Тема 7. Русская философия XIX-XX вв

1.Основные течения в философии XIX века (период классики)

2.Русская религиозная философия (XIX-XX вв.)

3.Философия в советский период

XIX столетие по праву называют «золотым веком» русской философии по богатству ярких имен, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература XIX в. образовали оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначалась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развитая, взаимоотношений с мировым сообществом.

Чаадаев одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения». Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Отмечая достоинства русского народа (совестливость, солидарность, щедрость души и т.п.), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», разрешить наиболее сложные проблемы человечества. Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской философии XIX столетия и возникновению в ней двух противоположных течений — западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.) были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. Для славянофильства как мировоззрения характерна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Это мировоззрение ориентировано на православие, которое рассматривается в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считается подлинным двигателем исторического процесса. Славянофилы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, «России Христа». Формой государственного устройства в России должна быть, по их убеждению, монархия как якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были уничтожены «тлетворным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ («народ-богоносец»), призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство - это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Западники являлись как бы «агентами» Запада в русской культуре. Их идеалами были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества. По убеждению западников, основной ценностью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью («не петь в общем хоре») в обществе. Ему доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять природу и осваивать общественные отношения. Европейский человек, как идеал западников, должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе красоту и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный образ жизни. Само по себе это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское направления. Из среды западников вышли писатель Н.Г.Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И.Герцен, «Вольтер XIX века». В ряде своих крупных работ («Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке» и др.) он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни Герцен считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях он разработал концепцию крестьянского социализма. Ему представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община («мир») с ее здоровой трудовой моралью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Однако общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации (техника, политические свободы и др.). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. народными массами. Для создания такого социализма потребуются и новые люди, способные свободно и со знанием дела творить новые отношения. Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную «русскую душу». Со временем эти течения постепенно стали вы рождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям.

Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия существовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г.Чернышевского. Этот русский ученый и писатель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. В своей статье «Антропологический принцип в философии» Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо, и, будучи продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться, прежде всего, с позиций естествознания. Суть антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека, прежде всего как природное существо. Целью всех устремлении человека является получение наслаждения. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм, Чернышевский в связи с этим разработал теорию «разумного эгоизма».

Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта в его романе «Что делать?» на примерax русских революционеров. Н.Г Чернышевский активно развивал теорию социальной философии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблем в России (прежде всего — крестьянского вопроса) с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель прогрессивных изменений в обществе. Весьма заметным явлением русской общественной мысли 60-70-х годов прошлого столетия было народничество, в котором основным явилась идея крестьянской революции. В этом течении имели место три ветви, представленные крупными мыслителями: анархистская, пропагандистская и заговорщическая. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором исходным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. «Упразднение» государства посредством бунта должно произойти «на следующий же день» после революции, иначе она не состоится. П.Л.Лавров призывал готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в пароде, чем должна заниматься интеллигенция. Напротив, П.Н.Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно с помощью бунта и террора. Выполнить такую миссию призвана «партия действия», представляющая собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество по ряду причин распалось. Из него выделились первые русские марксисты, некоторые, либеральные течения. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его сподвижников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. В отличие от народников, марксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое развитие капитализма неизбежно приведет к социальному взрыву и социалистической революции, построению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин. Его первые теоретические работы были посвящены исследованию быстро развивавшегося в конце XIX столетия капитализма в России. Необходимым условием подготовки и осуществления социалистической революции Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочих. По сути дела, идея революции явилась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и политика. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчинены задаче обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономических и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом теоретические философские и социально-философские произведения В.И.Ленина («Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию.

Универсализм русской философии XIX столетия проявился в наличии в ней целого веера течений. Как и вся общественная мысль того времени, они социально окрашены, ориентированы на осмысление исторического процесса, места и роли в нем России.

К числу таковых течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин. В ряде своих произведений он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой «корень и определяющее начало» всех общественных отношений и институтов Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек свободен, однако эта свобода должна иметь границы в виде интересов другого человека. В правовом обществе существует не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. История человечества являет собой, по убеждению Чичерина, не только процесс расширения свободы человека, но и совершенствование правовых норм в обществе.

Большое распространение во второй половине прошлого столетия получила философия истории. В ее рамках рассматривались логика и движущие силы развития, как мировой, так и отечественной истории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, разработал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который полнее всего представлен в русском народе.

В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее свойств, природа человека, деятельность его мозга и иные проблемы. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жизни, верили в лучшее будущее России. XIX столетие дало миру такое явление, как русская космическая философия, представленная прежде всего творчеством К.Э.Циолковского. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в Космосе иных разумных существ, призывал к активному освоению космического пространства человеком. Циолковский верил, что освоение Космоса даст людям «горы хлеба и бездну могущества». Ему принадлежит ряд идей, образующих «космическую этику» — равенство всех разумных существ в Космосе, их взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие и др.

Особое место в истории русской духовности занимает ее религиозная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX- начале XX в. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рассмотрения и изучения Выше нами отмечалось, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы. Это делало литературу философичной, а философскую мысль — образной, яркой и выразительной. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поиску им себя в этом мире (Ф.М.Достоевский и др.). Русская литература XIX в. обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Л.Н.Толстой и др.). В России сложилась и богатая философская поэзия (Ф.И.Тютчев и др.). В целом русской литературе всегда был присущ дух правдоискательства, т.е. настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее полно и точно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека.

Религиозная философия присутствует практически во всей истории отечественной мысли. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX вв., когда религиозная философия развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом научного разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Эта философия носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов.

Центральная фигура во всей русской религиозной философии XIX в. — В.С.Соловьев, сын известного русского историка. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства». Творчество Соловьева называют иногда «философией любви», поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворящего принципа всего мироздания и его бытия. Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог — это некий космический Разум, организующая сила мира. Будучи создан своим Творцом, мир тем не менее не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представляет собой особого рода энергию, носитель идеи и принципа всеединства.

Божественная идея всеединства названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть как бы душа мира, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви. Она сближает людей и активно способствует складыванию «царства Божьего» на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Идеалом общественного устройства ('Соловьев считал свободную теократию как единство «вселенской» церкви и монархии. Философ верил, что в таком состоянии общества будут сполна реализованы идеалы добра и красоты, справедливости и мира, произойдет соединение власти светской и духовной.

В.С.Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Мировая гармония возможна с помощью люб-пи, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творение Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное служение другим людям, самопожертвование. Творение Добра любовью должно стать общим делом, касающимся каждого человека.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А.Бердяева. Ряд его крупных трудов («Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества» и др.) оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична. Она непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека.

Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. Русский философ подчеркивал активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — религиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в котором пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек — это «малый бог», активный соучастник божественного умиротворения.

Одним из важнейших понятий философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство человека способность к активной деятельности в окружающем мире. Творчество представляет собой направленность человека к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способность к этому укоренена в человеке, идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также проистекает изнутри, от его духовности. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Свобода всегда духовна по своему происхождению и носит индивидуальный характер. Делая акцент на раскрытии творческой свободы человека, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего творения мира. Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от Зла, — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека.

К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловечную нюху, поскольку здесь происходит «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке создан огромный технический мир, и человек становится космиургом, мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится выше и ценнее человека. Размышляя об этом, Бердяев заметил, что может наступить такой момент, когда человек просто перестанет существовать в состоянии поиска. Л. Бердяев известен также и как глубокий исследователь «русской души», т.е. национального самосознания. Определение им России как великого и цельного – Востоко - Запада» имеет большое познавательное значение. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интеллигенции, класса «искателей» Правды и жертвенников. Глубоки, точны и интересны рассуждения Бердяева об истоках и природе русского коммунизма, о социальных революциях как аномалиях в развитии общества. Личность этого мыслителя, «русского Гегеля», является одной из самых ярких и вместе с тем трагичных в истории мировой и отечественной философии.

В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для самостоятельного существования и развития в формах различных типов. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и жесткого контроля со стороны государства и правящей партии философия постепенно превращалась в служанку политики. Она использовалась для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Крайне негативное воздействие на развитие философской мысли в нашей стране оказала высылка в 1922 г. за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества

В Советском Союзе уже в 20-х годах единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма. В 20 30-х годах происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, стоявшие на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и течений постепенно подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-х годах группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На «философском фронте» все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин и др.) В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия развитие философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Г.Г. Шпет и др.) либо погибли в лагерях, либо были надолго репрессированы (А.Ф.Лосев и др.)

После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить также «Философские науки», позже была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. Следует заметить, что и советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус. Происходили исследования в области логики (А.Ф.Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П.В.Копнин) и теории личности (А.Н.Леонтьев), этики, эстетики. В 50 60-х годах на волне «оттепели» появились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библер и др. В целом и философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты) существовавшего общественно политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране.

В 70 — 80-х годах наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней имел место культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование материалов съездов КПСС. Существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического, т.е. нетворческого, застывшего марксизма, превращенного фактически в разновидность религии. Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим. Ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования — интеллектуальной свободы. Неудивительно, что в философии образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему XIX век считается «золотым веком русской философии?

2. В чём сущность спора между западниками и славянофилами?

3. Почему А.И. Герцена называли «Вольтером XIX века?

4. Назовите наиболее ярких представителей русской религиозной философии.

5. Каковы основные особенности русской философии XIX-XX вв?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. В. Философы России XIX – XX столетий Биографии. Идеи. Труды. М.: 2010

2. Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия М.: 2012.

3. Волкогонова О. Д. Основы философии : учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум : Инфра-М, 2009.

4. Горелов А.А. Основы философии : учебник – М.: Академия, 2013.

5. Губин В. Д. Философия. Элементарный курс М.: 2010

6. Сычев А. А. Основы философии : учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений / А. А. Сычев. - 2-е изд., испр. - М.: Альфа-М : Инфра-М, 2009.

Наши рекомендации