Философия древнего мира
1. Схожесть и различие древневосточной и древнегреческой философий.
2. Проанализируйте следующее суждение: «Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии». Определите автора данного текста.
3. Буддизм: характеристика духовного развития человека, основные принципы. Актуальны ли они в современном обществе? Обоснуйте свой ответ.
4. Идеи софистов и Сократа: их вклад в дальнейшее развитие философии.
5. Прокомментируйте высказывание: «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество». Кто является автором данного высказывания?
6. Кто из античных мыслителей называл свой метод философствования майевтикой? В чём специфика этого метода?
7. Платон – основоположник социальной философии. Разработка теории о государственном устройстве: основные идеи, принципы. Актуальность данной теории на сегодняшний день. Согласны ли вы с мнением философа? Обоснуйте свой ответ.
8. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Его вклад в развитие философии и науки. Какие идеи этого философа актуальны на сегодняшний день?
9. Идеал мудреца в философии эпохи эллинизма. Какое из направлений философии этого периода наиболее полно характеризует ваше мировоззрение? Обоснуйте свой ответ.
10. Прокомментируйте следующие высказывания: «Как плодотворное поле – без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Определите автора этого текста.
Основные понятия: космоцентризм, первоначало, субстанция, космос, логос, бытие, небытие, движение, апория, атомизм, майевтика, «теория идей», душа, материя, форма, метафизика, возможность, действительность, сущее, сущность, диалектика, этика.
Литература
1. Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст] / В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2007, 400 с.
2. Васильева, Т.В. Поэтика античной философии [Текст] / Т.В. Васильева. М.: Академический проект, Трикста, 2008, 735 с.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] ) Диоген Лаэртский. М.: Терра-Книжный клуб, 2009, 608 с.
4. Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2009, 952 с.
5. Торчинов, Е.А. Даосизм. Пути бессмертия [Текст] / Е.В. Торчинов. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007, 608 с.
6. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира [Текст] / А.Н. Чанышев. М.: Академический проект, 2005, 608 с.
7. Шестаков, В.П. История эстетических учений [Текст] / В.П. Шестаков. М.: Либроком, 2009, 408 с.
Тема 3
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Дайте характеристику эпохе Средневековья:
а) Хронологические рамки;
б) Культурная, экономическая, социальная характеристика. Христианство как основа средневековой картины мира. Почему в Средние века философия являлась «служанкой богословия»?
2. Какие античные философы были авторитетны в Средние века? Почему?
3. Бог и человек в средневековой философии. Какие вопросы обсуждает философия этой эпохи?
4. Выделите и охарактеризуйте основные периоды Средневековой философии. Назовите имена философов, трудившихся в названные периоды.
5. Какая модель мироздания существовала в Средние века (гелиоцентризм, геоцентризм, космоцентризм)? Охарактеризуйте ее.
6. Одним из знаковых явлений средневековой философии был спор об универсалиях, или спор о природе общих понятий. Что такое универсалии (общие понятия)? В чём суть этого спора?
7. Охарактеризуйте философскую концепцию Фомы Аквинского. Как он доказывает существование Бога?
8. «Верю, ибо абсурдно!» (Тертуллиан), «Без веры нет знания» (Августин Блаженный), «Не только верить, но и знать» (Росцелин), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «Никакой веры прежде разума» (П. Абеляр). Опираясь на данные высказывания, объясните, в чем суть проблемы соотношения веры и разума в Средние века.
9. Какие черты средневекового знания отражаются в приведённом отрывке:
«Известно…заявление перипатетика, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочёл Аристотеля и ничего не нашёл у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стёкол, либо от недостатка твоих глаз».
10. В труде «О граде Божьем» Августин Блаженный писал: «Времён не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Нет никакого сомнения, что мир сотворён не во времени, а вместе со временем». О какой проблеме говорит философ в данном высказывании?
Основные понятия: теоцентризм, теология, догмат, провиденциализм, ревеляционизм, креационизм, догмат, апологетика, патристика, схоластика, номинализм, реализм, концептуализм, монотеизм, теизм, эсхатология.
Литература
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник [Текст] / С.Р. Аблеев – М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. Августин: Pro et contra: личность и идейное наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей [Текст]. СПб: РХГИ, 2003.
3. Алексеев П.В. История философии: учебник [Текст ] / П.В. Алексеев: МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: Проспект, 2009.
4. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков [Текст] / В.Т. Звиревич – М.: Академический проект, 2004
5. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для вузов под ред. Н.В. Мотрошиловой – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. Кн. 1. Философия древности и средневековья, 1995.
6. Соколов, В.В. Средневековая философия [Текст] / В.В. Соколов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Философия западноевропейского средневековья: учебное пособие. Отв. ред. Д.В. Шмонин. - СПбГУ, 2005.
8. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика: учебное пособие [Текст] /Д.В. Шмонин. - СПбГУ: РХГА, 2008.
Тема 4