Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания

1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания, разработанного в философии Нового времени?

а) понимание опыта как исходного и самого достоверного источника знания;

б) использование приборных средств в научном познании;

в) преувеличение роли разума в познании;

г) рассмотрение истины как конвенции (соглашения) ученых.

2. Какая из данных характеристик не относится к основным особенностям философии ХVII в.?

а) наукоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) механицизм;

г) эмпиризм и рационализм.

3. Назовите основоположника рационализма в новоевропейской философии:

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Г. Гегель;

г) Дж. Локк.

4. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Р. Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

5. Кто из нижеприведенных мыслителей является философом эпохи Просвещения?

а) К. Маркс;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Ф. Бэкон;

г) И. Ньютон.

6. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех», – это:

а) Б. Спиноза;

б) Дж. Локк;

в) Т. Гоббс;

г) Ж.-Ж. Руссо.

7. Философское направление, представители которого признавали Бога как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:

а) гилозоизм;

б) деизм;

в) пантеизм;

г) атеизм.
8. Выделите главную проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:

а) этические проблемы;

б) проблемы социального бытия;

в) познавательные способности человека;

г) происхождение Солнечной системы.

9. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г. Гегеля в оценке Ф. Энгельса. Это противоречие между:

а) материализмом и идеализмом;

б) рационализмом и эмпиризмом;

в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом;

г) идеалистической системой и диалектическим методом.

10. Что, по Гегелю, является объективным, идеальным началом, выступающим субъектом развития, творцом мира?

а) абсолютная идея;

б) душа;

в) материя;

г) сознание.

Л и т е р а т у р а: [7, с. 58–240; 9, с. 19–553; 15, с. 28–86; 16, с. 24–111; 21, с. 66–172; 24, с. 42–50, 161–162, 289–293, 394–396, 458–459, 685–687, 840–841, 1031–1036, 1145–1146; 25, с. 31–164; 36, с. 4–77; 44, с. 11–243; 46, с. 26–122; 76, с. 53–256].

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Т а б л и ц а 2.1. Философские школы Древнего Китая

  ШКОЛЫ     СХОДСТВО   РАЗЛИЧИЯ
  КОНФУЦИАНСТВО (основатель Кун-цзы)     Рационально-практическая направленность идей; уважение к порядку; акцент на государственной пользе; отказ от личностного в пользу общественного Идея предопределения судьбы Небом; акцент на силу нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности. Дао – правильный путь в жизни (взаимность, золотая середина, человеколюбие)  
    ЛЕГИЗМ (фа-цзя) (виднейший теоретик Шан Ян)     Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка. Негативное отношение к знанию, особенно к философскому (философия мешает управлению)  
  МОИЗМ (основатель Мо-цзы) Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом; допускает критическое отношение к традиции. Знания должны иметь практическую ценность  
    ДАОСИЗМ (основатель Лао-цзы)     Не имеет сходных идей Дао – всеобщий закон и абсолют, духовный источник всего существующего; Дао рождает вещи, дэ их вскармливает. Установка на созерцательное отношение к миру, на недеяние (принцип у-вэй); отрицание ритуала (ли)  
  НОМИНАЛИЗМ (мин-цзя)     Не имеет сходных идей Решается проблема логического соотношения имен и вещей, что нередко граничит с игрой слов, подменой понятий  
  ИНЬ-ЯН (целостную концепцию создал Цзоу Янь)     Не имеет сходных идей Натурфилософское учение; рассматриваются вопросы космогенеза и онтогенеза, с использованием древнекитайских представлений о дуальных силах Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий»  

Т а б л и ц а 2.2. Основные этапы развития древнегреческой философии

ПЕРИОДЫ ВРЕМЯ ПЕРСОНАЛИИ ИЛИ ШКОЛЫ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ
Период зарождения и формирования, или период досократиков VII – первая пол. V вв. до н.э. Фалес Анаксимандр Пифагор Анаксимен Гераклит Парменид Поиск «архэ» Космоцентризм натурфилософии Стихийная диалектика Проблема бытия
Классический вторая пол. V– IV вв. до н.э. Софисты (Протагор, Горгий) Сократ Демокрит Платон Аристотель   Проблема человека и этический рационализм Атомистический материализм Объективный идеализм Первая модель идеального общества; определение задач и средств теоретической философии
Эллинистический период III в. до н.э. – 30-е гг. до н.э. Кинизм: Антисфен, Диоген Синопский Стоицизм: Зенон Китийский, Клеанф, Христипп Эпикуреизм: Эпикур Скептицизм: Пиррон, Тимон, Аркесилай     В центре – проблемы этики, жизни и смерти Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Постэллинистический период I в. до н.э. – V вв. н.э. Стоицизм: Сенека, Марк Аврелий Эпикуреизм: Тит Лукреций Кар Скептицизм: Секст Эмпирик Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл   Формируется под заметным влиянием греческой философии эллинистического периода (римский стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) В неоплатонизме принципы античной религии и мифологии получают истолкование на основе теорий платонизма, аристотелизма и стоицизма; иерархия: Единое – Бла-го – Мировой Ум – Ми-ровая Душа – Материя  

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Схоластика (IХ–XV вв.):   · номинализм (Росцелин, Дунс Скот, Оккам) · реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) · концептуализм (П. Абеляр) · мистическое христианство (Бернар Клервосский, Экхарт, Таулер, Сузо) · протореформаторство (Уиклиф, Гус) · христианская алхимическая философия (Альберт Великий, Роджер Бэкон, Николас Фламель)  
Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

ДУАЛИЗМ Р. ДЕКАРТА

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

ГНОСЕОЛОГИЯ И. КАНТА

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. КАНТА

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru Тесты для самоконтроля. 1. В чем состоит сущность эмпиризма как метода познания - student2.ru

Наши рекомендации