Конец 19 – сер.20 веков - становление неклассического естествознания
Изменения в разных науках: физика – становление релятивистской и квантовой теории, биология – генетика, химия – квантовая химия и т.д.
Истинность – истина относительна, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний, т.к. в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Объяснение и описание – принимаются только такие, которые содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности (т.е. осознание связи между онтологическими постулатами науки и методом).
Обоснование: новые принципы:
- принцип наблюдаемости – теория должна иметь эмпирическое обоснование ее исходных посылок и существенных логических следствий из них,
- принцип соответствия – выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями.
О-ты: не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде др.характеристик. это уже не малые системы, а сложные саморегулирующиеся системы – характеризуются уровневой организацией, наличие автономных вариабельных подсистем, взаимодействием элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей.
Картина мира – не точный и окончательный портрет природы, а постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.
Философские основания:
- идеи исторической изменчивости научного знания
- относительности истины
Субъект: не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри его, детерминированный им. Ответы на наши вопросы определяются не только устройством природы, но и способом постановки вопросов.
Соотношение части и целого: несводимость целого к сумме состояний его частей.
Причинность – возникает категория «вероятностной причинности».
Роль науки – усиливается производительная функция, научные знания превращаются в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль.
Неклассический тип рациональности.
Неклассическая наука
Неклассическая наука начала развиваться в XIX веке на основе открытия обширного класса явлений в разных областях знания, которые не укладывались в классические представления. Например, была открыта так называемая квантовая механика, на основании принципа дополнительности Нильса Бора. Согласно этому принципу, для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих («доп.») набора классич.понятий, совокупность которых даёт исчерп.инф-ю об этих явлениях как о целостных. Например, доп.в квантовой механике являются пространственно-временная и энергетически-импульсная картины. То есть, в квантовой механике было открыто, что с помощью одних и тех же инструментов, методов и уравнений нельзя одновременно дать представления об импульсе элементарной частицы и о ее местопопожении (Планетарная модель атома Бора-Резерфорда. В 1911 году Эрнест Резерфорд, проделав ряд экспериментов, пришёл к выводу, что атом представляет собой подобие планетной системы, в которой электроны движутся по орбитам вокруг расположенного в центре атома тяжёлого положительно заряженного ядра («модель атома Резерфорда»). Однако такое описание атома вошло в противоречие с классической электродинамикой. Дело в том, что, согласно классической электродинамике, электрон при движении с центростремительным ускорением должен излучать электромагнитные волны, а, следовательно, терять энергию. Расчеты показывали, что время, за которое электрон в таком атоме упадёт на ядро, совершенно ничтожно. Для объяснения стабильности атомов Нильсу Бору пришлось ввести постулаты, которые сводились к тому, что электрон в атоме, находясь в некоторых специальных энергетических состояниях, не излучает («модель атома Бора-Резерфорда»). Постулаты Бора показали, что для описания атома классическая механика неприменима. Дальнейшее изучение излучения атома привело к созданию квантовой механики, которая позволила объяснить подавляющее большинство наблюдаемых фактов.).
Позже оказалось, что принцип дополнительности работает и в философии, и в психологии, и вообще в гуманитарных науках. Например, он работает в теории познания. Теория познания рассматривает момент, когда, как и с помощью чего получается знание о предмете. Для того, чтобы знать предмет, нужно знать и предмет, и метод познания предмета. А принцип дополнительности говорит, что такого быть не может – мы можем одновременно знать или предмет, или метод, которым мы его познаем. Например, педагогика предполагала, что знания транслируются из одной головы в другую, а потом выяснилось, что знание не непрерывно, а дискретно, что его нельзя пересадить, что обучающийся – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. В психоанализе рассматриваются человеческие сновидения. Мы видим сон как бы дважды: первый раз – на уровне восприятия, второй - на уровне описания этих восприятий, то есть, в момент интерпретации.
Некоторые (ключевые) характеристики неклассической науки.
1. В противовес тому, что мир существует реально, как утверждала классическая наука, неклассическая наука утверждает, что объект не существует, как нечто определенное и сущее. Объект, в том числе, объект науки, обретает характеристики только в процессе взаимодействия с познающим субъектом.
2. Познание начинается не с наблюдения, факт – это не элемент и не частица познания. Познание начинается с каких-то гипотез, идеализаций, которые позволяют считать нечто фактом. Обычно исследования начинаются с интуиции, с невнятной гипотезы, которую мы начинаем проверять. Так, до изобретения Ньютоном спектроскопа все полагали, что белый цвет – простой (Белый цвет - так называемый ахроматический цвет, наряду с чёрным и оттенками серого. Дневной солнечный свет, а также свет от источника, испускающего равномерное для всех длин волн видимого спектра электромагнитное излучение, вызывает при попадании на сетчатку здорового глаза человека ощущение белого цвета. Благодаря явлению метамерии, ощущение белого цвета может быть вызвано также путём смешивания; например, с помощью целого ряда наборов цветов (или же смешиванием света от нескольких источников).).
3. Связь между объектами не объективная, а зависит о тех средств, которыми эта связь устанавливается.
Неклассическая наука полагала, что построение теории выступает в виде установления типа связи между явлениями. Само построение теории - задача не научная, а инженерная, задача же науки – предсказывать, а не описывать, не реконструировать факты.