Иррационалистическая философия а.шопенгауэра и ф.ницше
1.Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.
2.Философия жизни Ф. Ницше.
1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.
2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи-анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога? Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.
4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
5. Философский словарь. – М., 1998.
6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.
8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.
9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.
10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.
11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.
12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.
13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.
14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.
15. Сумерки богов. – М., 1990.
16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.
Тема 19.
ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.
Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.
Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.
2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.
4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.
5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.
7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.
8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.
9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Тема 20.