Методические рекомендации преподавателю
Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает два типа занятий в активной и интерактивной форме. При этом ряд практических занятий предусматривает сочетание активной и интерактивной форм проведения.
Активноеобучение студентов по данной дисциплинеобеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практическихнавыков исследования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, характеристики правового положения осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, а также особенностей отдельных видов наказаний.
Задачами активного обучения по дисциплине являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;
- овладение методикой и практическими навыками выявления особенностей отдельных видов наказаний;
- систематизация практических навыков построения системы помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания и контроля за ними;
- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;
- приобретение навыков публичных выступлений.
Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных практических занятиях для всех форм обучения.
Интерактивное обучение студентов по данной дисциплинеобеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Интерактивное практическое занятие в форме дискуссии представляет собой использование различных методик обучения, в том числе методики «Круглого стола», «Мозгового штурма», «Сократического диалога», «Дерева решений», «Займи позицию», «ПОПС-формулы».
Методика проведения интерактивного практического занятияв форме дискуссиипредусматривает наличиеобщей программы, подготовленной преподавателем, рабочего сценария, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов (в каждом случае их виды и количество зависят от выбранной методики).
Дискуссия позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Дискуссия обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению дискуссии:
– оптимальное количество участников дискуссии 20-25 человек;
– соответствующее по размерам количеству участников дискуссии помещение;
– обязательность ознакомления участников в начале любого интерактивного занятия с целями и задачами данного занятия;
– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего занятия;
– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего занятия;
– уважение чувств и мнений каждого участника;
– поощрение участников дискуссии;
– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа занятия;
– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
– обязательность подведения итогов занятия по его окончании.
Необходимые условия для успешного обучения:
– готовность студента учиться;
– применение различных форм и методов обучения;
– использование повторения для закрепления знаний;
– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.
Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа:
1. информационный блок, включающий предоставление теоретической информации;
2. выработка практических навыков;
3. Подведение итогов дискуссии;
4. Зачет по результатам дискуссии. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.
Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.
Выработка практических навыков. Данный этап призван способствовать приобретению участниками практического опыта по решению, поставленной перед участниками дискуссии проблемы.
Итоги подводятся в конце любого занятия. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.
Зачет по результатам занятия. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящего УМК.
Материалы диагностического контроля
Тема 1.
Тестовые задания:
1. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
*г) любовь к мудрости.
2. Философские решения не могут быть:
а) гипотетическими;
*б) окончательными;
в) неоднозначными;
г) сложными.
3. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
*г) доводах и умозаключениях разума.
4. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?
а) Что я могу знать?
б) Что я должен делать?
*в) Что есть моя конечная цель?
г) На что я могу надеяться?
5. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие;
б) миропонимание;
*в) мировоззрение;
г) мироощущение.
6. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:
а) методика;
б) метод;
*в) методология;
г) механизм.
7. Под философией понимают …
а) систему религиозных учений о мире и человеке
б) совокупность нравственных учений и норм
в) жизненную мудрость
*г) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека
8. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…
а) концепцию
*б) мировоззрение
в) картину мира
г) теорию
9. _____ представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.
а) Религия
б) Искусство
в) Право
*г) Философия
10. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития?» относятся к…
а) гносеологии
б) социальной философии
в) философской антропологии
*г) онтологии
11. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию.
*а) гуманистическую
б) аксиологическую
в) прогностическую
г) методологическую
12. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию.
*а) эвристическую
б) критическую
в) информационную
г) практическую
13. Роль философии в научном познании связана с …
а) уточнением абстрактных понятий
б) разработкой умозрительных схем
в) утверждением альтернативного способа мировосприятия
*г) разработкой методологии познания
14. По мнению Платона, философия служит…
а) практическому преобразованию мира
б) рациональному познанию Бога
*в) познанию вечного бытия
г) установлению законов природы
15. Философия, выступая в качестве науки, опирается на …
*а) рациональное осмысление действительности
б) личный мистический опыт
в) положения Священного Писания
г) чувственно-эмоциональное восприятие действительности
16. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...
а) дуализм
б) гуманизм
*в) объективный идеализм
г) субъективный идеализм