Карл Ясперс о философской вере, о соотношении философии и религии (по работе «Философская вера»)

Работы:

"Философия и наука", "Где мы находимся сегодня", "Судьба и воля", "Смысл и назначение истории", "Истоки истории и её цель", "Философская вера".

Ясперса обвиняли в том, что он не христианин. "Если христианское откровение считается единственно истинным, если его возвещают его церкви возвещают как догмы, ... то я должен сказать, что во всё это я не верю".

"И несмотря на это, я утверждаю, что я хороший протестант в истинном смысле этого слова".

Ø Основные понятия:

§ Экзистенция

§ Трансценденция

§ коммуникация

Ø Экзистенцию пытается раскрыть с помощью отрицательных определений. Она не может быть предметом научного познания, она необъективирована, не становится объектом. Она не предметна, она, безусловно, и свобода. Речь может идти только о её просветлении, высвечивании, так как наука ей не занимается.

v Просветление выражается в нескольких способах:

- самобытии или самости/ бытии человека с самим собой

Самобытие или самость это существование человека с самим собой. Именно в этом экзистенция прежде всего просветляется в этой самости.

- в коммуникации

Ясперс различает неподлинную и подлинную коммуникацию. Первая - объединение идей с чисто практической целью. Здесь человек переживает одиночество, оно заставляет искать подлинную коммуникацию, которая не может быть коммуникацией между многими людьми. В неё вступают только двое. Это своего рода любовь-борьба. Таков ещё один способ высвечивания экзистенции.

- в историчности

В историчности выражается уникальность человека, его конечность и ограниченность, что обнаруживается в пограничных ситуациях. Такими пограничными ситуациями являются борьба, вина, страдание, крушение, смерть. В этих ситуациях человек остро сознаёт свою конечность.

- в свободе

Она означает незамкнутость экзистенции, открытость, возможность выйти за собственные пределы. А выхождение за собственные пределы Ясперс называет трансцендированием. Свобода человека неотделима от осознания конечности человека. Конечность означает, что человек в качестве самого себя не может быть обязан самому себе. Он в качестве самого себя подарен себе трансценденцией.

- в вере.

Вера отлична от знания, но веру не следует воспринимать как нечто иррациональное.

Вера в самом широком смысле означает присутствие четырех полярностях: в сознании (я узнаю значимость правильного), духе (я преисполнен идеями), экзистенции (Я существую, зная, что подарен себе трансценденцией), трансценденции.

v Коммуникация, историчность, пограничные ситуации, свобода, способность выйти за собственные пределы, позволяют экзистенции через трансцендирование, достичь слияние с трансценденцией. Она трактуется нечто иное..

Ø Трансценденция – скрытый Бог. Её можно мыслить только неадекватным способом, или в мыслях. Для предметного выражения трансценденции, Ясперс использует понятие "шифр".

Ø Исследования мира – единственный путь нашего познания. Теряя мир, мы одновременно теряем самих себя.

Ø

Ø Тройственное знание

v научное знание

Занимал антисайентистскую позицию. Наука может познать лишь предметы в мире. Она дает ориентацию в мире.. Наука открывает в человеке только неподлинное существование.

Наука выполняет роль осознания незнания. Науки выступают в качестве трамплина для трансцендирующей мысли. Ясперс отмежевывается от рационализма.

Философия не является наукой. Она дает ориентиры для человека в мире. Она способна приблизить человека к трансцендентности, к совершению скачка к безусловному бытию. Но это бытие недоступно научным методам и осваивается лишь путем метода трансцендирования.

v Философская вера

Результатом философствования является философская вера. В отличие от религиозной веры, философская вера является продуктом размышления, в то время как религиозная вера базируется на откровении. Философская вера не знает откровения.

§ Ее отличает непредвзятость, открытость, отсутствие фанатизма.

§ Философская вера и имеет дело с шифрами трансцендентности. Предметы мира являются шифрами трансцендентности. Потому бытие мира предстает как зашифрованное письмо. Но шифры не вещь, не реальность, не отношения существующие в мире, а нечто превышающее их.

§ Функции шифра может выполнить все, что существует, что порождается человеком:

- предметы,

- представления,

- фантазии,

- содержание мысли.

Шифры находятся в мифологии, искусстве, поэзии, спекулятивной философии. В метафизическом смысле шифр это промежуточное звено между миром и трансценденцией. Это место занимает прежде всего человек, поскольку он является связующим звеном между природой и трансценденцией. Как экзистенция он связан с миром и между тем отнесен к трансцендентности.

· Философская вера неспособна выразить себя в основоположениях, так как не есть вера в объект.

v Вера Откровения

Религиозная вера откровения застывшая, догматическая.

Ø Трасцендирование проходит 3 этапа:

1. Ориентация в мире, выясняется ограниченность только предметного истолкования мира.

2. Прояснения, озарение экзистенции.

3. Чтение шифров трансценденции. Этот этап является собственной задачей философии. Решение этой задачи связано с пониманием Бога. Философия не познает бытие Бога, а удостоверяет его существование.

Ø Человек ближе всего подойдет к трансцендентности если усматривает себя самого как шифр.

Ø Осевая эпоха. В одном из срезов этой эпохи (с 8 по 2 века до РХ) возникли различные религии – буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, библейская религия.

Ø Ясперс отвергает безусловный авторитет какой-либо религии.

Ø Он объявляет философию и религию равноправными жизненными сферами. Не только настоящее, но и будущее философии зависит от религии. С утратой и забвением религии прекратится также и философствование ибо оно погрузится в плоскость науки, что означает конец философии

Ø В начале 30 годов Ясперс констатирует духовный кризис общества. Главная черта этого кризиса в том, что утрачена религия. Наступил век безудержного неверия. Потому открылась невиданная доныне пустота бытия.

v Основными факторами, приведшими к распаду исторической традиции Ясперс считает:

1. Развитие науки и техники

2. Процесс урбанизации

3. Влияние образования и просвещения

v В тоже время он замечает, что и церковь дискредитировала себя непримиримой позицией ко всему новому. Необходимо глубокие изменения христианства ради его сохранения.

§ Отказ от претензий на исключительность, которая служит основой нетерпимости к инакомыслящим.

§ Нужно отказаться от авторитаризма в пользу разума.

§ Деление познания на науку, философскую веру и религию. Философская вера преодолевает контраверсум науки и религии и образует нечто среднее между ними.

Философия и религия.

Ø Изначально были в союзе, но по их разделении религия становится великой тайной для философии.

Ø Вне противоположности философии и религии никакой позиции быть не может.

Ø Для философии религия не враг, но то, что затрагивает её беспокойство.

Ø Отличительные черты религии от философии:

v культ,

v особое, связанное с культом сообществом людей

v неотделимость от мифа.

v реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости.

Ø Жизнь едва ли не всего человечества, доступная исторической памяти, религиозна; это — указание на истину и сущностность, заключающиеся в религии, игнорировать которую невозможно.

Ø Напротив, философия, как таковая,

v не знает ни культа,

v ни общины во главе со священником

v ни изъятой из мирского существования святости в миру.

v Для нее повсюду и везде может присутствовать то, что религия где-либо локализует.

v Она сложилась для единичного человека в свободных, несоциологически реальных связях, без гарантии, предоставляемой сообществом.

v неведомы ни обряды, ни изначально реальные мифы.

v усваивается в свободном предании, всегда преобразуясь.

Ø То, что в откровении касается человека как человека становится содержанием философии.

Ø Философ не может проникнуть в религию, говоря о ней.

Ø Философия защищает религию, т.к. не может дать того же; она не сможет устоять в мире, где нет религиозности, фил-я не может дать человеку того же, что дает ему религия.

Ø Философия выходит за пределы библейской религии.

Ø Философия живёт множеством авторитетов. Философ – человек единичный.

Ø Философия всегда в виде усилий одного человека стремится осуществить универсальность, сохранить открытость человека

Ø Начиная с древности религия отвергалась философами:

v из-за того, что их много, а значит нет истинной

v религии санкционируют зло

v порождают ложный страх и т.п.

v НО это относится не к религии, а к отклонениям.

Ø В текстах Библии находит свое духовное выражение самая примитивная и самая возвышенная человеческая действительность. Героизм здесь сублимируется. Здесь отсутствует философское самосознание.

Ø Мы философствуем исходя из библейской религии, и постигаем в ней истину.

Моменты этой истины, еще раз выражаемые как философская вера, таковы:

— идея единого Бога;

— сознание безусловности выбора между добром и злом в конечном человеке;

— любовь как основная действительность вечного в человеке;

— действие — внешнее и внутреннее поведение — как утверждение человека;

— идеи миропорядка, хотя и исторически безусловные, но лишенные в проявлении абсолютности и исключительной значимости;

— незамкнутость созданного мира, его неспособность самодостаточного существования, несостоятельность всякого порядка на границах;

— узнавание крайнего;

— последнее и единственное прибежище у Бога.

Наши рекомендации