Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Министерство образования и науки Украины
Донбасская государственная машиностроительная академия (ДГМА)
А. А. Лузан,
В. В. Дементьева,
А. В. Бородай
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ:
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Учебное пособие
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
Краматорск
ДГМА
УДК 1 (07)
ББК 87я73
82 Л
Рецензенты:
Андрущенко В. П., д-р филос. наук, проф., академик АПН Украины, ректор Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова;
Михальченко М. И., д-р филос. наук, проф., член-корреспондент НАН Украины, зав. отделом истории и теории политической науки, гл. науч. сотр. Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины им. И. Ф. Кураса;
Никитин Л. М., д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философских наук Донецкого национального университета экономики и торговли им.
М. Туган-Барановского.
Гриф предоставлено
Министерством образования и науки Украины
(письмо № 1/11-7497 от 20.05.2014)
Лузан, А. А.
Л 82 Введение в философию : учебное пособие / А. А. Лузан,
В. В. Дементьева, А. В. Бородай.
ISBN
Учебное пособие имеет цель показать мировоззренческую составляющую философских систем разных эпох: как представляется природный мир и общество, какое место человека в этом мире, может ли она осуществить изменения в нем и если да, то каким образом.
Учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов-бакалавров, но и студенты-магистры, аспиранты и преподаватели, а также все, кто интересуется философией, найдут в нем материал для понимания философских проблем и собственных соображений.
УДК 1 (07)
ББК 87я73
ISBN© А. А. Лузан, 2014
© ДГМА, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ.......................................................................................... 7
1 КУРС ЛЕКЦИЙ...................................................................................... 8
1.1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе............................... 8
1.1.1 Мировоззрение, его структура и типы............................................ 9
1.1.2 Специфика философского мировоззрения.
Природа философских проблем............................................................. 12
1.1.3 Философия и наука. Методологическая функция философии...... 16
1.1.4 Философия в системе культуры..................................................... 18
1.2 Античная философия......................................................................... 20
1.2.1 Исторические предпосылки и источники античной философии... 21
1.2.2 Космоцентрический характер античной философии.................... 23
1.2.3 Проблема бытия в философии Античности................................... 24
1.2.4 Проблемы диалектики.................................................................... 27
1.2.5 Проблемы познания....................................................................... 28
1.2.6 Понимание человека философией Античности............................. 30
1.2.7 Учение об обществе........................................................................ 35
1.3 Философия Средневековья и Возрождения..................................... 38
1.3.1 Философия Средневековья как синтез христианства
и античной философии............................................................................ 39
1.3.2 Соотношение веры и разума, религии и философии
в философии Средневековья................................................................... 41
1.3.3 Проблема бытия и познания.......................................................... 43
1.3.4 Проблема человека и общества..................................................... 44
1.3.5 Проблема универсалий.................................................................. 46
1.3.6 Гуманистический характер философии Возрождения.................. 47
1.4 Философия Нового времени.............................................................. 50
1.4.1 Социально-экономические преобразования, научная революция
и их отражение в философии Нового времени …………………………..50
1.4.2 Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм............... 51
1.4.3 Учение о субстанции....................................................................... 56
1.4.4 Учение о человеке и обществе........................................................ 58
1.5 Немецкая классическая философия................................................... 60
1.5.1 «Коперниканский переворот» И. Канта в философии.................. 61
1.5.2 Философия Гегеля. Метод и система............................................. 65
1.5.3 Антропологический материализм Л. Фейербаха.......................... 70
1.6 Философская мысль в Украине......................................................... 72
1.6.1 Истоки и социальные предпосылки формирования философской
мысли........................................................................................................ 72
1.6.2 Философские идеи в культуре Киевской Руси............................... ..74
1.6.3 Развитие философской мысли в Украине в XV-XIX вв................ ..78
1.6.4 Развитие украинской философской мысли в XIX - начале XX
веков......................................................................................................... ..80
1.6.5 Философская проблематика мыслителей украинской
диаспоры и особенности новой украинской философии....................... ..84
1.7 Философия марксизма....................................................................... ..91
1.7.1 Социально-исторические предпосылки возникновения философии
марксизма. Проблема отчуждения......................................................... ..93
1.7.2 Материалистическое понимание истории...................................... ..95
1.7.3 Концепция материалистической діалектики………………………...100
1.8 Философия жизни.............................................................................. 103
1.8.1 Критика предшествующей философии и понимание предмета
философии................................................................................................ 103
1.8.2 Кризис европейского человека. Критика христианства............... 107
1.8.3 Сверхчеловек - носитель новой морали. Имморализм................. 109
1.8.4 Философия жизни и общественные науки..................................... 113
1.9 Философия «психоанализа».............................................................. 116
1.9.1 Является ли психоанализ философской концепцией?................... 116
1.9.2 Структура психики по З. Фрейду.................................................. 118
1.9.3 Психоаналитическая концепция личности и общества................. 120
1.9.4 Неофрейдизм................................................................................... 123
1.10 Экзистенциализм............................................................................ ..125
1.10.1 Социальные предпосылки и идейные источники
экзистенциализма................................................................................... 126
1.10.2 Категория бытия. Бытие мира и бытие человека...................... ..128
1.10.3 Человеческое существование и его модусы............................... ..131
1.10.4 Экзистенция и свобода................................................................ ..134
1.11 Теоретико-познавательные проблемы в западной философии
XIX-ХХ вв.............................................................................................. ..138
1.11.1 Позитивизм и этапы его развития.............................................. ..138
1.11.2 Неопозитивизм............................................................................ ..142
1.11.3 Прагматизм................................................................................. ..147
1.11.4 Феноменология........................................................................... ..150
1.11.5 Герменевтика............................................................................... ..154
1.12 Постмодернизм.............................................................................. ..157
1.12.1 Модернизм, его границы и черты.............................................. ..157
1.12.2 Содержание постмодернизма..................................................... ..159
1.13 Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ ст....... ..162
1.13.1 Славянофилы и Западники о путях развития России............... ..162
1.13.2 Философия всеединства В. Соловьева....................................... ..164
1.13.3 Философия свободы М. Бердяева.............................................. ..167
1.14 Неотомизм...................................................................................... ..171
1.14.1 Проблема бытия в неотомизме................................................... ..173
1.14.2 Соотношение веры и разума, науки и религии в процессе
познания ………………………………………………………….............. 174
1.14.3 Учение Тейяра де Шардена о человеке...................................... ..178
2 ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ...................................... ..183
2.1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе............................ ..183
2.1.1 Понятие мировоззрения, его структура. Человек и мир
главный вопрос мировоззрения …....................................................... ..183
2.1.2 Типы мировоззрения.................................................................... ..185
2.1.3 Природа и содержание философских проблем........................... ..187
2.1.4 Философия и наука. Методологическая функция
философии …………………………………………………………..……...189
2.1.5 Философия в системе культуры................................................... ..192
2.2 Античная философия......................................................................... 193
2.2.1 Проблема бытия и познания философии «досократиков»........... 194
2.2.2 Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.
Этический идеализм Сократа.................................................................. 195
2.2.3 Философия Платона....................................................................... 197
2.2.4 Философия Аристотеля.................................................................. 198
2.3 Философия Средневековья и Нового времени............................... ..200
2.3.1 Философия Средневековья........................................................... ..200
2.3.2 Философия Нового времени......................................................... ..204
2.3.3 Учение о субстанции в философии Нового времени..................... 207
2.4 Немецкая классическая философия................................................. ..208
2.4.1 Теория познания и этика И. Канта............................................... ..208
2.4.2 Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля........................................ ..211
2.5 Философская мысль в Украине....................................................... ..214
2.5.1 Единство источников российской и украинской философии...... .214.
2.5.2 Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода ..216
2.5.3 Социально-политические взгляды Кирилло-Мефодиевского
общества.................................................................................................... 218
2.5.4 Философская мысль в Украине конца XIX - начала ХХ века...... 219
2.6 Философия марксизма Проблема человека в неклассической
философии.............................................................................................. ..221
2.6.1.Философия марксизма.................................................................. ..222
2.6.2 Философия жизни......................................................................... ..224
2.6.3 Философия психоанализа............................................................. ..227
2.6.4 Философия экзистенциализма........................................................ 229
2.7 Теоретико-познавательные проблемы в философии ХХ века....... ..232
2.7.1 Неопозитивизм.............................................................................. ..233
2.7.2 Прагматизм………........................................................................ ..235
2.7.3 Феноменология и герменевтика…….............................................. 237
2.7.4 Фиософия постмодерна……........................................................... 240
2.8 Философия эпохи Возрождения……………................................... ..241
2.8.1 Гуманизм философии эпохи Возрождения………….................. ..241
2.8.2 Натурфилософия Возрождения ………………............................ ..243
2.8.3 Учение Н. Макиавелли об этике и государство …………………. 246
2.9 Русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ века ………247
2.9.1 Философские и социально-политические взгляды
славянофилов и западников …….......................................................... ..248
2.9.2 Концепция позитивной «всеединства». Соловьева. Идея
Богочеловечества ………………………………………………………….249
2.9.3 Философия свободы Н. Бердяева................................................... 251
2.10 Религиозная философия ХХ века ……………………………………..253
2.10.1 Неотомизм - официальная современная философская доктрина
Ватикана ……………………………………………………………………..254
2.10.2 Эволюционная концепция Тейяра де Шардена......................... ..255
2.10.3 Этические проблемы религиозной философии........................... 257
3 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ............................................ ..260
3.1 Вопросы для контрольных работ по философии……………………...260
3.2 Экзаменационные вопросы по философии....................................... 278
4 СЛОВАРЬ............................................................................................ ..280
Общая литература................................................................................. ..305
ВСТУПЛЕНИЕ
Вниманию читателей предлагается учебно-методический комплекс «Введение в философию». Сегодня не существует не только обязательных учебников по философии, но даже признанного образца учебника среди специалистов. Что же нового, или хотя бы оригинального, ждет читателя в этой книге?
Во-первых, это историко-философский подход к самой проблеме. Авторы придерживаются этой точки зрения, поскольку в философии не существует однозначно признанного решения ее проблем и историко-философский подход является наиболее адекватным ее духа.
Во-вторых, при рассмотрении философских систем разных времен авторы исходят из принципа, что философия выступает, прежде всего, ядром мировоззрения эпохи. Конечно, в философии есть и другие функции, но для большинства людей она выступает основой мировоззрения. Именно в этом качестве она им знакома и более всего их интересует.
В-третьих, авторы при изложении философских систем старались быть лаконичными и опирались на первоисточники. В пособии сформулированы и отражены основные проблемы той или иной эпохи и подходы к их решению. Если же читателя заинтересуют эти вопросы более подробно, он может удовлетворить свой интерес, обратившись к первоисточникам, перечень которых представлен после каждого раздела.
Комплекс включает в себя:
– краткий курс лекций (авторы: д-р филос. наук, проф. Лузан А. А., Вступление, гл. 1–5, 7–12; канд. полит. наук, доц. Дементьева В. В., гл. 13, 14; д-р филос. наук, проф. Дубинин В. В., гл. 6);
– планы семинарских занятий с методическими рекомендациями (авторы: д-р филос. наук, проф. Лузан А. А.; канд. полит. наук, ст. преподаватель Бородай А. В.);
– вопросы для контрольних работ по философии для студентов заочной формы обучения (авторы: д-р филос. наук, проф. Лузан А. А.; канд. полит. наук, доц. Дементьева В. В.; канд. полит. наук, ст. преподаватель Бородай А. В.);
– вопросы для экзамена;
– словарь философских терминов (авторы: д-р филос. наук, проф. Лузан А. А.; канд. полит. наук, доц. Дементьева В. В.).
Общая редакция профессор Лузан А. А.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Вводная тема в любой науке представляет большую сложность и для изложения, и для усвоения. Это связано с тем, что студенты, только приступив к изучению науки, должны усвоить то, что они смогут постигнуть, только прослушав полный курс, при условии прилежания и активной самостоятельной работы. Для преподавателя же сложность заключается в том, что в первой лекции он общается с учащимися, для которых язык науки еще не знаком, а ему предстоит донести до них и смысл, и назначение своей науки.
Для вводной лекции по философии эти общие трудности увеличиваются вдвойне. Дело в том, что дать однозначное, приемлемое для всех определение философии практические невозможно. И вопрос не в том, что в ходе исторического развития менялось представление о философии (это свойственно всем наукам), а в том, что в любое время, в том числе и в наше, разные философские направления, разные философы по-разному представляют смысл и назначение философии (что для других наук несвойственно). Отсюда, естественно, у многих возникает убеждение, а точнее, предубеждение, что философия мало связана с наукой.
Кроме того, приступая к изучению философии, студенты встречаются как бы со «знакомой незнакомкой». С одной стороны, абстрактность философского языка затрудняет для студентов усвоение, а для преподавателя изложение материала. С другой стороны, студенты убеждены, что, во-первых, они уже давно все это знают и преподаватель только наводит тень на ясный день и заумными словами говорит о банальных вещах, а во-вторых, все, о чем говорит преподаватель, не имеет никакого практического значения и философствование, если и представляет интерес, то лишь для праздного ума и к ним, будущим инженерам, экономистам и т. д. не имеет никакого отношения. По этому поводу следует заметить пока только то, что данное суждение настолько же верно, насколько и ошибочно.
ХХІ век – век по своей сути прагматический. Наука чрезвычайно расширила спектр человеческих возможностей, позволила человечеству решить многие свои проблемы. Утверждение в ХІХ веке буржуазных общественных отношений, с другой стороны, сформировало новый идеал человека, человеческого счастья, в основе которого лежит успех в практических делах, богатство, общественное положение (имидж). Не случайно прагматизм возник в США, стране, которая для многих является образцом развития в наше время и где подобное представление об успехе является наиболее распространенным.
Но ХХІ век с его динамизмом, доходящим до суетности, с возросшими возможностями человечества, доходящими до самоуничтожения, с новой силой, в новом ракурсе поставил и (старый как миф) вопрос о смысле человеческого существования и «смысле» самого мира. Оказалось, и чем дальше, тем больше это подтверждалось, что никому не удается, и вряд ли удастся, уйти от этих «проклятых» вопросов, и мы обречены давать на них свой ответ. Потребность в ответе на них еще более возрастает во времена кризисных состояний общества, революции, когда разрушаются привычные условия жизни и утверждаются новые общественные отношения, когда отдельный человек попадает в неумолимые, безжалостные жернова истории и мир начинает ему казаться бессмысленным, абсурдным, по выражению Альберта Камю.
Таким образом, потребность в философии, в философском осмыслении мира в наше время не только не уменьшалась, но возросла. И как бы мы не открещивались от философии, нам от нее не уйти, как не уйти каждому человеку от философствования.