Разделение системы и жизненного мира: историко-типологическая реконструкция
Различение механизмов социальной и системной интеграции общества позволяет Хабермасу более полно представить процесс эволюции общества: она включает не только дифференциацию жизненного мира, в ходе которой возрас — тает его рациональность, но и дифференциацию системы, в ходе которой она становится все более сложной. Кроме того, происходит еще и процесс дифференциации "второго порядка", содержанием которого является разъединение системы и жизненного мира.
Этот процесс предварительно и в самом общем плане можно представить так, что жизненный мир, который в архаическом обществе еще коэкстенсивен со слабо дифференцированной общественной системой (поскольку здесь системная дифференциация ведет лишь к тому, что структуры данной системы родства становятся все сложнее), при последующем развитии во все большей мере превращается в одну из подсистем общества наряду с другими.
При этом механизмы, обеспечивающие функционирование общества как системы, становятся все более независимыми от социальных структур, посредством которых осуществляется социальная интеграция. В результате модерные общества достигают такой степени дифференциации, на которой специализированные элементы общественной систе — мы, ставшие обособленными, находятся во взаимосвязи друг с другом лишь через "обезмолвлепные" ' средства коммуникации. Системные взаимосвязи, которые при меньшей степени дифференциации еще тесно переплетены с механизмами социальной интеграции, уплотняются и опредмечиваются в модерных обществах в свободные от норм структуры. Люди относятся к формально организованным, управляемым процессами обмена и власти системам действия как к естественной реальности, т. е. в подсистемах целерационалыюго действия общество сгущается до второй природы.
Вместе с тем жизненный мир остается такой общественной подсистемой, которая определяет состояние общества в
целом. Отсюда следует, что системные механизмы сами все же должны быть укоренены в жизненном мире — они должны институциализироваться, и эта институциализация новых областей дифференциации системы может быть воспринята только из внутренней перспективы жизненного мира. Хабер-мас исходит из допущения, что каждый новый уровень дифференциации системы требует измененной институциональной основы, а эту трансформацию инициирует эволюция морали и права.
Рационализация жизненного мира может быть понята как постепенное высвобождение заложенного в коммуникативном действовании потенциала рациональности. Но параллельно разворачивается процесс вытеснения механизмов языкового взаимопонимания "обезмолвлениыми" средствами коммуникации. Систематическое отображение этой тенденции разделения системы и жизненного мира обнаруживает иронию всемирно - исторического процесса просвещения: рацио -нализация жизненного мира делает возмож'ным возрастание сложности системы, которое гипертрофируется настолько, что высвобожденные системные императивы дестабилизируют жизненный мир.
Если же рассматривать процесс разъединения системы и жизненного мира более аналитично и обстоятельно, то имеет смысл осуществить историке — типологическую реконструкцию общественной эволюции, которая помогла бы выявить внутренние механизмы "дифференциации второго порядка" и взаимосвязи, существующие между ростом рациональности жизненного мира и ростом сложности общественной системы. Начать такую реконструкцию разумно с рассмотрения родового общества, в котором находит свою эмпирическую основу понимание общества как жизненного мира.
Система родства образует нечто вроде единого тотального института, в известном смысле такое общество воспроизводится как единое целое каждой отдельной интеракцией. Социальная принадлежность определяется родственными отношениями; дифференциация социальных ролей (и социальное расслоение) возможна только внутри таких характеристик, как пол, поколение и происхождение. Отношения родства определяют границы общественной солидарности; жизненный мир подразделяется на области взаимодействия со "своими" и с "чужими".
Социальные нормы в родовом обществе получают обязывающую силу от своих религиозных оснований, поэтому члс -ны рода образуют культовое сообщество. Социальный контроль нуждается здесь в мифологическом обосновании, уко —
ренегатом в ритуальной практике: проступок по отношению к основным общественным нормам предстает как святотатство. Как уже отмечалось, мифологические образы мира характеризуются категориальным неразличением объективного, социального и субъективного миров, равно как отождествлением интерпретации мира с самой реальностью. Соответственно в мифе смысловые взаимосвязи смешиваются с отношениями вещей: отсутствует понятие о неэмпирической значимости, которой обладают символические проявления субъектов; моральность и истина смешиваются с такими эмпирическими качествами, как здоровье, причинность и т. п. В той мере, в какой синкретическое мифологическое понимание мира регулирует ориентации действия, не может осуществиться разделение действования, ориентированного на взаимопонимание, и действования, ориентированного на успех. Резюмируя, можно сказать, что миф связывает критический потенциал практики взаимопонимания, нивелирует имманентно присущее коммуникации многообразие, сужает пространство культурных инноваций.
Однако явная гомогенность жизненного мира не должна заслонять того обстоятельства, что социальная структура родового общества уже является относительно дифференцированной, причем стимулы для ее дифференциации поступают, прежде всего, из области материального воспроизводства общества. Схематично это можно представить следующим образом. Отношение обществ с их окружением предполагает, прежде всего, скоординированное воздействие их членов на объективный мир. Из перспективы членов общества этот процесс предстает как сохранение материального субстрата жизненного мира, т. е. как производство и распределение благ, военные действия, погашение внутренних конфликтов и т. п. Решение всех этих задач предполагает координацию сложных действий различных субъектов.
В той мере, в какой экономичность использования ресурсов и эффективность использования средств выступают интуитивными критериями для определения успешности решения этих задач, появляются стимулы для функциональной спе -циализации действий, т. е. для кооперации в форме разделения труда. Иными словами, возникают стимулы для такой организации интеракций, чтобы были возможны, во —первых, компетентное связывание специализированных действий и, во —вторых, обмен продуктами между участниками. Первое требует делегирования власти лицам, берущим на себя выполнение организационных функций (институциализации организационной власти), второе требует институциализации
отношений обмена.
Если же взаимодействие общества со средой рассматривать уже из перспективы системы, то нам следует отказаться от принятия той предпосылки, что разделение труда и возни -кающие отсюда формы кооперации деятельности должны определяться намерениями участников. Тогда то, что из перспективы участников предстает как специализация деятельности, обусловленная соображениями максимально эффективного решения задач, из перспективы системы выступает как рост общественной сложности. Причем и в данном ракурсе рассмотрения отношения власти и отношения обмена являются теми измерениями, в которых, прежде всего, осуществляется функциональная специализация общественной кооперации деятельности.
Рост сложности в сравнительно небольших и использующих простые технологии родовых обществах может осуществляться посредством внутренней дифференциации или интеграции в более крупные объединения. Поскольку эти коллективы обладают сходной структурой и производят сходные продукты, обмен не может быть мотивирован в первую очередь чисто экономическими соображениями и является ритуальным по происхождению и нормативно — ценностно на — груженным по сути: речь идет прежде всего о регулируемом брачными правилами обмене женщинами между эндогамными родами и церемониальный обмен ценностями как внутри рода, так и между родовыми коллективами. Эти виды обмена, которые служат не накоплению экономических богатств, а упрочению солидарности коллектива и стабилизации отношений с социальным окружением, делают возможной сегментарную дифференциацию общества: общества становятся сложнее благодаря тому, что в рамках данных социальных групп образуются подгруппы и подобные социальные единицы объединяются в более крупные образования.
Сегментарная дифференциация, осуществляющаяся благодаря развитию отношений обмена, увеличивает сложность общества посредством горизонтального связывания аналогично структурированных социальных единиц; при этом общество остается, все-таки, достаточно однородным. Только с вертикальным расслоением больших семей разного проис — хождения возникают различия в социальных статусах, которые могут использоваться для координации функционально специализированных действий, т. е. для особых организационных актов. Планирование кумулятивных результатов действия требует властных полномочий, при этом решения лиц, обладающих властью, должны иметь вес для сообщества в
целом. Это значит, что властные решения должны принимать — ся другими участниками коммуникации как предпосылки собственных решений. Такое положение дел достигается посредством стратификации общества: в стратифицированном обществе члены привилегированных семей претендуют на руководящие функции; основанный на престиже порядок статусов обеспечивает интеграцию довольно крупных родовых коллективов.
Несмотря на институциализацию властных отношений и отношений обмена и определенную дифференцированность общественного целого в горизонтальном и вертикальном плане системные механизмы здесь еще не отделяются от институтов, обладающих социально — интегративной действенностью. Так, ритуальный обмен ценными предметами непосредственно служит целям социальной интеграции: в не — монетаристе— кой системе обращения архаических обществ собственно экономические аспекты обмена ценностями столь мало отделяются от нормативного контекста, что вообще невозможно ясное различение экономических и неэкономических ценностей. То же самое относится и к механизму функционирования власти в родовом обществе: этот механизм действует в рамках таких основополагающих для данного общества характеристик, как пол, возраст и происхождение, и делает возможной лишь дифференциацию социальных статусов, которая осно — вана на престиже, а не на обладании чисто политической властью. Функциональные взаимосвязи являются прозрачными в архаических обществах, общественная сложность вписана в смысловые взаимосвязи жизненного мира.
Итак, сегментарная дифференциация родового общества, которая осуществляется посредством развития отношений обмена, и стратификация, осуществляющаяся путем развития властных отношений, представляют собой две области дифференциации системы. С точки зрения сохранения системы социальная интеграция в этом обществе необходима, поскольку она создает предпосылки для функционального упорядочения результатов действия: социальная интеграция, опирающаяся на структуры жизненного мира, обеспечивает согласованность действий. Однако механизмы, которые служат возрастанию сложности системы, вовсе не находятся в предустановленной гармонии с механизмами, которые обеспечивают социальную интеграцию общества посредством нормативного согласия и языкового взаимопонимания. Иными словами, системные механизмы остаются сращенными с механизмами социальной интеграции лишь в родовом обществе. Разделение этих двух типов механизмов осуществляет —
ся на более высоких уровнях дифференциации системы, достигаемых в политически стратифицированном и экономически конституированном обществах посредством государственной организации и денег как средства саморегуляции1.
Когда формируется политическая власть, которая основывает свой авторитет не на престиже привилегированных кланов, а на том, что она вправе выполнять судебные функции и обладает соответствующими средствами принуждения, механизм власти отделяется от структур родства. Организационная власть, конституирующаяся в области политического принуждения, становится ядром нового института — государства. Соответственно можно говорить и о таком новом механизме дифференциации системы, как государственная организация.
Этот механизм несовместим с социальной структурой обществ, организованных на принципах родства и соответствует такому макросоциалыюму политическому порядку, в который вписаны и которому подчиняются социальные слои. Социальные группы функционально специфицируются в зависимости от степени и формы участия в осуществлении гос — подства; на место иерархически упорядоченных родовых кланов приходят общественные классы, которые здесь еще не имеют сугубо экономической природы. Благодаря механизмам государственной организации общественные системы достигают несравненно большей степени сложности, чем это было возможно в рамках родового общества.
Обладание средствами принуждения для навязывания принятых решений является основанием "ведомственного авторитета"2, который является первой институциализацией организационной власти как таковой. Организация, обеспечивающая кумулятивиость действия коллектива как целого, обретает свое непосредственное институциональное воплощение в государстве. Социальная принадлежность индивида к коллективу интерпретируется при помощи понятия гражданства, и тем самым отношение индивида и социального целого становится более свободным: гражданством обладают не в силу рождения — его можно получить или утратить; гражданство предполагает, в принципе, добровольное признание данного политического порядка.
Если в традиционных классовых обществах государство представляло собой организацию, которая всесторонне отвечала за жизнедеятельность общества в целом, то в модерных обществах концентрация регулирующих функций в какой бы
то ни было одной организации невозможна. Функции, связанные с жизнедеятельностью общества в целом, распределяются между различными системами действия. Государствен — ный аппарат специализируется: выделяются и институционально оформляются функции управления, обороны, судопроизводства и т. п. Другие важные общесоциальные функции вообще деполитизируются и передаются негосударственным подсистемам общества.
Капиталистическая экономическая система знаменует собой прорыв к еще более высокому уровню дифференциации системы, который стал возможен благодаря новому системному механизму — деньгам как средству саморегуляции. Новый медиум специализируется па выполнении отделившейся от государства общесоциалыгой функции хозяйствования и является основанием для формирования экономической подсистемы общества, свободной от нормативных контекстов. Капиталистическая экономика хозяйства, в отличие от традиционной системы хозяйства, уже не может быть понята как институциональный порядок — институциализируется само средство обмена, тогда как дифференцирующиеся благодаря этому средству подсистемы образуют области нормативно нейтральной социальности.
Деньги — это особый механизм обмена, который трансформирует потребительную стоимость в меновую, натурально—экономическую циркуляцию ценностей — в товарное обращение. Внутренний и внешний рынки существуют уже в традиционных обществах, но лишь при капитализме возникает система хозяйства, которая направляет в русло денежного опосредования не только отношения между предприятиями, но и взаимодействие экономических субъектов с частными лицами и с государством. Поэтому институциализа — ция наемного труда и государственных налогов столь же конститутивны для нового способа производства, как и возникновение капиталистического предприятия. Деньги оказывают структурообразующее воздействие на общественную систему в целом лишь тогда, когда они становятся интерсис — темным средством обмена. При этом сам государственный аппарат становится зависимым от экономики как саморегулирующейся подсистемы, и это ведет к тому, что политическая власть структурно уподобляется средству саморегуляции: власть ассимилируется деньгами.
Если традиционное государство является такой организацией, которая структурирует общество в целом, то капиталистическое предприятие и модерная администрация представляют собой системно обособившиеся образования нормативно
нейтральной социальности, автономные относительно смыс — ловых взаимосвязей жизненного мира.
Теоретически четыре названных механизма дифференциации системы можно представить в той последовательности, в какой они исторически возникали в ходе общественной эво — люции, поскольку каждый последующий маркирует более высокий уровень развития системных императивов, где предшествующие механизмы сохраняются в снятом и функционально модифицированном виде. Каждый новый уровень дифференциации системы открывает простор дальнейшему нарастанию сложности, т. о. дальнейшей функциональной специализации и соответственно более абстрактной интеграции.
Итак, суммируя, можно выделить следующие механизмы системной дифференциации: сегментарная дифференциация, стратификация, государственная организация и средство саморегуляции. Первые два механизма возникают в рамках естественно сложившихся и сохраняющихся социальных структур, вторая пара сама инициирует новые обществен — ные формы, в которых обмен и власть утрачивают конкретный облик, который они имели в родовом обществе, и транс — формируются в абстрактные общественные величины. Первые два механизма обеспечивают дифференциацию аналогично структурированных общественных единиц, а вторые два — выделение общественных классов и организаций, т. е. социальных образований, которые являются уже функционально специфицированными.
Хабермас наглядно представляет названные механизмы системной дифференциации в виде следующей схемы:
Координация действия посредством... Дифференциация единиц и интеграция... | Обмен | Власть |
Аналогично структурированных единиц | 1) сегментарная дифференциация | 2) стратификация |
Несхожих и функционально специфицированных единиц | 4) средство саморегуляции | 3) государственная организация |
Четыре системных механизма лежат в основе соответствующих уровней системной интеграции, каждый из которых можно определить как особую общественную формацию. В целях визуальной поддержки дискурсивного ряда эти формации можно, вслед за Хабермасом, представить следую — щим образом:
Системные механизмы Социальные структуры | Механизмы обмена | Механизмы власти |
Естественно сложившиеся | 1 ) эгалитарное родовое общество | 2) иерархизированное родовое общество |
Системно индуцированные | 4) экономически конституированное классовое общество | 3) политически стратифицированное общество |
Коль скоро мы говорим об общественных формациях, то для их различения недостаточно указания на степень сложности системы: скорее, они определяются теми институциональными комплексами, которые укореняют вновь возникший механизм дифференциации системы в жизненном мире. Так, сегментарная дифференциация институциализировалась в форме отношений родства, стратификация — в форме порядка рангов, государственная организация — в форме политического господства, регулирующий медиум — в форме юри — дических отношений частных лиц.
При понимании институциализации уровня системной дифференциации как основного признака общественной формации возникает определенная параллель с марксистскими понятиями базиса и надстройки. Импульсы к дифференциации общественной системы исходят из области материального воспроизводства. Поэтому можно рассматривать как "базис" тот институциональный комплекс, который закрепляет ведущий для данного этапа исторического развития системный механизм и тем самым задает определенный простор (и пределы) для роста общественной сложности. В области базиса локализуются те системные проблемы, которые могут быть решены лишь посредством качественных трансформаций — посредством институциализации более высокого уровня системной дифференциации. При этом, конечно, ошибочным было бы отождествлять базис с экономической структурой — они не совпадают даже в капиталистических обществах.
Выше общественная эволюция интерпретировалась под углом зрения возрастания сложности системы; однако процесс институциализации нового уровня системной дифференциации, основополагающий для понимания истории как смены способов воспроизводства общества и для типологии общественных формаций, может быть рассмотрен также из внутренней перспективы жизненного мира.
Прежде всего развитие механизмов системной интеграции оборачивается возникновением превращенных форм
социальности и их активным воздействием на коммуникативные структуры жизненного мира. В эволюционном плане это выглядит так, что в рамках родового общества дифференциация системы, осуществляющаяся посредством симво — лического обмена и отношений по поводу социального престижа, непосредственно связана с наличными формами социальных интеракций и остается еще органично вписанной в рамки ритуально — мифологических механизмов социальной интеграции общества.
Далее, в политически стратифицированных классовых обществах над этим слоем простых интеракций возвышается возникший благодаря государству новый слой чисто функциональных взаимосвязей. При этом новый уровень системной дифференциации, принимающий форму политического порядка, нуждающегося в легитимации, предполагает эксплуатацию смысловых ресурсов жизненного мира: содержание религиозных и метафизических образов мира задейству — ется в идеологической функции.
Наконец, саморегулирующиеся процессы экономического обмена, оформляющиеся в модерных обществах, представляют собой третий слой функциональных взаимосвязей. Эти структурно обособившиеся системные взаимосвязи представляют собой серьезный вызов способности жизненного мира ассимилировать чужеродные ему образования. Они сгущаются во вторую природу нормативно нейтральной социальности, которая предстает как овещненная жизненная взаимосвязь, как нечто объективное. "Разъединение (Entkoppelung) системы и жизненного мира отражается внутри модерных жизненных миров прежде всего как овещнение: общественная система окончательно разрывает горизонт жизненного мира, высвобождается от предпонимания повседневной коммуникативной практики и является доступной только для контринтуитивного знания социальных наук, возникающих начиная с XVIII столетия"'.
Похоже, что результат, полученный из перспективы внеш — него анализа (с точки зрения, системы), лишь подтверждается из перспективы внутреннего рассмотрения (с точки зрения жизненного мира): чем сложнее становится общественная система, тем провинциальное становится жизненный мир; в глубоко дифференцированном обществе он сжимается до рядовой общественной подсистемы. Однако такая констатация является дезориентирующей, поскольку она фиксирует якобы линейную каузальную зависимость изменения струк —
тур жизненного мира от роста сложности системы. Справедливо, однако, обратное: рост сложности сам зависит от структурной дифференциации жизненного мира, а эти трансформации структуры, в свою очередь, определяются его коммуникативной рационализацией.
Данный тезис следует из того, что рост общественной сложности, как уже отмечалось, предполагает, что новый механизм, делающий возможным дальнейшую дифференциацию системы, сам должен быть закреплен в жизненном мире: он должен быть институциализирован в форме социального статуса, ведомственного авторитета или гражданского частного права. Опять же, как уже отмечалось, общественные формации различаются в конечном счете институциональными комплексами, образующими базис (в Марксовом смыс — ле) общества. И эти базисные институты представляют собой такие новации, которые возможны лишь при условии, что жизненный мир в достаточной мере рационализирован и, в частности, что мораль и право достигли необходимого уровня развития. "Институциализация нового уровня дифференциации системы требует перестроек в институциональном ядре морально — правового, т. е. коисенсуального регулирования конфликтов действия" '.
Одной из основных общественных функций морали и права является такое сдерживание открытых конфликтов, при котором не нарушаются основания действования, ориентированного на взаимопонимание, и тем самым социальная интеграция жизненного мира. Они обеспечивают общественное согласие, когда обычная координация действий дает сбой и возникает угроза разрешения конфликта при помощи силы. Это значит, что мораль и право являются социальными нормами второго порядка.
Долгосрочной макроисторической тенденцией является то, что мораль и право становятся все более абстрактными и всеобщими, при этом они во все большей мере дифференцируются друг с другом. Рассуждая предельно схематично, можно, вслед за Лоуренсом Колбергом, выделить три ступени развития морального сознания: доконвепциональную (на которой оцениваются лишь последствия деяний), конвенциональную (здесь предметом оценки является отношение поступка к принятым нормам) и постконвенциопальную (па которой оцениваются сами фактические нормы в свете уни — версальных принципов)2. Эти ступени, которые Колберг вы —
делял в онтогенетическом плане, могут быть соотнесены с историческими эпохами архаического, традиционного и мо — дерного общества.
Важно подчеркнуть, что процесс дифференциации морали и права начинается только на второй (конвенциональной) ступени, завершаясь на третьей (постконвенциоиальной) четким разделением моральности и легальности. Здесь руководствуемое принципами моральное сознание полностью иите — риоризируется, освобождаясь от какого —либо институциональ — ного закрепления. Напротив, право столь радикально развивается в направлении сугубо внешнего принуждения, что модерное, санкционированное государством право становится институтом, требующим правового послушания независимого от нравственных соображений. Такое развитие является частью структурной дифференциации жизненного мира: его институциональная система обретает самостоятельность относительно культуры и личности; одновременно легитимные порядки все сильнее зависят от формальной процедуры установления и обоснования норм. Опосредующим звеном между внешне — принудительным правом и интериализован— ной моралью в модерном обществе являются идея прав человека и принцип суверенитета народа.