Раздел 1. философия, ее проблематика

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Философия»

Составитель Н.Н. Вотинцева

Пермь 2014

Составитель: доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин, к. ф. н. Н.Н. Вотинцева.

Рецензенты:

К. ф. н., доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Е.В.Малкова

Д. ф.н., профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермского института экономики и финансов Н.И. Береснева

Философия: учебное пособие для студентов всех форм обучения / Сост.: Н.Н. Вотинцева Пермь: АНО ВПО «ПИЭФ», 2014. – с.

Учебное пособие по дисциплине «Философия» ориентирован на студентов всех форм обучения направлений 230700.62 «Прикладная информатика», 080200.62 «Менеджмент», 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 080100.62 «Экономика», 030900.62»Юриспруденция».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и составлено в соответствии с рабочей программой курса. В курсе лекций отражены вопросы, связанные с определением предмета, структуры и методов философии; анализом основных философских течений истории и современности.

Данное пособие нацелено на формирование мировоззрения личности и способности анализа философских проблем общества, культуры и человека.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. В курсе представлены вопросы для самоконтроля и список литературы.

Утверждено на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов». Протокол № от 00.00.20 г.

Издается по решению Учебно-методического СоветаАНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов». Протокол № от . . г.

© АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2014

Пояснительная записка

Цель учебного пособия состоит в том, чтобы помочь студентам уяснить сложные мировоззренческие вопросы. Учебное пособие подготовлено для студентов всех форм обучения, подходит как для самостоятельного изучения дисциплины, так и в дополнении к аудиторным занятиям. В учебном пособии рассмотрены вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, так же представлен материал, который не обязательно был представлен преподавателем в ходе лекций. Пособие может быть использовано как закрепление лекционного материала, прочитанного преподавателем. Содержание пособия включает в себя материал для освоения дисциплины и в конце каждой темы представлены вопросы и тестовые задания для самоконтроля; представлены основные понятия и вопросы для обсуждения на семинарском занятии.

Цель учебного пособия – оказать помощь в освоении дисциплины «философии», научить студентов самостоятельному мышлению, критически подходить к фактическому материалу, самостоятельно контролировать уровень освоения материала.

При подготовке к семинарскому занятию использование учебного пособия является обязательным, но не единственным источником информации. В каждой теме указан список источников, в которых можно найти ответы на поставленные вопросы, рассмотрение которых не предусмотрено в рамках данного пособия. При подготовке к семинарскому занятию, написанию контрольной или самостоятельной работы, студент должен изучить обязательную литературу, по возможности ознакомиться с дополнительной литературой, чтобы на этой основе получить достаточно ясное представление об основных вопросах, указанных в плане занятий.

Итогом подготовки студентов по данной дисциплине должно быть представлено знание основных понятий, этапов формирования философской мысли, основных представителей философских школ и направлений. Студент должен уметь владеть основной терминологией и использовать ее в ходе своих выступлений, активного участия в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯОшибка! Закладка не определена.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.. 7

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКАОшибка! Закладка не определена.

4.ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ МИРА..Ошибка! Закладка не определена.

5. БЫТИЕ.Ошибка! Закладка не определена.

6. СОЗНАНИЕ.Ошибка! Закладка не определена.

7. РАЗВИТИЕ.Ошибка! Закладка не определена.

8. ПОЗНАНИЕ.Ошибка! Закладка не определена.

9. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИОшибка! Закладка не определена.

10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛСОФОФСКОЙ МЫСЛИОшибка! Закладка не определена.

11. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА..Ошибка! Закладка не определена.

12. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА..Ошибка! Закладка не определена.

13. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАОшибка! Закладка не определена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..Ошибка! Закладка не определена.


ВВЕДЕНИЕ

Философия как особая форма мировоззрения позволяет человеку критически отнестись к миру и к себе, что особенно важно в современном мире, где многое стало можно как говорить, так и делать. Только во взаимодействии «человек-мир» возможно развитие человеческой мысли, никаких размышлений в отсутствии одного из полюсов быть не может. Осознаем мы это или нет, человеческая мысль возникает на основе «диалога» с бесконечным миром. В этом и есть сущность философии. В философствовании проявляются глубинное творческое стремление человека искать новые пути самоутверждения в мире, несогласие на бесследное исчезновение в бездне небытия. Философствование – стремление выйти за пределы необходимости и превратить немыслимое вчера в мыслимое сегодня. Философия – высшее воплощение поиска целей и смыслов, обеспечивающих выживание и развитие общества и человечества. В этом обнаруживается глубокий гуманистический потенциал этой формы самосознания человечества. Философия раскрывает историю развития человеческого интеллекта, вместе с этим демонстрирует основные варианты преобразовательной деятельности человека

Философия открывает человечеству новые возможности, стимулирует их проработку в гуманитарных и социальных науках, конкретных программах деятельности, побуждая вместе с тем общество выдвигать свои версии всеобщего и абстрактного, вступать в диалог, рождать новые формы философствования. По своей природе философия есть также опыт диалога с иными формами мысли.

Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность. Именно поэтому изучение курса философии столь актуально в процессе формирования молодого специалиста в любой области.

Основной рекомендуемой литературой является база источников, находящихся в фонде библиотеки ПИЭФ

Основная

Кармин А.С. Философия: учебник для вузов. - 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.

Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 735 с.

Философия: учебник для вузов/ под ред. М.Н.Росенко. - М.: Гардарики, 2005. - 430 с.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. - 2 - е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

Радугин А. А. Философия: курс лекций: учеб. пос. для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Библионика, 2006. - 272 с.

Кузнецов В.Г. Философия: учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 519 с.

Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Питер, 2009. – 432 с.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 368 с.

Островский Э. В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.

Дополнительная

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус.– М.: Высшая школа, 2003. – 400 с.

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. / В.С. Барулин – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.

Горелов А.А. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - 4 - е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

Губин В.Д. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - 2 - е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008. - 288 с.

Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - М.: Гардарики, 2007. - 439 с.

Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е. В. Философия. Высшее образование. - М.:Филолог. О-во "СЛОВО": Эксмо, 2004. - 672 с.

Кохановский В.П. и др. Основы философии: учеб. пос. для ссузов. - 6 - е изд. - Ростов н/Д, 2007. - 315 с.

Микешина Л. А., Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков М., 1997;

Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия Выпуск 1: Учебное пособие / В.В. Орлов Пермский университет.– Пермь. 1997. – 199 с.

Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия. Выпуск 2. Учебное пособие / В.В. Орлов Пермский университет.– Пермь. 1997. – 175 с.

Очерки социальной философии / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делакоров и др. – М.,1994.

Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Пневма, 2005. – 880 с.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 384 с.

Сизов, В.С. История философии: учеб. пособие / В.С. Сизов. – М.: Экономистъ, 2004. – 222 с.

Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Философия: учебник / под. ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 622 с. – (Золотой фонд российских учебников).

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА,

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

План: 1. Предмет философии 2. Основной вопрос философии, варианты его решения 3. Структура философского знания 4. Основные функции философии

Предмет философии

Философия – это не статичное образование, как один из древнейших типов мировоззрения в каждую эпоху приобретает свое проблемное поле. В связи с этим, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т.е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии.

На современном этапе науки, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

С зарождением философской мысли отмечается начало формирования двух основных направлений, которые связаны с решением основного вопроса философии.

2. Основной вопрос философии, варианты его решения

Основной вопрос заключается в соотношении материального и идеального в качестве первоосновы мира (См. Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия. Выпуск 1. 1997. с. 11.). Решение этого вопроса зависит от позиции исследователя и в истории философии имеет множество вариантов: наивный материализм, механистический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм и т.д.

Кроме вопроса о роли материального и идеального, в философии сформировались и другие направления: по решению вопроса о познаваемости мира – гностицизм (гносеологический оптимизм), скептицизм, агностицизм; по средствам познания – рационализм, (панлогизм), эмпиризм; по количеству признанных начал – монизм, дуализм, плюрализм; по принятому методу – диалектика, метафизика; по отношению к богу – деизм, теизм, пантеизм, атеизм и т.д.

Структура философии

В философии как дисциплине можно отметить следующие структурные элементы:

1. Философское учение о бытие получило названиеонтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека.

2. Философское учение о познании получило названиегносеологии(от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д.

3. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называетсясоциальной философией.Изучение наиболее общих вопросов возникновения, функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел.

4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называетсяфилософской антропологией.

5. Исследование ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия. Ценности – одна из составляющих мировоззрения. Как ценности обращенные к человеку реализуются в действительности? Ценности принадлежат отдельным качествам вещей или существуют вне их? Существуют ли абсолютные ценности? Для решения этих вопросов существует раздел (греч.axia – ценность, logos - учение) аксиология.

На стыке философии с другими формами освоения действительности возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

Наши рекомендации