Основной вопрос философии. 8
В свете вышесказанного о предмете философии становится ясно, почему в конце XIX века немецкий философ и общественный деятель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» формулирует основной вопрос философии как вопрос о соотношении: материального и духовного, или мышления и бытия, или сознания и материи. В этом вопросе выделяется два аспекта:
1. Онтологический – вопрос о происхождении мира (проблема источника, субстанции, первопричины всего существующего);
2. Гносеологический – вопрос о возможности познания человеком мира.
В истории философской мысли сформировалось несколько вариантов решения этих вопросов:
· Монизм. Авторы данного подхода исходят из единого первоначала мира, или его субстанции. Субстанция – вещь, имеющая причину в самой себе. Внутри монизма есть две концептуальные линии: материализм и идеализм.
· Материализм. Его сторонники исходят из признания вечности материи, то есть природы. При этом сознание, идеальное, духовное трактуются как следствие материальной эволюции мира.
· Идеализм. С точки зрения идеализма, субстанцией мира является некое духовное неприродное начало. Однако это духовное начало субъективные и объективные идеалисты понимают по-разному.
· Объективные идеалисты интерпретируют его как некую абстрактную объективную духовную сущность. (Например, гегелевская абсолютная идея или мировая воля Шопенгауэра).
· Субъективные идеалисты отождествляют духовную основу общества с сознанием самого субъекта. Например, Дж. Беркли говорит: «Мир есть комплекс моих ощущений».
· Дуализм признает наличие двух субстанций, двух первоначал мира. (Например, учение Р.Декарта о мыслящей и протяженной субстанциях).
· Плюрализм предполагает обоснование множества начал сущего.(Например, учение о монадах Г. Лейбница).
В гносеологическом аспекте выделяют:
1. Гносеологический оптимизм. Его сторонники обосновывают точку зрения о возможности познания человеком сущности вещей. Гегель считал, что человеческое познание движется от явления к сущности.
2. Агностицизм. Его сторонники доказывают невозможность познания сущности вещей (не путать с непознаваемостью мира вообще). Один из вариантов агностицизма прослеживается у И. Канта. По его мнению, мир может быть познан только в формах, в которые обличена наша чувственность и рассудочная деятельность.
3. Гносеологический скептицизм. Его сторонники исходят из абсолютизации сомнения. Равновозможны противоположные утверждения. Скептики утверждают, что можно равно доказать прямо противоположные утверждения. Подобного взгляда придерживались античные скептики, Кант и др.
Если вернуться к структуре основного вопроса философии, то можно обнаружить, что он отражает структуру самой философии, а «философия предстает как развернутая теория своего основного вопроса» (Лешкевич Т.Г., 2006, С.64). Иными словами, когда мы задаемся вопросом, что есть бытие, что есть мышление, мы получаем множество различных вариантов ответов. Так, если под бытием понимать, прежде всего, те закономерности, которые могут быть выявлены наукой и выражены в системе языка символов, то мы получим трактовку бытия таким философским направлением как позитивизм. Если бытие понимается как мир человеческого существования, мы вступаем в сферу экзистенциальной философии с ее своеобразным понятийным аппаратом и т.д.
Функции философии. 7
Под функциями философии следует понимать основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели и задачи. Можно выделить следующие функции философии:
1) мировоззренческую(способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром);
2) методологическую(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности);
3) мыслительно-теоретическую(выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира);
4) гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания);
5) критическую(философия позволяет подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догмы и способствовать увеличению достоверности знания);
6) аксиологическую(заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и других, т.е. данная функция является своего рода «ситом», через которое пропускается все нужное, ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и отжившее);
7) социальную(способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества);
8) воспитательно-гуманитарную(способствуеткультивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиске смысла жизни);
9) прогностическую(заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества).
Таким образом, подводя своеобразный итог вышеизложенному, следует отметить, что философия выполняет многообразные функции в жизни человека, в обществе и культуре.