людей существует независимо от моего желания, от сознания каждого отдельного человека. Будучи реально существующим, идеальное бытие коренным образом отличается от материального и в известном ном смысле противоположно ему.

Материальное бытие: всегда существует в пространственно-временных границах; способом существования материи является движение; каждый материальный предмет неповторим и уникален. Исходным понятием в представлении материи как структурно-упорядоченного образования выступает понятие система

22. Мате́рия — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты и свойства материи
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
§ физическая;
§ химическая;
§ биологическая;
§ социальная;
§ механическая.
Универсальными свойствами материи являются:
§ несотворимость и неуничтожимость
§ вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
§ материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
§ детерминированность всех явлений
§ причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
§ отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
§ Закон единства и борьбы противоположностей
§ Закон перехода количественных изменений в качественные
§ Закон отрицания отрицания
Формы движения материи
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3]
1. в неорганической природе,
§ пространственное перемещение;
§ движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
§ движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
§ изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
§ геологические процессы;
§ изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
§ обмен веществ,
§ саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
§ взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
§ внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
§ надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
§ многообразные проявления сознательной деятельности людей;
§ все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

23 В непрестанном дв-ие находится все живое:питается,растет,гибнет. Поскольку дв-ие есть сущностный атрибут материи то оно так же как и сама материя несотворима и неучтожима,абсалютна и всеобща. Материя дв-ие сущностно едины, дв-ие способ существование материи. Быть значит быть в движении.вопросы о первопричине материи и первооисточники дв-ие это по сути один и тот же вопрос.дв-ие в применении к материи ,энгельс писал,это изменение вообще.

движние это переменна места в пространстве, изменение структуры организмов,процессы преобразовании предметов. Диалектический материализм исходит из того что дв-ие как материя несотворимы и неутожимы,оно не приносится из вне,а заключено в самой природе материи. Дв-ие есть ссамодвижение,в том смысле,что тенденция импульс к изменению состояния присуще самой материи. Она есть причина самой себя.

24. Пространство — свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях).
Время — понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Оно однонаправленно и необратимо, что особенно ярко проявляется в индивидуальной жизни организмов. В глубинах микромира можно обнаружить иные характеристики времени и пространства, а в других мирах вне нашей Метагалактики могут быть иные материальные структуры, а, следовательно, и неизвестные нам формы пространства- времени.
В рамках же известных нам материальных образований время подразделяется на три основных типа:
1. природное — время различных природных явлений и процессов, с которыми в современной науке связаны понятия физического, космологического и геологического времени;
2. биологическое — различные биологические формы движения в рамках самоорганизации живой природы;
3. социальное — охватывающее различные виды времени связанные с конкретными формами человеческой деятельности, жизни общества и отдельного индивида.В истории человеческой мысли сложилось два подхода в понимании пространства и времени: субстанциальный и реляционный. Сущность субстанциальной концепции заключается в том, что пространство и время трактуются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, пустые вместилища ее. Пространство согласно ей есть чистая протяженность, а время — чистая длительность, в которые помещены материальные объекты. На этой позиции стояли Демокрит, Эпикур, И. Ньютон и др. В работе «Математические начала натуральной философии» (1687) И.

Ньютон писал: «Абсолютное, истинное материалистическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно... Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным...».Реляционная концепция исходит из того, что пространство и время не являются особыми субстанциальными сущностями, не зависящими от материн. Эта точка зрения впервые четко была сформулирована Г. Лейбницем.В наше время более предпочтительной представляется именно данная концепция. В ее пользу свидетельствуют веские теоретические и практические аргументы. Структурность материального мира — научно и эмпирически подтвержденный факт. Но объекты находятся в движении, развитии. Эти процессы имеют этапы, сменяющиеся стадии, причем последние могут иметь свою повторяемость, свойство наступать быстрее или позже. Все данные особенности фиксируются в понятии длительности. Сравнение длительностей дает возможность характеризовать качественно скорость процессов, их ритм, темп. Результатом абстракции этих характеристик от самих процессов является представление о времени как таковом. Следовательно, понятие времени было бы лишено смысла, если бы материальное бытие не обладало атрибутивным свойством движения. Измерение времени, его отсчет осуществляется через сравнение какого-то периодического процесса, принимаемого за эталон (например, вращения Земли вокруг своей оси), с измеряемым непериодическим.

25. 1 этап – античная философия. На этом этапе закладывается традиция понимания диалектики в двух ее разновидностях – субъективной и объективной диалектики.

Понятие диалектики происходит от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать. Родилось это искусство в древнегреческой культуре, где – с развитием античной демократии – стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. Под диалектикой стало пониматься искусство спора, дискуссии, умение вести диалог путем сопоставления и обсуждения разных точек зрения, зачастую противоположных. Цель диалога – отыскание истины путем преодоления односторонности суждений, учета разных точек зрения. Такое понимание диалектики нашло свое отражение в учении Сократа, величайшего мастера диалога, выработавшего ряд общих приемов в развитии мысли на пути к истине. Он практиковал ведение ученых бесед (диалогов) о смысле общих понятий, и целью этих бесед был переход от частных случаев использования понятия (например, красивая девушка, красивый конь, прекрасный кувшин и т.п.) к искомому общему его определению (красота как таковая). Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений понятий (случаев употребления) к общим понятиям – идеям, выражавшим, по его мнению, истинно сущее.

Сократ и Платон стоят у истоков развития субъективной диалектики – диалектики мышления, познания. Развитие мысли через столкновение взглядов путем разрешения противоречий, выявление общего в различных, даже противоположных подходах характерно для субъективной диалектики.

Диалектика присуща не только человеческим размышлениям, но и самому объективному миру. Изменчивость бытия, противоположные стороны, тенденции в развитии предметов, процессов мира – это объективная диалектика. Мысли об изменчивости мира высказывались в философских учениях не только Древней Греции и Рима, но и Древнего Китая, Индии. Одним из первооткрывателей объективной диалектики был Гераклит. Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока (реки), в убегающие струи которого нельзя «войти дважды». В текучем, подвижном мире со временем все утрачивает прежние черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным; переходят друг в друга холодное и горячее, живое и мертвое и т.д.

Античная диалектика носила наивный, стихийный характер. Представление об изменчивости природы основывалось на непосредственном наблюдении, гениальных догадках, а не на результатах научных исследований. Греки, писал Энгельс, еще не дошли до расчленения природы, она ими рассматривается в общем, как одно целое. «Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания». Несмотря на отсутствие достаточного эмпирического материала, научных фактов, разработанного категориального аппарата для отображения движения, связей мира, античная диалектика дает образец того понимания мира, которое оказалось плодотворным для дальнейшего развития философии и науки.

Правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. В мире, с их точки зрения, все подвержено циклическим, возвратным изменениям. Концепция великого круговорота, согласно которой все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя», не совместима с идеей развития.

Наши рекомендации