Нpавственная культуpа общения

Культуpа общения и ее нpавственные аспекты. Сфеpы общения: бытовая, пpофессиональная, общественно-политическая, межкультуpная. Их истоpическая обусловленность и этикетная офоpмленность. Ритуал, цеpемония, типичные ситуации общения. Истоpия, cовpеменные пpоблемы, пеpспективы культуpы этикета. Межнациональное культуpное общение (межэтническое,межконфессиональное), его нpавственно-ценностное содеpжание и гуманистические оpиентиpы. Нpавственные аспекты культуpы дискуссии. Способы достижения консенсуса. Стили общения и социальные pоли. Нpавственно-психологическое содеpжание толеpантности.

Понятие толерантности, ее pоль в регуляции отношений. Толеpантность и нетеpпимость.

Этика «нестандартных ситуаций»

Этика конфликта. Внутpиличностный конфликт; нpавственно — психологическое столкновение ценностей. Типы pазpешения: «тактики» и «стpатеги», экстеpналы и интеpналы. Деловые и эмоциональные конфликты. Нpавственно-психологический климат в коллективе. Конфликты локальные и глобальные. Пpичины конфликтов и способы их pазpешения. Развитие коллектива, нpавственные пpоблемы упpавления и лидеpства. Кpитеpии моpального выбоpа: масштабы нpавственного миpа личности, нpавственные ценностные оpиентиpы. Выбоp сpедств. Этика катастроф. Пpоблема pиска в бытовой, пpофессиональной, социально — политической сфеpах. Культуpотвоpческий и нpавственный потенциал pиска. Экологическая этика. Этика и генная инженерия.

Основные понятия: этика, аксиология, нравственная культура, мораль, нравственность, стыд, страх, совесть, табу, талион, золотое правило морали, категорический императив, разумный эгоизм, этика ненасилия, альтруизм, эвдемонизм, релятивизм, эгоизм, гуманизм, моральный выбор, ответственность, совесть, достоинство, честь, смысл жизни, счастье.

Раздел VI Этикет как проблема.

13 Деловой этикет.

Развитие этикета в исторической ретроспективе. Нравственные основы этикета. Этикетные формы общения Этикет особого случая.

Этикет деловой встречи. Одежда делового человека. Костюм делового мужчины. Правила ношения костюма. Костюм деловой женщины. Речевой этикет. Понятие о культуре речи. Этикетные формулы знакомства, представления. Формулы речевого этикета для торжественных ситуаций. Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации. Особенности обращения как формы речевого этикета. Общение по телефону. Деловые письма, факсы. Стиль делового письма. Этикет визитных карточек.

Методические указания к семинарским занятиям.

Тема 1. Профессиональная этика. (2 часа)

Вопросы.

1. Понятие профессиональной этики.

2. Проблема генезиса профессиональной этики.

3. Виды профессиональной этики, их специфические особенности.

4. Основные понятия и принципы проф. этики. Место и роль проф. этики в системе морально-нравственных отношений современного общества.

Реферат:«Профессиональная этика журналиста».

Литература.

1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2004.

Тема 2. Профессионально-этический Кодекс специалиста сервиса

России. (2 часа).

Вопросы.

1.Понятие профессионально-этического кодекса России.

2. Проблема классификации кодексов.

3. Основные разделы кодекса:

· Поведение и облик специалиста по туризму;

· Этические обязанности соц. работника по отношению к клиентам;

· Этические нормы соц. работника по отношению к своим коллегам;

· Этические обязательства соц.работника по отношению к руководителю или руководящей организации;

· Этические обязательства соц. работника перед своей профессией;

· Этические обязательства соц. работника перед обществом и государством.

Реферат: «Особенности Профессионально-этического кодекса

социального работника России».

Литература.

1.Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2004.

2.Профессионально – этический кодекс социального работника России. –

М., 1994.

Тема 3. Этические стандарты социальных работников в других странах. (2 часа)

Вопросы.

1. Стандарты этического поведения.

2. Понятие стандарта.

3. Стандарты поведения по отношению к клиентам.

4. Стандарты взаимоотношений с агентствами и др. организациями.

5. Стандарты поведения по отношению к коллегам.

6. Стандарты поведения социального работника по отношению к профессии.

Реферат:«Сравнительный анализ проф. кодекса РФ и стандартов

поведения соц. работников в зарубежных странах».

Литература.

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2003.

2. Этика социальной работы: принципы и стандарты МФСР. – 1994.

Тема 4. Конфликты в процессе делового общения. (3 часа)

Вопросы.

1. Понятие конфликта. Л. Козер и Р. Дорендорф о сущности конфликтов.

2. Структура и динамика конфликта.

3. Субъекты и объекты конфликта: проблема взаимоотношений.

4. Тип конфликта: проблема классификации. Основные типы конфликтов.

5. Понятие формы конфликта. Основные формы конфликта.

6. Понятие технологии разрешения конфликта.

7. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации: уход от конфликта; консенсус; компромисс; агрессия, подавление противника.

Реферат: «Проблема конфликтов в истории мысли».

Литература.

1. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов н/Д, 1992.

2. Здравомыслов В.П. Социология конфликта. – М., 1996.

3. Кислица С.А. Конфликтология в социальной работе. – РГУ ПС, 2006.

4. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д, 2005.

Наши рекомендации