Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания
1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания, разработанного в философии Нового времени?
а) понимание опыта как исходного и самого достоверного источника знания;
б) использование приборных средств в научном познании;
в) преувеличение роли разума в познании;
г) рассмотрение истины как конвенции (соглашения) ученых.
2. Какая из данных характеристик не относится к основным особенностям философии ХVII в.?
а) наукоцентризм;
б) антропоцентризм;
в) механицизм;
г) эмпиризм и рационализм.
3. Назовите основоположника рационализма в новоевропейской философии:
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Г. Гегель;
г) Дж. Локк.
4. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Р. Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез.
5. Кто из нижеприведенных мыслителей является философом эпохи Просвещения?
а) К. Маркс;
б) Ж.-Ж. Руссо;
в) Ф. Бэкон;
г) И. Ньютон.
6. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех», – это:
а) Б. Спиноза;
б) Дж. Локк;
в) Т. Гоббс;
г) Ж.-Ж. Руссо.
7. Философское направление, представители которого признавали Бога как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:
а) гилозоизм;
б) деизм;
в) пантеизм;
г) атеизм.
8. Выделите главную проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:
а) этические проблемы;
б) проблемы социального бытия;
в) познавательные способности человека;
г) происхождение Солнечной системы.
9. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г. Гегеля в оценке Ф. Энгельса. Это противоречие между:
а) материализмом и идеализмом;
б) рационализмом и эмпиризмом;
в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом;
г) идеалистической системой и диалектическим методом.
10. Что, по Гегелю, является объективным, идеальным началом, выступающим субъектом развития, творцом мира?
а) абсолютная идея;
б) душа;
в) материя;
г) сознание.
Л и т е р а т у р а: [7, с. 58–240; 9, с. 19–553; 15, с. 28–86; 16, с. 24–111; 21, с. 66–172; 24, с. 42–50, 161–162, 289–293, 394–396, 458–459, 685–687, 840–841, 1031–1036, 1145–1146; 25, с. 31–164; 36, с. 4–77; 44, с. 11–243; 46, с. 26–122; 76, с. 53–256].
Т а б л и ц а 2.1. Философские школы Древнего Китая
ШКОЛЫ | СХОДСТВО | РАЗЛИЧИЯ |
КОНФУЦИАНСТВО (основатель Кун-цзы) | Рационально-практическая направленность идей; уважение к порядку; акцент на государственной пользе; отказ от личностного в пользу общественного | Идея предопределения судьбы Небом; акцент на силу нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности. Дао – правильный путь в жизни (взаимность, золотая середина, человеколюбие) |
ЛЕГИЗМ (фа-цзя) (виднейший теоретик Шан Ян) | Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка. Негативное отношение к знанию, особенно к философскому (философия мешает управлению) | |
МОИЗМ (основатель Мо-цзы) | Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом; допускает критическое отношение к традиции. Знания должны иметь практическую ценность | |
ДАОСИЗМ (основатель Лао-цзы) | Не имеет сходных идей | Дао – всеобщий закон и абсолют, духовный источник всего существующего; Дао рождает вещи, дэ их вскармливает. Установка на созерцательное отношение к миру, на недеяние (принцип у-вэй); отрицание ритуала (ли) |
НОМИНАЛИЗМ (мин-цзя) | Не имеет сходных идей | Решается проблема логического соотношения имен и вещей, что нередко граничит с игрой слов, подменой понятий |
ИНЬ-ЯН (целостную концепцию создал Цзоу Янь) | Не имеет сходных идей | Натурфилософское учение; рассматриваются вопросы космогенеза и онтогенеза, с использованием древнекитайских представлений о дуальных силах Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий» |
Т а б л и ц а 2.2. Основные этапы развития древнегреческой философии
ПЕРИОДЫ | ВРЕМЯ | ПЕРСОНАЛИИ ИЛИ ШКОЛЫ | ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ |
Период зарождения и формирования, или период досократиков | VII – первая пол. V вв. до н.э. | Фалес Анаксимандр Пифагор Анаксимен Гераклит Парменид | Поиск «архэ» Космоцентризм натурфилософии Стихийная диалектика Проблема бытия |
Классический | вторая пол. V– IV вв. до н.э. | Софисты (Протагор, Горгий) Сократ Демокрит Платон Аристотель | Проблема человека и этический рационализм Атомистический материализм Объективный идеализм Первая модель идеального общества; определение задач и средств теоретической философии |
Эллинистический период | III в. до н.э. – 30-е гг. до н.э. | Кинизм: Антисфен, Диоген Синопский Стоицизм: Зенон Китийский, Клеанф, Христипп Эпикуреизм: Эпикур Скептицизм: Пиррон, Тимон, Аркесилай | В центре – проблемы этики, жизни и смерти Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Постэллинистический период | I в. до н.э. – V вв. н.э. | Стоицизм: Сенека, Марк Аврелий Эпикуреизм: Тит Лукреций Кар Скептицизм: Секст Эмпирик Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл | Формируется под заметным влиянием греческой философии эллинистического периода (римский стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) В неоплатонизме принципы античной религии и мифологии получают истолкование на основе теорий платонизма, аристотелизма и стоицизма; иерархия: Единое – Бла-го – Мировой Ум – Ми-ровая Душа – Материя |
|
ДУАЛИЗМ Р. ДЕКАРТА
ГНОСЕОЛОГИЯ И. КАНТА
ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. КАНТА