Глава 2 когнитивные основы науки
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
Как пишет В.В. Ильин: «Критерии научности – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки; они позволяют субординировать продукты познания с позиций близости (отдаленности) их от науки; это фундаментальные теоретико - методологические принципы, нормы, ценности, идеалы, эталоны, обуславливающие определенность оснований, по которым пробное знание (корпус идей: гипотезы, концепции, теории, допущения, факты) и деятельность (корпус актов: мышления, теоретизация, концептуализация, экспериментирование) рассматриваются как научные и зачисляются в разряд науки» (Ильин В.В. Критерии научности знания. М.,1989 с.23). Ильин подразделяет критерии научности на три множества - это группа универсальных критериев, которые отделяют науку от ненауки; вторая группа – исторически преходящие критерии научности; третья группа – узкоспециальные критерии той или иной области научного знания.
1. КОГЕРЕНТНОСТЬ
К критериям научности относятся прежде всего логическая согласованность её положений и эмпирическая обоснованность.
Известна проблема демаркации, которую, в частности исследовал К. Поппер.
Логичность
Логическая согласованность положений требует прежде всего чтобы положения науки не противоречили друг другу.
Как правильно подчеркивает Э. Гуссерль в своих «Картезианских размышлениях»: «Поскольку науки стремятся к высказываниям, полностью и с очевидной адекватностью выражающим усмотренное допредикативно, понятно, что следует позаботиться и об этой стороне научной очевидности. Учитывая подвижность, многозначность и – в отношении полноты выражения – чрезмерную нетребовательность обыденного языка, необходимо даже там, где используются выразительные средства, заново провести обоснование из значений при изначальной ориентации на научные усмотрения и закрепить за ними эти значения» (Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления.. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 с.339)
Полнота
Еще в 30-е годы австрийский математик и логик К. Гёдель убедительно показал, что логически доказуемые положения, когерентные друг с другом, не исчерпывают множество истинных положений.
Очевидность
2. ВЕРИФИКАЦИЯ
Современная форма эмпиризма представлена была в концепциях неопозитивистов.
Эту концепцию подверг критике У. Куайн, который в своей знаменитой статье «Две догмы эмпиризма» подверг критике неопозитивистов.
1. Наблюдение
Основоположником новоевропейского эмпиризма считается Ф. Бэкон. Вот что он писал: «никоим образом не может быть, чтобы аксиомы, установленные рассуждением, имели силу для открытия новых дел, ибо тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений» (Бэкон Ф. соч. в 2х т. т.2 М.,1972 с.16)
Но слабость эмпиризма видна уже у самого Бэкона, который в своих «эмпирических» опытах давал фантастические интерпретации своих экспериментов.
2. Опыт
3. Эксперимент
Основой научной деятельности является экспериментальная деятельность. Всякая теория формируется на базе проведенного или возможного эксперимента, теория всегда находится под контролем эксперимента. Вот какое определение эксперимента дает А.В. Ахутин: «эксперимент есть преобразование чувственно - данного предмета с целью его объективного (теоретического) понимания и воплощение в наблюдаемых процессах теоретического конструкта с целью его предметной проверки (ясно, что сама проверка обеспечивается более или менее сложной системой интерпретации)» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М.: 1976 с.10)
Хотя экспериментальная деятельность имеет видимость независимой от теории формы научной деятельности, эксперимент без развитой теоретической конструкции невозможен, ибо только теория способна сформулировать исходный данные и условия проведения эксперимента.
«Многообразие экспериментальной деятельности какой-либо эпохи в истории науки при всей видимой пестроте составляет тем не менее некое единство. Сколь бы случайным и произвольным ни выглядел отдельно взятый эксперимент, он, если только планируется ученым, стоящим на уровне научной культуры своей эпохи, всегда уже связан с множеством других проделанных и проектируемых экспериментов, всегда построен в рамках определенной господствующей теории (пусть даже и для ее радикальной проверки) и в конечном счете составляет деталь в одном большом эксперименте в системе определенной «научно-исследовательской программы» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. (от античности до XVII в). Наука. М.: 1976 с.7-8)
«Античный эквивалент экспериментирования ближе всего стоит к выбирающей, прикидывающей, сообразующей и оформляющей деятельности художника» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). Наука. М., 1976 с.36)
3. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
К. Поппер правильно пишет: «Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестали забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдерживать тяжесть нашей структуры» (Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.,1983 с.148)
К этим критериям научности относятся простота, красота, эвристичность и т.д.