Методические рекомендации преподавателю

Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает два типа занятий в активной и интерактивной форме. При этом ряд практических занятий предусматривает сочетание активной и интерактивной форм проведения.

Активноеобучение студентов по данной дисциплинеобеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практическихнавыков исследования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, характеристики правового положения осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, а также особенностей отдельных видов наказаний.

Задачами активного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- овладение методикой и практическими навыками выявления особенностей отдельных видов наказаний;

- систематизация практических навыков построения системы помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания и контроля за ними;

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных практических занятиях для всех форм обучения.

Интерактивное обучение студентов по данной дисциплинеобеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное практическое занятие в форме дискуссии представляет собой использование различных методик обучения, в том числе методики «Круглого стола», «Мозгового штурма», «Сократического диалога», «Дерева решений», «Займи позицию», «ПОПС-формулы».

Методика проведения интерактивного практического занятияв форме дискуссиипредусматривает наличиеобщей программы, подготовленной преподавателем, рабочего сценария, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов (в каждом случае их виды и количество зависят от выбранной методики).

Дискуссия позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Дискуссия обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению дискуссии:

– оптимальное количество участников дискуссии 20-25 человек;

– соответствующее по размерам количеству участников дискуссии помещение;

– обязательность ознакомления участников в начале любого интерактивного занятия с целями и задачами данного занятия;

– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего занятия;

– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего занятия;

– уважение чувств и мнений каждого участника;

– поощрение участников дискуссии;

– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа занятия;

– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

– обязательность подведения итогов занятия по его окончании.

Необходимые условия для успешного обучения:

– готовность студента учиться;

– применение различных форм и методов обучения;

– использование повторения для закрепления знаний;

– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.

Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа:

1. информационный блок, включающий предоставление теоретической информации;

2. выработка практических навыков;

3. Подведение итогов дискуссии;

4. Зачет по результатам дискуссии. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.

Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.

Выработка практических навыков. Данный этап призван способствовать приобретению участниками практического опыта по решению, поставленной перед участниками дискуссии проблемы.

Итоги подводятся в конце любого занятия. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.

Зачет по результатам занятия. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.

Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящего УМК.

Материалы диагностического контроля

Тема 1.

Тестовые задания:

1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

*г) любовь к мудрости.

2. Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

*б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.

3. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

*г) доводах и умозаключениях разума.

4. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

*в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

5. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

*в) мировоззрение;

г) мироощущение.

6. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;

б) метод;

*в) методология;

г) механизм.

7. Под философией понимают …

а) систему религиозных учений о мире и человеке

б) совокупность нравственных учений и норм

в) жизненную мудрость

*г) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека

8. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…

а) концепцию

*б) мировоззрение

в) картину мира

г) теорию

9. _____ представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.

а) Религия

б) Искусство

в) Право

*г) Философия

10. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития?» относятся к…

а) гносеологии

б) социальной философии

в) философской антропологии

*г) онтологии

11. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию.

*а) гуманистическую

б) аксиологическую

в) прогностическую

г) методологическую

12. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию.

*а) эвристическую

б) критическую

в) информационную

г) практическую

13. Роль философии в научном познании связана с …

а) уточнением абстрактных понятий

б) разработкой умозрительных схем

в) утверждением альтернативного способа мировосприятия

*г) разработкой методологии познания

14. По мнению Платона, философия служит…

а) практическому преобразованию мира

б) рациональному познанию Бога

*в) познанию вечного бытия

г) установлению законов природы

15. Философия, выступая в качестве науки, опирается на …

*а) рациональное осмысление действительности

б) личный мистический опыт

в) положения Священного Писания

г) чувственно-эмоциональное восприятие действительности

16. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...

а) дуализм

б) гуманизм

*в) объективный идеализм

г) субъективный идеализм

Наши рекомендации