Специфика социально-гуманитарного познания: субъект и объект, истина и ценность, диалогизм и понимание
Социальная философия, как особый раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, основные исследовательские программы и стратегии его развития[67], задает мировоззренческие и методологические ориентиры по отношению к социально-гуманитарным, естественным и техническим наукам, обосновывая идеалы нравственной ответственности ученых, критерии периодизации данных наук, поиска новых гуманистических идеалов их развития.
Философия и методология социально-гуманитарного знания – это тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов и принципов, используемых в социальных и гуманитарных науках, выявление их специфики и взаимодействия с естественно-научным и техническим знанием, особенностей взаимоотношения понимания, объяснения и системы ценностей, построения прогностических моделей развития социума в различных социальных сферах.
Развитие специальной методологии социальных, исторических и в целом гуманитарных наук, наук о культуре осуществляется во второй половине 19 в. в контексте дифференциации «наук о духе» и «наук о природе», развития дисциплинарно организованной науки и на базе сформированных к тому времени общеметодологических исследований, ориентированных на реальные приемы науки (В. Виндельбанд, П. Риккерт, В. Дильтей, М. Вебер и др.).
Становлению социально-гуманитарных наук предшествовал переход от преднауки к науке, который первой осуществила математика, когда по мере ее эволюции числа и геометрические фигуры начали рассматриваться не как прообразы предметов, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. Собственно математическое исследование начинается именно с этого момента, когда из ранее изученных чисел и геометрических фигур строятся новые идеальные объекты (В.С. Степин). Вслед за математикой способ теоретического познания, связанный с оперированием с идеальными объектами, выдвижением гипотез с их последующим обоснованием опытом, утвердился в естествознании. В начале следующего этапа развития науки выделяется формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знаний между естествознанием и производством. Затем происходит становление социальных (история, политология, юриспруденция, экономика и др.) и гуманитарных (журналистика, языкознание, искусствоведение и др.) наук.
С середины 1950-х годов интенсивно развивается отечественная философско-методологическая проблематика социально-гуманитарного знания – от анализа метода восхождения от абстрактного к конкретному (А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков), методологии мыследеятельности и организационно-деятельностных игр (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев) до методологии истории (М.Я. Гефтер, В.С. Библер, А.Я. Гуревич, А.И. Данилов), историко-научных исследований (Б.С. Грязнов, Н.И. Родный), методологии семиотики и герменевтики (В.С. Иванов, Ю.М. Лотман), методологии политических и юридических наук.
При всех своих различиях, обусловленных спецификой изучаемой предметной области и требующей особых методов и познавательных процедур, методология научного социально-гуманитарного познания нацелена на объективное его изучение и поиск закономерностей, что является обязательной характеристикой научного подхода и сближает в этом плане методологию социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания[68].
В чем специфика познания и понимания в гуманитарных науках? С методологической точки зрения специфика любой науки зависит от предмета исследования и методов исследования. Причем использование тех или иных методов детерминировано спецификой исследуемой предметной области. В гуманитарных науках специфическим предметом исследования, отличающих их как от естественных, так и от общественных, являются специфические знаковые системы, которые условно можно назвать текстами. Отражение действительности здесь опосредовано текстами, знаки в которых связаны между собой определенными отношениями и которые являются носителями информации. В силу последнего обстоятельства особую методологическую значимость в гуманитарных науках приобретает герменевтика, ибо текст надо понять, усвоить, истолковать, интерпретировать, т.е. актуализируются понятия, которые могут быть синтезированы в общеметодическую категорию – понимание. На первый план в гуманитарных науках выступают интерпретационные методы получения знаний, обеспечивающие прирост знания и специфические, взаимодополняющие связи между объяснением и пониманием.
В гуманитарных науках, науках о духе, о культуре в силу их предметной устремленности на анализ и понимание текста, мощным средством исследования гуманитарных явлений выступает язык. Если слово есть принцип культуры, то принципы анализа слова последовательно и целенаправленно распространяются на анализ культуры, язык становится центральным ядром гуманитарных проблем, систематизирующим элементом культуры.
Следующая особенность гуманитарных наук – диалогический характер гуманитарного познания (диалоговая форма знания) в отличие от естественных (монологическая форма знания) наук.
Важной особенностью гуманитарных наук в силу их специфичности и особого статуса в них текста является необходимость учета внелингвистических факторов, личностных намерений автора, его психологических характеристик, его внутреннего мира, зависящего от образования, увлечений, религиозности, воспитания, системы архетипов коллективных бессознательных представлений, социокультурных факторов при реконструкции субъективных условий, в которых складывается объективный смысл текста. Современный исследователь для «лучшего понимания» текста, как цели герменевтики, должен лучше самого автора знать его текст и его мир (Ф. Шлейермахер). В диалектике толкования текста, письма и чтения важен синтез предварительных пониманий, знание внутренних и внешних условий жизни автора, осмысление их влияния на замысел произведения, его сюжет, содержание, индивидуальный стиль автора, соразмерность творческих потенций личности толкователя и автора текста.
Герменевтическое искусство, искусство истолкования текста предполагает использование таких общеметодологических правил:
● общий обзор произведения;
● раскрытие содержания понятий с помощью грамматической (выясняется «как речь выглядит в общности языка» и как «речь становится пунктом развития языка») и психологической (выясняется как «речь дана как факт души») интерпретаций;
● концептуальное «увязывание», единство двух названных интерпретаций;
● возвращение назад в случае, если интерпретации не согласуются.