Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв
8.1. Марксистская философия: диалектический материализм, исторический материализм. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»;Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы».
8.2. Позитивизм.Огюст Конт (1798-1857) как основоположник новой науки- социологии. Концепция о трех стадиях развития научного знания ( теологической, метафизической, позитивной, т.е. научной). Эмпириокритицизм ( Эрнест Мах, Рихард Авенариус)
8.3. Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель «философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление».
8.4. Воля к жизни как воля к власти. «Философия жизни» Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы».
8.5 Экзистенциализм Серена Кьеркегора ( 1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.
8.6 ФеноменологияЭдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, ЭФром. Герменевтика:Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.
Литература:
** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.141-218
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 139-168
** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.113-131
** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.
** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.64-81
** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.120-141
** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.68-72
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)
Философия марксизма |
**К.Маркс- «Капитал», «Экономико- философские рукописи» , «Тезисы о Фейербахе» ** Ф.Энгельс- «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и капитала» ** Г.В.Плеханов- «Социализм и политическая борьба» , «Очерки по истории материализма» ** В.И.Ленин- «Материализм и эмпириокритицизм», «Что делать?», «Государство и революция» |
** Основы марксистского учения сформировались в результате переработки и соединения диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, взглядов французских просветителей-материалистов, английских экономистов и др. |
**Идеи этого учения значительно изменили облик мира в ХХ веке, особенно в таких странах, как Россия, Украина, Китай, Казахстан **************************** ** в ХХ веке, на основе марксистского учения в Европе, США, Японии созданы правовые и социальные государства |
Главная задача философии не объяснять мир, а изменятьего… |
В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ, а он характеризуется формой собственности |
** Маркс утверждал, что экономическая система определяет образ жизни общества; всё остальное: идеология, мораль, право, религия – лишь надстройка над этим экономическим базисом? |
** Марксисты утверждали, что вся история человеческого общества определена материальными, экономическими условиями, в зависимости от них выделяются общественно-экономические формации? (ОЭФ) |
**Марксистская философия состоит их двух частей: диалектического материализма (система онтологических и гносеологических взглядов) и исторического материализма (социально-философская система марксистской философии). |
**Выделяется следующие ОЭФ : первобытно- общинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм, коммунизм….Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы |
Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)
Первобытное общество |
Рабовладельческое общество |
Феодализм |
Коммунизм |
Смена общественно-экономических формаций |
Капитализм |
Базис-совокупность доминирующихпроизводственных отношений |
Надстройка (государство, правовая система, политич. партии и организации, церковь... |
Способ производства материальных благ |
Производительные силы |
Производственные отношения |
Люди |
Средства производства |
Орудия труда |
Формы собствен- ности |
Формы обмена |
Формы распределения |
государство — высшая форма нравственности; |
Каждому из исторических периодов соответствовала своя форма государства: - восточная теократия; - демократия; - аристократия; конституционная монархия. Каждая из эпох отмечена доминированием над остальным миром одной конкретной нации (греков, римлян и др.) |
Внутреннее устройство государства Гегель представлял следующим образом. |
цель государства — благо всего общества, а не граждан. Представление Гегеля о формах государства связано с классификацией этапов истории. |
Иррационализм - это учение на место разума ставит волю, интуицию, существование, бессознательное. Основное его направление - философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм. |
А.Шопенгауэр (1788-1860): **«Мир как воля и представление»: считал, что человеком управляет слепая воля, стремящаяся к удовлетворению желаний, поэтому ему суждено постоянно страдать, а избавление от страданий возможно с помощью преодоления «воли к жизни», перехода в тишину. **Два пути облегчения страданий: искусство и философия. Сострадание: а) активное («помогай»), б) пассивное («не навреди»). |
Ф.Ницше (1844-1900): «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов»: ** Мораль рабов – отстаивает интересы общности (стада), а не личности; направляет солидарность, милосердие на поддержку больных, убогих и неудачников; требует отречения от своих интересов, подавления своего «Я!» ради служения интересам большинства; через нормы морали уравнивает всех индивидов **Разграничил понятия «хорошее» (высокое, знатное) и «плохое» -низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений. («По ту сторону добра и зла») ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь». ** Утверждал, что само существование церкви «можно сравнить с жизнью паразита: насаждением своих идеалов святости она высасывает надежду у людей на жизнь…» («Антихристианин») ** Средоточием свободы и воли Ницше считал сверхчеловека- «белокурую бестию»,существо, нежное к себе подобным ибеспощадное к другим («Так говорил Заратустра») ** Он утверждал, что «жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в страстях, экстазе, инстинкте самосохранения, «воле к власти». ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь». |
*Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше,Шпенглер |
*Фрейдизм: Фрейд, Юнг, Адлер |
*Экзистенциализм: Хайдеггер, Кьеркегор, Камю, Н.Бердяев |
*Феноменология: Э.Гуссерль |
Бл-Сх № 60-А- (В.Недобитюк)
*Экзистенциализм: ** представители утверждали, что в «пограничной ситуации» (например, перед лицом смерти) многое, казавшееся очень важным для человека в его жизни – становится бессмысленным, **М.Хайдеггер: представлял человеческое существование через модусы экзистенции – страх, решимость , совесть… Он утверждал, что возможность бытия неразрывно связана с неотвратимостью смерти… **С.Кьеркегор в работах «Философские крохи», «Страх и трепет» утверждал, что «существовать – значит быть вне толпы», постоянно реализуя свой свободный выбор… ** Человек может пройти три стадии развития: эстетическую, этическую и религиозную |
Феноменология: познание мира возможно через сознание, т.е. все представления человека о мире – результат систематизации фактов сознания – феноменов. ** Изучение феноменов помогает обнаружить их различие между собой, иерархию, типологию. |
О.Шпенглер (1880-1936) ** В работе «Закат Европы» он характеризует восемь мировых культур и говорит о неизбежной гибели современной западной культуры. ** Шпенглер в 1923 в своих трудах утверждал: «Западная культура достигла стадии цивилизации, образовался «мировой город», в котором нет народа, а есть масса… ** В начале 20 века Шпенглер утверждал, что культура, пройдя стадии зарождения, роста, зрелости и «как бы растрачивая волю к жизни», умирает, превращаясь в цивилизацию. |
Бл-Сх № 61 (В.Недобитюк)
Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»
В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации
А) Энгельс Б) Плеханов В) Троцкий Г) Ленин Д)Чернышевский Е) Бердяев
** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество.
Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся
между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная.
Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже
Лекция