Глава 3 структура научной теории
КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ЗНАНИЯ
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Общие теории – это своего рода 2метафоры», приспособленные для описания очень сложных ситуаций.
Но наука не представляет из себя стройной теории. Как правильно подчеркивает В.И. Вернадский: «Научное построение, как общее правило, реально существующее, не есть логически стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знания. Она полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий, подвижна чрезвычайно, как жизнь, сложна в своем содержании, [она] и есть динамическое неустойчивое равновесие…
Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Лишь часть её, правда все увеличивающаяся, непререкаема (логика, математика, научный аппарат фактов). науки, реально существующие, исторически проявляющиеся в истории человечества и в биосфере, всегда охвачены бесчисленными, часто для современников неотделимыми, чуждыми им и ими в историческом процессе перерабатываемыми, философскими, религиозными, социальными и техническими обобщениями и достижениями, переработка которых по существу является главным содержанием развития истории науки» (Вернадский Научная мысль как планетное явление. М. Наука, 191 с.47-48)
Далее, как правильно пишет В.В. Ильин: «Наука включает: теории, содержащие противоречия (теория множеств Кантора); недоказанные теоремы (Великая теорема Ферма); неразрешенные проблемы (проблема Гольдбаха, Картанова проблема); гипотетические объекты с неясным познавательным статусом (фридмены, партоны, тахионы, планкеоны); парадоксы (парадокс Гиббса, парадокс Эйнштейна-Подольского_Розена); противоречивые объекты («отрицательные вероятности»); неразрешимые положения (континуум-гипотеза)..»(Ильин В.В. Критерии научного знания. М.: «Высшая школа», 1989 с.94). наука вообще представляет из себя «иррациональное» предприятие, состоящее из конкурирующих теорий, полей «фальсификации базовых теорий.
В этом отношении примечательны аргументы П.Д. Юшкевича на утверждения Чернышевского.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА
Вспомнить Канта
Главной чертой теоретической схемы является то, что они являются априорными конструкциями и вводятся первоначально как гипотезы
Теоретическая схема состоит не только из понятий, она состоит из теоретических идеальных объектов, на базе которых формируется теоретический мир и которые формируются путем абстрагирования существенных для теории свойств реальных объектов. Как подчеркивает В.С. Степин: «.. в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории» (В.С. Степин Становление научной теории. Минск, 1976 с.30). Эту сеть объектов он называет фундаментальной теоретической схемой.
По Степину, в частности, содержательная «структура научных теорий определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность. В сети абстрактных объектов (конструктов) научной теории можно выделить особые подсистемы, построенные из небольшого набора базисных конструктов. В своих связях они образуют теоретические модели исследуемой реальности. Эти модели включаются в состав теории и образуют ее «внутренний скелет». Относительно них формулируются теоретические законы. Такого рода модели, составляющие ядро теории, можно назвать теоретическими схемами»(Теоретическое знание с.707)
В.С. Степин разделяет идеальные объекты на два типа: эмпирические и теоретические. По Степину: «Эмпирические объекты представляют собой абстракции, фиксирующие признаки реальных предметов опыта. Они являются определенными схематизациями фрагментов реального мира. Любой признак, «носителем» которого является эмпирический объект, может быть найден у соответствующих ему реальных предметов… Эмпирические объекты составляют смысл таких терминов эмпирического языка, как «Земля», «провод с током», «расстояние между Землей и Луной» и т.д.
Теоретические объекты, в отличие от эмпирических, являются идеализациями, «логическими реконструкциями действительности». Они могут быть наделены не только признаками, которым соответствуют свойства и отношения реальных объектов, но и признаками, которыми не обладает ни один такой объект. Теоретические объекты образуют смысл таких терминов, как «точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.д.» (Степин В. Теоретическое знание с.104)
Можно было бы применить здесь терминологию М. Вартофски- «модель» как идеальной конструкций репрезентирующей реальность в человеческом сознании.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
Ахутин: «Идеализированный объект, составляющий мысленную сторону реального предмета опыта, вместе с тем является предметной, наглядной стороной теоретического понятия. Мысленный эксперимент с идеализированным объектом в идеальных условиях, в которых мысленно продолжается эксперимент с чувственно-данным* предметом, есть поэтому также и предметное исследование теоретического понятия. Действуя мысленно с идеально твердыми телами, идеально гладкими поверхностями, идеально точечными зарядами, идеальными газами, в идеальной пустоте, экспериментатор опять-таки ищет единые, всеобщие определения этого мира идеализированных объектов: основные принципы, элементарные формы, фундаментальные законы» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в). Наука М: 1976с.16)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Надо всегда учитывать, что всякая теоретическая модель метафорична, что подчеркивает, в частности, В.В. Налимов. В.В. Налимов задает вопрос, что может быть научным в науке. И отвечает: «Мне представляется, что быть научным – это быть метафоричным: способным создавать плодотворные метафоры, возбуждающие воображение и тем самым расширяющие наше взаимодействие с миром. И действительно, с развитием науки увеличивается степень метафоричности её гипотез. Одновременно с этим естественно, растет и плюрализм с системе научных построений» (Налимов В.В. Требование к изменению образа науки \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия. №5. 1991. С.26)
«Сейчас намечаются четкие попытки отойти от панлогизма: релятивизм по отношению к теориям, право рассматривать их как метафоры; возможность приписать статус метафоры основополагающим представлениям – пространству, времени, числу, материи; вводится, * правда, пока еще робко, идея спонтанности как основного фундаментального начала мироздания» (Налимов В.В. Требование к изменению образа науки \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия. №5. 1991. С.27-28)
«Мы должны признать, что вместе с ростом науки растет и наше незнание – не вульгарное, невежественное, а рафинированное, научно раскрываемое. Научный релятивизм, находящий свое выражение в множестве равноправных, но несовместимых гипотез, непрестанно расширяет спектр нашего познания. Мы начинаем видеть Мир через множество разноликих образов, доступных нашему сознанию. Знание, основанное на расширяющемся незнании, - это совсем особое знание, оно внекатегориально, оно не опровергаемо, а только расширяемо» (Налимов В.В. Требование к изменению образа науки \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия. №5. 1991. С.30)
Интересна в этом отношении точка зрения доцента Орловского государственного пединститута С.Н. Коськова (р.1955), который утверждает: «Без метафор и метафорического словоупотребления естественно - научный язык теряет полисемантичность и в силу этого не способен выполнять познавательную функцию, а лишь ограниченно коммуникативную» (Коськов С.Н. Конвенции и метафоры в языке науки \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1991. №6. С.22)
Гусев С.С. : «Метафора – средство связи различных компонентов языка науки \\ Научные доклады высшей школы \\ ФН 1978. №2.
1. ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ
2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ
Как утверждал, к примеру, наш русский философ П. Блонский: «Математика есть наука, единственная наука, как единственен познающий человеческий рассудок, и все отдельные различные науки, суть математика, т.е. научно мыслящий рассудок, направленный на различный строны действительности. Между математикой и достигшими совершенства специальными науками нет разницы; всякая наука постольку наука, поскольку в ней есть математика» (Блонский П.П. Реформа науки. М.,1920 с.17)
3. ПРИЧИННОСТЬ
В частности вспоминается Г. Тард, который писал: «Научное знание так сильно чувствует необходимость опереться на сходства и повторения, что, если их нет под рукою, оно … в ожидании действительных, создаст воображаемые..» (Тард Г. Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества. Спб., 1906 с.40)
КАРТИНА МИРА
Концепция «картины мира» в 50-е годы стала ведущим направлением в культурологии, она была сформулирована Р. Редфилдом. Картина мира, по его мнению, это определенное видение мира, представления о месте человека в этом мире и способе устройства самого человеческого сообщества и форм его деятельности в мире. Р. Редфилд считает, что не существует общенациональной картины мира. В одной культуре заключено несколько традиций, которые имеют свою «картину мира». Есть «большая традиция школ и храмов», есть «малая» традиция деревенского общества, которые по-разному воспринимают мир.
Всякая картина мира является упрощением реальной действительности, но таким механизмом упрощения достигается вычленение существенных для данной культурной общности сторон действительности. Картина мира позволяет человеку ориентироваться в мире и выработать типы (образцы) своего поведения в нем. Картина мира в наше время ассоциируется с научной картиной мира, так как в европейской культуре Нового времени, наука обладает монополией на создание картины мира. Но такое положение дел не было свойственным для всех периодов истории культуры европейского общества, тем более для других типов культур.
Как правильно подчеркивает В.С. Степин: «Абстрактные объекты теоретических схем и конструкты картины мира - это разные типы идеальных объектов. Если относительно первых формулируются законы, то относительно вторых- принципы. Абстрактные объекты теоретических схем представляют собой идеализации, и их нетождественность действительности очевидна, тогда как конструкты картины мира, также будучи идеализациями*, онтологизируются, отождествляются с действительностью. Каждый физик понимает, что материальная точка- это идеализация, поскольку в природе нет тел, лишенных размеров. Но физики XVIII-XIX столетий, принимавшие механическую картину мира, полагали, что неделимый атом реально существует в природе и является ее первокирпичиком» (Степин В.С. Теоретическое знание с.221-222)
Мифологическая картина мира.
Как правильно подчеркивает наш талантливый ученый Топоров В.И. : «Мировое дерево стало синтетическим средством, описывающим в мифологической традиции мир. Так, оно символизирует пространственную структуру мира. Тройное членения по вертикали (верх-середина-низ,
(Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982 с.26)
Анализируется функция картины мира как социокультурного явления. В этом отношении рассматриваются картины мира в германской мифологии «Эдды»( «Прорицание вельвы»). Также рассматриваются и другие космогонические мифы
Анализируется функция картины мира как социокультурного явления. В этом отношении рассматриваются картины мира в германской мифологии «Эдды»(«Прорицание вельвы»). Также рассматриваются и другие космогонические мифы.
Становление первых научно-исследовательских программ.
Понятие научно-исследовательской программы дал И. Лакатош. Под научно-исследовательской программой он понимает:
Становление первых научно-исследовательских программ происходит в эпоху классической Греции. Как пишет В.Виндельбанд: «Начало научной жизни.. лежат в античной философии, определяют ее дальнейшее развитие. При относительно небольшом объеме познавательного материала – греческая философия с какою-то особенно величественной простотой создает опрделенные формы для его науной обработки, со смелой неустрашимостью мысли развивает она все необходимейшие основные положения миросозерцания. В этом и состоит типическое свойство античного мышления и высокопедадогическое значение его истрии» (Виндельбанд В. История древней философии. Киев.1995 с.17-18)
Эти программы – атомистическая, математическая и органицистская связаны с именами Демокрита, Платона и Аристотеля соответственно. Все эти программы стараются решить проблемы поставленные Парменидом о тождестве мышления и бытия, о возможности найти адекватное описание природных процессов посредством устойчивых семиотических структур мышления.
Принципы атомизма.
Традиции атомизма продолжил в XVII веке французский мыслитель Пьер Гассенди
Принципы пифагореизма
Принципы квалитативизма.
Наш выдающийся специалист в истории философии и науки П.П. Гайденко называет аристотелеву научно-исследовательскую программу континуалистской, хотя сама оговаривается, что это определение крайне условно. И это верно. Точнее назвать её квалитативисткой научно-исследовательской программой, которая делает упор на качество изучаемого мира и его строение. Аристотель относился скептично к стремлению Платона все описать посредством математических методов. Вот что он пишет: «Поскольку же важнейшие различия между телами суть различия в свойствах, действиях и способностях (а мы утверждаем, что у каждого естественного [тела] имеются действия, свойства и способности), то, прежде всего надлежит трактовать об этих [характеристиках тел], дабы, исследовав их, мы постигли специфическое отличие каждого элемента от остальных»( Аристотель Соч. т.3 363)
Как подчеркивает П.Гайденко: «Для Аристотеля научное мышление отнюдь не противостоит обычному здравому смыслу, аккумулировавшему весь человеческий опыт, а лишь проясняет и просветляет здравый смысл, подытоживает человеческий опыт и осмысляет его с помощью понятий» (Гайденко П.П. Становление первых начных программ, с367)
И далее, она пишет: «.. научная программа Аристотеля отнюдь не носит революционного характера по отношению к предшественникам; скорее здесь можно говорить о сочетании традиции и рационального ее осмысления, нежели о противопоставлении того и другого. В традиции Аристотель видит помощника науки, будь то традиционные представления прежних «физиков» или же накопленный опыт пастухов, рыбаков, ремесленников, будь то язык – основное хранилище традиции народа или даже мифологические представления о богах, с которыми воевали прежние ученые, такие, как Ксенофан или Анаксагор» (там же 368)
Христианская картина мира.
Патристика.
Формирование христианской картины мира шло первоначально в противопоставлении скептицизма академиков, которые подвегали сомнению чувственные восприятия.
Исидор Севильский(570-636).
Его наиболее известная работа «Этимологии», которая состояла из 20 книг, первые три были посвящены основам тривуиму и квадриума, остальные посвящены медицине, теологии, истории, механике, географии, военному искусству и др. Основная идея Исидора состояла в том, что через этимологию слова можно прийти к его изначпльному смыслу.
Механистическая картина мира.
Основополагающим «архетипом» механицизма является образ «часов» или «машины».
Как правильно подчеркивает В.С. Степин: «механистическая картина мира сформулировала видение природы как своеобразной простой машины, взаимодействие частей которой подчинено жесткой детерминации (лапласовского типа)» (Степин В.С. Структура и эволюция теоретических знаний\\ природа научного знания. Минск 1979 с.199)
Идея «машины мира» (machina mundi). Эта идея имеет истоком в практике античного театрального искусства, а уже в XIV- XV веках получила распространение. Эти образы уже использует Эразм Роттердамский в своей работе.
Вот что пишет П. Гайденко:
«Понимание мира как машины, как machina mundi отличает естествознание нового времени не только от античной и ранней средневековой науки (свое начало это понимание берет в позднем средневековье, особенно XIV в.). здесь проходит также граница, отделяющая классическую механику от натурфилософии XIV-XVI в., рассматривающей понятие «природа» и «жизнь» как тождественные» (П. Гайденко Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., «Наука». 1987. с.15)
Прекрасный анализ становления механистической картины мира в свое время провел крайне талантливый, по моему мнению, русский философ (эмигрировал из России после революции) Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) в своей работе «Проблема социальной физики в XVII столетии» (1910). Он пишет следующее: «.. дух геометрии проник во все области научного познания: не только физический, но и психический и даже моральный мир рассматривался геометрически. Дух этот проник даже в искусство XVII века; в нем господствуют симметрия, строгие, холодный линии. Красота природы понималась лишь постольку, поскольку она укладывалась в геометрические образы»(Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Варшава, 1910 Т.1 с.335)
Как правильно пишет П.П.Гайденко: «.. первые шаги на пути к механистическому объяснению мира были сделаны в эпоху поздней схоластики. В средние века, таким образом, подготавливается целый ряд предпосылок науки нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой природы, телеологический принцип и ограничиться действующими причинами»( 487)
Э.Блох: «Доведенное до предела такое вычеркивание субъекта.. давало совершенно мертвую картину мира. Объектный мир состоял только из механического движения вещества, бесконечно большого и вместе с тем настолько крохотного, что в нем нет места даже для одной головы человека»( Тюбинг.79)
Декарт.
Как правильно подчеркивает Карл Манхейм: «Механистическая модель мышления представляет собой прежде всего своего рода первичное приближение к объектам вообще. Целью этой модели является не адекватное понимание качественных особенностей и неповторимых констелляций, но установление наиболее явных закономерностей и приципов упорядочения, связывающих формализованные элементы в их наиболее простой форме» (Манхейм К. «Диагноз нашего времени». М.,1994 с.94)
Как пишет Гайденко: «Отождествляя материю и протяжение и изгоняя из нее все, что связано с понятием силы и жизни, поскольку эти понятия связаны с традиционными представлениями о форме и душе, Декарт тем самым дает механистическое понимание природы» Своими слов Декарт сближает математическое и физическое, в этом состоит смысл отождествления материи с протяжением.
«Материя стала субстанцией – в этом состоял революционный переворот, происшедший, в XVII в. и послуживший теоретической предпосылкой для нового понятия науки»(Гайденко П. Эв.пон кн2 с. 162)
Важную роль в становлении механистической картины мира сыграла критика аристотелевской научной программы. Особенно важна переоценка статуса механики в системе наук. Физика согласно античным представлениям рассматривала «природу» вещей, их свойства и движения. Механика же – это искусство, посредством которого создаются инструменты для производства искусственных вещей.
В основу механистической картины мира положен «образ-архетип» механических часов. И это не случайно. Стиль жизни городской культуры не определен циклами севооборота как в крестьянских обществах, он «временится» на основании линейного времени. Потому образ мира в виде хорошо сконструированных механических часов, движение зубцов которых четко детерминирует поведение каждой части Вселенной как нельзя более отвечал менталитету городского буржуа-ремесленника.
Принцип этого детерминизма как нельзя лучше выразил Лаплас:
Такой образ мира и такой тип ментальности до такой степени был популярен в ментальности буржуа-ремесленника XVII века, что «геометрический» метод изложения для Спинозы оказался единственно приемлемым для его философской системы, что сейчас кажется крайне неудобным и неадекватным тому содержанию, которое было заложено в его философеме.
Интересна по этому поводу мысль И.И. Антоновича: «Идеологическая парадигма покорения мира, подчинения его человеческой потребности содержит в себе и элемент маскировки человеческой слабости, его терзаний совести, сомнений и нерешительности. Сильные идеологии всегда слабы духовно. Они прибегают к упрощенным объяснениям объяснениям сложнейших общественно-исторических явлений и всегда используют эти объяснения для получения узкоограниченного практического результата»(Антонович И.И. Социодинамика идеологии. Минск,1995 с7)
Научная программа Декарта была влиятельной во второй половине XVII в. до появления ньютоновской программы, которая впоследствии вытеснила картезианскую. В рамках картезианской программы мыслил ученик Декарта П.С. Регий (1632-1707), который сводил все явления к механическим перемещениям.
Пифагорейцы. Платон «Тимей». Галилей, Ньютон. Кризис механистической картины мира, становление энергетизма, затем неклассической физики.
Как подчеркивает М. Хайдеггер: «Основной процесс Нового времени – покорение мира как картины мира. Слово «картины» означает теперь: конструкт опредмечивающего представления. Человек борется здесь за позицию такого сущего, которое всему сущему предписывает меру и предписывает норму» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993, с.52)
Лейбниц также не отходит от этой парадигмы. Вот что он пишет: «Всякое органическое тело живого существа есть своего рода божественная машина, или естественный автомат, который бесконечно превосходит все автоматы искусственные» (Лейбниц Г.В. Избранные философские произведения. М.,1890 с.355)
Вот что пишет Б.Г. Кузнецов в своей работе «Пути физической мысли» М.,»Наука» 1968: «исходной идеей научной картины мира, нарисованной в течение XVII-XVIII вв., была идея однородности пространства. При движении в пространстве частица сохраняет свою скорость, если с ней не взаимодействуют другие частицы. Само по себе пространство не может действовать на движущуюся частицу, в пространстве нет выделенных точек. Если частица, благодаря взаимодействию с другими частицами, получила некоторый импульс (т.е. подверглась в течение некоторого времени действию силы) и приобрела известную скорость, то скорость и соответственно импульс (импульс равен произведению скорости на массу частицы) сохраняется, пока частица вновь не окажется в силовом поле. Пространство не меняет импульса, и лишь взаимодействия тел могут что-либо изменить в состоянии Вселенной - ускорить или замедлить движение образующих ее частиц….
Великой идеей, усложнившей и дополнившей указанную концепцию, была идея однородности времени. Однородность времени выражается в неизменности не импульса, а другой физической величины – энергии, которая пропорциональна уже не скорости, а квадрату скорости. Наиболее важная особенность энергии состоит в том, что она сохраняется, когда движущееся тело останавливается, т.е. при переходе к нулевой скорости тела» (с.207)
На идеи механицизма, конкретно в ньютонианском варианте, опирался А. Сен-Симон, который хотел распространить принципы закона тяготения на социальную жизнь.
Влияние механицизма оставило значительный след в западноевропейской ментальности, и продолжает оказывать и сейчас. Идеи механицизма оказали влияние на творцов американской конституции, которые при ее разработке имели образом государственную машины, все звенья которой должны работать с точностью часового механизма.
Лаплас
Атомистическая программа.
На принципе «дополнительности» механистическое мировоззрение не могло без идей атомизма получить обоснование. Сам Декарт , при критическом отношении к атомизму С идеями атомизма выступил Пьер Гассенди.. Физике Аристотеля и Декарта он противопоставил атомистическое учение Эпикура.
В природе нет ничего неделимого – вот убеждение Декарта. Но, не признавая атомизма, тем не менее, Декарт допускал существование корпускул различной формы, которые двигаются с различной скоростью. Именно этими различиями в форме и скорости Декарт объяснял наличие газообразного, жидкого и твердого состояния тел.
Гюйгенс Х.
Бойль Роберт(1627-1691)
Бойль был одним из первых, который попытался создать химию, на принципах механицизма.
Электродинамическая картина мира
Начало становления электродинамической картины мира связано во многом с влиянием натурфилософских идей Шеллинга. Они послужили первоначальной отправной точкой для электродинамической картины мира. Х. К. Эрстед (1777-1851) – первооткрыватель явления электромагнетизма находился под сильным влиянием идей Шеллинга. Открытие электромагнетизма имело широкий резонанс.
Истинным создателем электродинамики является А.М. Ампер(1775-1836)
Максвелл подошел к теории электромагнитного поля используя аналогии гидродинамической модели. Что типично для функционирования традиции. Принятые традиционные модели используются для интерпретации новых фактов. В данном случае силовые линии интерпретировались как трубки….???
Принцип сохранения энергии был основой научной картины мира XIX века. Вместо динамической картины мира, основанной на идее импульса, теперь центральным становится энергия, которая пропорциональна не скорости, а квадрату скорости.
Квантово-механическая картина мира
Органистическая картина мира.
Органические аналогии при построении картины мира типичны для всей истории культуры, они существовали во всех мифологических космогонических картинах мира.
Понимание несводимости даже физических явлений к механическим содержится уже в учении об энергии. Большинство физических явлений имеют необратимый характер в отличие от сугубо механических. Это констатируется в известном втором начале термодинамики.
Как подчеркивает А. Бергсон в своей работе «Творческая эволюция»: «Древние.. не задавались вопросом, почему природа подчиняется законам; их интересовало, почему она упорядочивается по родам. Идея рода соответствует объективной реальности, главным образом, в области жизни, где она выражает собою неоспоримый факт наследственности»(Т.Э.с228)
Становление органицистской программы можно связать с Лейбницем, хотя основы этого заложены Аристотелем. На формирование его философских взглядов сыграли исследования в биологии того времени, и особо большую роль исследование учеными посредством микроскопа мельчайших животных. Положил начало этим исследованиям Марчело Мальпики, но наиболее известен своими открытиями Антони Левенгук, который положил начало исследованию простейших: инфузорий и бактерий, который обнаружил красные тельца в крови, исследовал нервы, изучал анатомию глаза, ему принадлежит в 1677 году открытие сперматозоидов. Лейбниц открыто проводит аналогию своих монад с сперматозоидами
Лейбниц еще находится под влиянием механицизма, и по отношению к животному часто употребляет название «естественная машина». Но понимает эту «машину» уже по-другому. Как правильно пишет П.П. Гайденко: «..Декарт хочет вывести живое из неживого, объяснить организм, исходя из законов механики; напротив Лейбниц – если говорить о его метафизике – стремится объяснить даже неживое, исходя из живого, и видит в механизме, так сказать, внешнюю форму проявления организма» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) М.,1987. С.355)
Симптомы зарождения органицизма также даны и в традициях французской философии у Дидро и Робине. В британской же философии эти моменты можно заметить у Толанда
Приложил к этому органическому пониманию и Георг Эрнст Шталь (1660-1734), автор известной флогистонной теории. Г.Э. Шталь в своей основной работе «Theoria medica vera» выступал против картезианцев, за то, что они считали человека как машину. Такие же моменты можно заметить у немецких «натурфилософов» – Гете, Окена, Шеллинга
Дальнейшее развитие связывается с направлением «витализма». Одним из выдающихся представителй «витализма» являлись Г. Дриш. Дриш считал, что основа всех явлений – «энтелехия». Вот что он пишет: «Жизнь при помощи понятия «энтелехия», также точно «понимаема», как неорганическая природа при помощи понятий «энергия», «сила», «масса» и т.д. Другого вида «объяснения» вообще не существует» (Дриш Г. Витализм. Его история и система. М.,1915. С.272)
Эволюционистская картина мира.
Эволюционизм – это основной «архетип» менталитетета, который стал довлеющим в европейской культуре (не только научной ее сфере) с втрой половине XIX века.
Принципы эволюционизма были заложены уже в констатации необратимости физических процессов, которые были высказаны Сади Карно и получили воплощение во втором начале термодинамики, который содержит утверждение о том, что Вселенная идет по пути к рассеяния энергии. В связи с этим В. Томпсон выдвинул в 1852 году положение о «тепловой смерти» Вселенной. Но, этот принцип, с одной стороны, задает вектор не эволюции, а, вернее диссолюции.
В качестве же фундаментального принцип эволюционизма получил разработку в сфере биологии со времен Ч. Дарвина. Но с этих времен он так и не получил распространения в качестве общенаучного принципа. Этот принцип эволюционизма несовместим с вторым началом термодинамики. Если биологи
Как известно, сама Вселенная может быть представлена как эволюционирующая, которая возникла примерно 20 млрд. лет тому назд из сингулярной точки. К этой картине «расширяющейся Вселенной» вполне применимы принципы эволюционизма.
Лайель, Лаплас, Дарвин.
Английский ученый и философ Джулиан Хаксли (1887-1975) – эволюция как религия. Он считал
Тейяр де Шарден
Синергетическая картина мира.
К сожалению недостаточно еще оцененный и неизвестный ученый М. Шаль в своей работе «Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов» (т1-2, М.,1883) отмечал, что абсолютное единство не составляет не только принципа культуры, но и всей природы, а многочисленные «дуализмы» нами замечаемые склоняют к мысли, что истинный принцип всего существующего заключается в этой двойственности.
«Классическая физика рассматривала фундаментальные процессы как детерминированные и обратимые. Процессы, связанные со случайностью или необратимостью, считались досадными исключениями из общего правила. Ныне мы видим, сколь важную роль играют повсюду необратимые процессы и флуктуации»(Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986 с.35)
И далее: «Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность рассматриваются не как искажение, а как общее правило» ( там же с.48)
«принцип Карно является .. формулировкой не сохранения, а изменения. Он утверждает не тождество, хотя бы внешнее, а разнообразие. Этот принцип устанавливает, что раз дано некоторое состояние, то оно должно измениться в известном направлении. Это принцип становления..» (с.280)
Волюнтаристски и механически ориентированная система видения мира будет устранена по Шелеру «…посредством новой синтетической концепции мира и знания, которая преодолевает противоположность механической и телеологической односторонностей с помощью объемлющих их основных форм закономерностей, которые не являются ни механическими, ни телеологическими; посредством концепции, которая находит свой коррелят также и социологически – в новой существенной форме человеческого общения, в которой должно начаться преодоление – с обеих сторон – как жизненной общности, так и общества: в солидарных персональных группах, состоящих из незаменимых личных индивидуальностей» (М.Sheler Die Wissenshaft und die Gesellshaft. Bern,1960. S.122
Илья Пригожин в своей концепции нелинейной динамики и теории самоорганизации ссылается на Бергсона как своего предшественника.
«Реальная длительность въедается в вещи и оставляет на них отпечаток своих зубов. Если все существует во времени, то все внутренне изменяется и одна и та же конкретная реальность не повторяется. Повторение допустимо, следовательно только в абстрактном; повторяется лишь тот или иной аспект реальности, выделяемый нашими чувствами, в особенности же нашим интеллектом, и повторяется он именно потому, что наше действие, на которое направлено любое усилие нашего интеллекта, может совершаться только среди повторений. Так интеллект, сосредоточенный на том, что повторяется, занятый лишь тем, чтобы сплавить подобное с подобным, - отворачивается от видения времени. Он противится текучести: все, к чему он прикоснется, затвердевает» (Бергсон А. Творческая эволюция. М.,1998. с.77)
Принципы саморганизации нашли отражение в концепции Э. Янча
Добронравова
Э. Гуссерль писал в своих «Картезианских размышлениях»: «науки как факты культуры и науки в истинном и подлинном смысле – не одно и то же, и первые, кроме своей фактичности, заключают в себе еще некое притязание, которое как раз в голой фактичности не удостоверяется как уже исполненное. Именно в этом притязании заключена (liegt) наука как идея – идея подлинной науки» (Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления… Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 с.333-334)