Сущность теории познания
РЕФЕРАТ
На тему:
«НАУКА, ФИЛОСОФИЯ»
Выполнила Пиралиева Севиндж Арзуман кызы
Москва 2015
Содержание
Введение
Сущность теории познания
Проблема субъекта и объекта познания
Особенности научного познания
Заключение
Список литературы
Введение
Философов всегда волновала проблема познавательного отношения человека к действительности.
Они искали ответы на вопросы: какие закономерности познавательной деятельности человека, какие ее возможности и способности, какие и предпосылки, средства и формы познания, какие условия и критерии его истинности и достоверности.
Но главными в философии были и есть вопрос об отношении знания о мире к собственно миру, способна наш а сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности?
На последний вопрос существовали в прошлом и существуют сегодня разные ответы.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование»
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных.
Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика.
Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.
В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания.
Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.
Основными особенностями научного познания являются:
Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов.
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что процесс познания есть, был и будет – основным процессом, который формирует эпохи, он является двигателем прогресса.
И потому как мы будем понимать сущность познания будет зависеть и сам процесс формирования знания.
Цель работы: раскрыть особенности научного познания..
Сущность теории познания
Теория познания – раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология и эпистемология (от греч. – gnosis, episteme – знание и logos – учение), которые, несмотря на некоторые нюансы употребления, в целом обозначают одно и то же. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс. В самом общем смысле знание – это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека.
Познание – это форма духовно-практической деятельности человека, которая направлена на получение и развитие достоверных знаний о мире.
Этому определению в большей мере соответствует научное познание, которое в европейской традиции долгое время считалось своеобразным эталоном познавательной активности, однако ее формы многообразны. Так, современная философия рассматривает в качестве самостоятельных видов постижения мира мифологическое, художественное, религиозное познание, а также обыденный опыт. Особое значение в рамках гносеологии сегодня приобретает вопрос о специфике гуманитарного познания.
Становление философского образа познания происходит в рамках древнегреческой философии. В ней берет свое начало общее недоверие к очевидностям здравого смысла, выразившееся в сквозном для античности противопоставлении «мнения» и «знания». Однако, говорить о том, что теория познания в те времена имела самостоятельное значение не приходится. Прежде всего, человек не воспринимался как самостоятельная познающая инстанция: разум, фиксировавший в греческом понятии «логос» мыслился не как исключительная принадлежность человека, а как характеристика самого мира – упорядоченного и гармоничного космического целого. В силу этого постижение реальности понималось как участие человека в некоем объективном процессе – саморазвертывании мировой истины. С этим связан онтологизм античного понимания познания, который проявляется в том, что мыслитель первоначально выстраивает определенный образ мира и уже исходя из этого образа объясняет, как мир может быть познан человеком. Так известная платоновская концепция познания как «анамнезиса» (припоминания) опирается на фундамент его учения об «идеях» и представления о структуре космоса.
Тем не менее, уже в античности был очерчен первоначальный перечень вопросов классической гносеологии, который в дальнейшем расширялся и детализировался.
На сегодняшний момент, я думаю, что необходимо ответить на вопросы: Каковы возможности и границы человеческого познания? Достижимо ли адекватное знание о мире? Какова структура познавательного процесса (из каких ступеней, уровней он состоит)? Что можно считать истинным знанием и каковы критерии истины?