Карл Ясперс о философской вере, о соотношении философии и религии (по работе «Философская вера»)
Работы:
"Философия и наука", "Где мы находимся сегодня", "Судьба и воля", "Смысл и назначение истории", "Истоки истории и её цель", "Философская вера".
Ясперса обвиняли в том, что он не христианин. "Если христианское откровение считается единственно истинным, если его возвещают его церкви возвещают как догмы, ... то я должен сказать, что во всё это я не верю".
"И несмотря на это, я утверждаю, что я хороший протестант в истинном смысле этого слова".
Ø Основные понятия:
§ Экзистенция
§ Трансценденция
§ коммуникация
Ø Экзистенцию пытается раскрыть с помощью отрицательных определений. Она не может быть предметом научного познания, она необъективирована, не становится объектом. Она не предметна, она, безусловно, и свобода. Речь может идти только о её просветлении, высвечивании, так как наука ей не занимается.
v Просветление выражается в нескольких способах:
- самобытии или самости/ бытии человека с самим собой
Самобытие или самость это существование человека с самим собой. Именно в этом экзистенция прежде всего просветляется в этой самости.
- в коммуникации
Ясперс различает неподлинную и подлинную коммуникацию. Первая - объединение идей с чисто практической целью. Здесь человек переживает одиночество, оно заставляет искать подлинную коммуникацию, которая не может быть коммуникацией между многими людьми. В неё вступают только двое. Это своего рода любовь-борьба. Таков ещё один способ высвечивания экзистенции.
- в историчности
В историчности выражается уникальность человека, его конечность и ограниченность, что обнаруживается в пограничных ситуациях. Такими пограничными ситуациями являются борьба, вина, страдание, крушение, смерть. В этих ситуациях человек остро сознаёт свою конечность.
- в свободе
Она означает незамкнутость экзистенции, открытость, возможность выйти за собственные пределы. А выхождение за собственные пределы Ясперс называет трансцендированием. Свобода человека неотделима от осознания конечности человека. Конечность означает, что человек в качестве самого себя не может быть обязан самому себе. Он в качестве самого себя подарен себе трансценденцией.
- в вере.
Вера отлична от знания, но веру не следует воспринимать как нечто иррациональное.
Вера в самом широком смысле означает присутствие четырех полярностях: в сознании (я узнаю значимость правильного), духе (я преисполнен идеями), экзистенции (Я существую, зная, что подарен себе трансценденцией), трансценденции.
v Коммуникация, историчность, пограничные ситуации, свобода, способность выйти за собственные пределы, позволяют экзистенции через трансцендирование, достичь слияние с трансценденцией. Она трактуется нечто иное..
Ø Трансценденция – скрытый Бог. Её можно мыслить только неадекватным способом, или в мыслях. Для предметного выражения трансценденции, Ясперс использует понятие "шифр".
Ø Исследования мира – единственный путь нашего познания. Теряя мир, мы одновременно теряем самих себя.
Ø
Ø Тройственное знание
v научное знание
Занимал антисайентистскую позицию. Наука может познать лишь предметы в мире. Она дает ориентацию в мире.. Наука открывает в человеке только неподлинное существование.
Наука выполняет роль осознания незнания. Науки выступают в качестве трамплина для трансцендирующей мысли. Ясперс отмежевывается от рационализма.
Философия не является наукой. Она дает ориентиры для человека в мире. Она способна приблизить человека к трансцендентности, к совершению скачка к безусловному бытию. Но это бытие недоступно научным методам и осваивается лишь путем метода трансцендирования.
v Философская вера
Результатом философствования является философская вера. В отличие от религиозной веры, философская вера является продуктом размышления, в то время как религиозная вера базируется на откровении. Философская вера не знает откровения.
§ Ее отличает непредвзятость, открытость, отсутствие фанатизма.
§ Философская вера и имеет дело с шифрами трансцендентности. Предметы мира являются шифрами трансцендентности. Потому бытие мира предстает как зашифрованное письмо. Но шифры не вещь, не реальность, не отношения существующие в мире, а нечто превышающее их.
§ Функции шифра может выполнить все, что существует, что порождается человеком:
- предметы,
- представления,
- фантазии,
- содержание мысли.
Шифры находятся в мифологии, искусстве, поэзии, спекулятивной философии. В метафизическом смысле шифр это промежуточное звено между миром и трансценденцией. Это место занимает прежде всего человек, поскольку он является связующим звеном между природой и трансценденцией. Как экзистенция он связан с миром и между тем отнесен к трансцендентности.
· Философская вера неспособна выразить себя в основоположениях, так как не есть вера в объект.
v Вера Откровения
Религиозная вера откровения застывшая, догматическая.
Ø Трасцендирование проходит 3 этапа:
1. Ориентация в мире, выясняется ограниченность только предметного истолкования мира.
2. Прояснения, озарение экзистенции.
3. Чтение шифров трансценденции. Этот этап является собственной задачей философии. Решение этой задачи связано с пониманием Бога. Философия не познает бытие Бога, а удостоверяет его существование.
Ø Человек ближе всего подойдет к трансцендентности если усматривает себя самого как шифр.
Ø Осевая эпоха. В одном из срезов этой эпохи (с 8 по 2 века до РХ) возникли различные религии – буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, библейская религия.
Ø Ясперс отвергает безусловный авторитет какой-либо религии.
Ø Он объявляет философию и религию равноправными жизненными сферами. Не только настоящее, но и будущее философии зависит от религии. С утратой и забвением религии прекратится также и философствование ибо оно погрузится в плоскость науки, что означает конец философии
Ø В начале 30 годов Ясперс констатирует духовный кризис общества. Главная черта этого кризиса в том, что утрачена религия. Наступил век безудержного неверия. Потому открылась невиданная доныне пустота бытия.
v Основными факторами, приведшими к распаду исторической традиции Ясперс считает:
1. Развитие науки и техники
2. Процесс урбанизации
3. Влияние образования и просвещения
v В тоже время он замечает, что и церковь дискредитировала себя непримиримой позицией ко всему новому. Необходимо глубокие изменения христианства ради его сохранения.
§ Отказ от претензий на исключительность, которая служит основой нетерпимости к инакомыслящим.
§ Нужно отказаться от авторитаризма в пользу разума.
§ Деление познания на науку, философскую веру и религию. Философская вера преодолевает контраверсум науки и религии и образует нечто среднее между ними.
Философия и религия.
Ø Изначально были в союзе, но по их разделении религия становится великой тайной для философии.
Ø Вне противоположности философии и религии никакой позиции быть не может.
Ø Для философии религия не враг, но то, что затрагивает её беспокойство.
Ø Отличительные черты религии от философии:
v культ,
v особое, связанное с культом сообществом людей
v неотделимость от мифа.
v реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости.
Ø Жизнь едва ли не всего человечества, доступная исторической памяти, религиозна; это — указание на истину и сущностность, заключающиеся в религии, игнорировать которую невозможно.
Ø Напротив, философия, как таковая,
v не знает ни культа,
v ни общины во главе со священником
v ни изъятой из мирского существования святости в миру.
v Для нее повсюду и везде может присутствовать то, что религия где-либо локализует.
v Она сложилась для единичного человека в свободных, несоциологически реальных связях, без гарантии, предоставляемой сообществом.
v неведомы ни обряды, ни изначально реальные мифы.
v усваивается в свободном предании, всегда преобразуясь.
Ø То, что в откровении касается человека как человека становится содержанием философии.
Ø Философ не может проникнуть в религию, говоря о ней.
Ø Философия защищает религию, т.к. не может дать того же; она не сможет устоять в мире, где нет религиозности, фил-я не может дать человеку того же, что дает ему религия.
Ø Философия выходит за пределы библейской религии.
Ø Философия живёт множеством авторитетов. Философ – человек единичный.
Ø Философия всегда в виде усилий одного человека стремится осуществить универсальность, сохранить открытость человека
Ø Начиная с древности религия отвергалась философами:
v из-за того, что их много, а значит нет истинной
v религии санкционируют зло
v порождают ложный страх и т.п.
v НО это относится не к религии, а к отклонениям.
Ø В текстах Библии находит свое духовное выражение самая примитивная и самая возвышенная человеческая действительность. Героизм здесь сублимируется. Здесь отсутствует философское самосознание.
Ø Мы философствуем исходя из библейской религии, и постигаем в ней истину.
Моменты этой истины, еще раз выражаемые как философская вера, таковы:
— идея единого Бога;
— сознание безусловности выбора между добром и злом в конечном человеке;
— любовь как основная действительность вечного в человеке;
— действие — внешнее и внутреннее поведение — как утверждение человека;
— идеи миропорядка, хотя и исторически безусловные, но лишенные в проявлении абсолютности и исключительной значимости;
— незамкнутость созданного мира, его неспособность самодостаточного существования, несостоятельность всякого порядка на границах;
— узнавание крайнего;
— последнее и единственное прибежище у Бога.