Перечень возможных тестовых вопросов по данной теме на ПГК

1. Об истоках зарождения философии в Древней Индии. Ответ: 11 – 10 вв. до н. эр.; О дате перехода от мифологического сознания к понятийно-философскому мышлению в Древней Индии. Ответ: V в. до н. э.

2. О первопричинах генезиса философии в Древней Индии. Ответ.Переход от бронзы к железу; ослабление, а кое-где и прекращение деятельности родоплеменных структур; наличие духовной цивилизации – первого, дошедшего до нас, древнеиндийского литературного памятника «Веды».

3. О Ведах. Ответ: это древнеиндийский литературный памятник, древнеиндийская идеология, содержащая религиозно-мифологические представления и зачатки философских идей.

4.О четырех самхитах Вед. Ответ. Ригведа – самая древняя и первая по хронологии книга, далее следуют Самаведа, Яджурведа, Атхархаведа. Позже,каждая из самхитов обрастает религиозно-мифологическими комментариями: Брахманами, Араньяками, Упанишадами.

7. Возможно, будут вопросы по содержанию каждой из четырех самхитов

и трех комментариев к ним. Ответ:

1.Ригведа – самая древняя и первая по хронологии книга, содержит 1028 гимнов, прославляющих подвиги и могущество Богов;

2.Самаведа – это напевы, где преимущественно повторяются риг ведийские тексты, но уже с более подробными указаниями об их исполнении;

3.Яджурведа– описание деталей Ведийского ритуала жертвоприношений;

4.Атхархаведа–сборник заклинаний и магических формул.

Комментарий к самхитам:

а) Брахман– это мифологические и религиозные объяснения с подробным описанием и комментариями к текстам самхитов;

б) Чуть позжепоявляютсяАраньяки – «Лесные книги», предназначенные для отшельников. В них объясняется мистический смысл ведийских обрядов и их символики;

в) И, наконец, появляются «Упанишады» - религиозно – мифологические комментарий к Ведам, содержащих наставления относительно истин и мира». «Упанишада» – дословно означает «сидеть» у ног учителя.

5. Об основных этапах становления и развития Индийской философии. Ответ.Различают четыре периода: ведийский период – предвестник, или пред история Индийской философии (12 –7 вв. до н. эр.); классический, или брахмано-будийский период ( с 6 в. до н. эр. – по 10 в. н. эр.); послеклассический период (10 – 18 вв. н. эр.); новая и современная философия Индии(с 18 в. н. эр. по настоящее время).

6. Об эпическом этапебрахмано-будийского периода. Ответ. В целом, брахмано-будийский период делится на три этапа: эпический, эра сутр и буддийский (подробно в лекции). Наиболее известные источники эпического периода: две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», еретическое движение в философии возглавили аскеты – проповедники «Шраманы».

7. О «Шраманах», Ответ. Это люди, совершающие усилия для перехода к аскетическому образу жизни и более глубокому интеллектуальному осмыслению предписании Вед. Позже, от Шраманов берут начало многие философские школы Индийской философии.

8. О сутрах (2 в. до н эр. – 7 в н. эр.). Ответ. Это краткие философские трактаты, рассматривающие мировоззренческие аспекты той или иной проблемы в форме сутр, притч, сказаний и т. д. (например, «нама-сутра» и др.).

9. О Нагарджуне. Ответ.Это видный представитель буддистской школы «Мадхьямика» (2 в н. эр.), философия которого проповедовала о нереальности понятийного мышления и об абсолютности интуитивного знания. Его философия способствовала зарождению идеалистических школ «Мадхьямика», «Виджнянавада», «Тантрического буддизма», «Дзэн-буддизма» и др.

10. Об Индуизме. Ответ. Это совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни Индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму. Индусом считается тот, кто имеет хотя бы одного родителя индийца, и не исповедует другой религии.

11. О вишнуитской и шиваитской системе индуизма. Ответ. Это наиболее почитаемые Индуизмом божества – троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (хранитель), и Шива (творец, хранитель и разрушитель).

12. Об онтологии и гносеологии индийской философии. Ответ.Уже в Ведах, наряду с гимнами в честь многочисленных богов встречается понятие единого мирового порядка – понятие Риты. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии), опирается на Риту, как закона о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Кроме того, в «Упанишадах» содержались идеи:

«О единстве целостной духовной субстанции, брахмана и индивидуальной души – атмана;

«О бессмертии души», которая переходит из одного рождения в др., согласно закону кармы.

Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. В онтологии использовались следующие понятия:

Рита – это первооснова мира, закон о космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;

Брахман – объективная высшая реальность, безличное Абсолютное начало бытия;

Атман – субъективное высшее духовное начало, высшее духовное начало человека;

Сансара – колесо перерождений;

Мокша – освобождение души от перерождений;

Карма – закон нравственного воздаяния;

Отличительной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Первые сведения об индийской логике можно почерпнуть уже в ранних буддийских источниках (3в. до н. э.), далее логика развивается в школе ньяи, а позднее – в трактатах буддийских логиков Дигнаги, Дхармакрити и др.

16. О предметной сфере Индийской философии. Ответ. НачинаясВедийского периода всем философским школам, была присуща специфическая практическая направленность.Философы стремились познать истинную природу Вселенной и смысл жизни человека. Душа философа была встревожена наличием зла. Главное внимание философских школ было направлено на отыскание средств полного уничтожения человеческих страданий. Незнание реальности считали главной причиной людской зависимости и человеческих страданий. Полагали, что освобождения от страданий без понимания природы и самого себя невозможно достичь. Цель философии – понять, как следует жить наилучшим способом.

17.Об основных характерных представлениях, присущихИндийской философии. Ответ. Первая черта, это вера в существование вечного миропорядка; потом шло представление о колоссальности мирового пространства и времени; многим философским школам была характерна мысль о ничтожности жизни на земле. Земля мала, земные блага ничтожны и жизнь просто зыбь на поверхности океана времени. И потому, не стоит быстротекущее принимать за вечное; важную роль в Индийской философии роль играла идея Кармы: существующее зло – это следствие поступков человека. Лучшее будущее возможно в результате самоусовершенствования в настоящем.

18. О «Настике» и «Астике». Ответ.В «Настику» («не ортодоксальный») относят «Джайнизм», «Буддизм», «Чарвако-Локояту» и другие материалистические и атеистические философские школы, которые не признавали многие положения «Вед». В «Астику» («ортодоксальный») отнесли «Мимансу», «Санкхья», «Йогу», «Ньяя», «Вайшешику», «Веданту».

19. Возможно, будут вопросы по содержанию некоторых философских школ «Астики» (ортодоксальный) и «Настики» (не ортодоксальный). Знание материалов темы будет достаточно, чтобы ответить на них.

20. Возможны следующие тестовые вопросы по содержанию ряда философских школ.

По буддизму:

а) О четырех благородных истинах. Ответ. Это стержневое понятие в учении буддизма о человеческом страданий, о его причинах и путях искоренения;

б) О дефиниции понятия «Буда». Ответ. Это понятие на санскритском означает «Просветление»;

в) О настоящем имени Буды. Ответ. Основателя учения буддизма звали Сиддхарта Гаутама;

г) Произведение, где был систематизирован буддизм. Ответ: «Типитака» («Три корзины учений»);

д) Об одной из главных истин учения буддизма. Ответ:«Жизнь – это страдание»;

е) О сути человеческой жизни. Ответ. Это «Страдание»;

ж) О цели «Восьмеричного Благого пути». Ответ: достижение «Нирваны»;

з) О цели познания. Ответ: освобождение от страданий;

к) О «Срединном пути». Ответ. Это главная идея учения буддизма;

и) О первой заповеди буддизма. Ответ: «Жизнь есть страдание»;

л) О двух главных направлениях в буддизме. Ответ. Это Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница);

м) Об отличии буддизма от других мировых религий. Ответ: отсутствие идеи «Бога-творца» и понятия «О бессмертии души»;

По другим школам:

а) Об основателе учения «Джайнизм». Ответ: Махавира Вардхамане;

б) О дефиниции слова «Джина». Ответ. Означает победитель;

в) О «Чарваке-Локояте». Ответ. Эта школа была представителем материалистического направления в философии;

г) О первоначалах мира в учении «Чарвака-Локоята». Ответ. Это были Земля, Вода, Огонь и Воздух;

21. О некоторых понятиях, используемых в учениях философских школ:

а) Медитация– вхождение в состояние созерцания;

б) Аскетизм – действие, направленное на самоограничение и воздержание в удовлетворении потребностей «умерщвлением плоти» и отказом от земных благ, в целях достижения морального или религиозного идеала;

в) Нирвана – в философии буддизма достижение всех конечных целей, освобождение от страданий;

22.О Махатме Ганди.Ответ. Его звали Махандас Карашчандом, 1869-1948 гг., был лидером Индийского национально-освободительного движения. Основное учение «Гандизм» - достижение независимости мирными ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких масс.

Наши рекомендации