Библиографический список. 1. Платон. Государство // Соч

1. Платон. Государство // Соч. : в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.

2. Уемова, А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

3. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.

5. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

6. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

7. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.

Тема 5. Философские теории развития

Лекция 7.Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимо­сти. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.

Семинар 7

Прогресс и регресс. Законы диалектики и их философский смысл и роль в по­знании и преобразовании мира. Синергетика - теория самоорганизации систем.

Темы фиксированных выступлений

1. Приведите пример реализации закона единства и борьбы противоположностей.

2. Приведите пример реализации закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

3. Приведите пример реализации закона отрицания.

4. Чем прогресс отличается от регресса?

Темы для докладов

1. Синергетическая концепция развития.

2. Понятие самоорганизации.

Библиографический список.

1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С.15–23.

2. Асмус, В. Д. Античная философия / В. Д. Асмус. – М.: Высш. шк., 1976. – С.145–148.

3. Введение в философию / под ред. Фролова. – М.; Политиздат, 1989.

4. Галимов, Б. С. Пр инцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981.

5. Диалектика материального мира. – М.: Политиздат, 1985.

6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход/ С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001.

7. Пригожин, И. Порядок из Хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Наука, 1986.

8. Ситковский, Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975

9. Философские проблемы научного познания и творчества. – СПб.: СПГУТД, 1996.

Тема 6. Сознание как философская проблема

Лекция 8.Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуа-лизированное и объективированное (внеиидивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъ­ективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессозна­тельного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функ­ции сознания.

Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалекти­ка индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.

Семинар 8

Основные моменты в истории развития проблемы сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. Общественное сознание, его основные формы.

Текст для обсуждения

1. Фрейд З. Я и Оно. Фрейд З. Я и Оно//Избранные произведения. – М.: Наука, 2003. – С. 78-82.

Тема для доклада

1. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. по статье М. К. Мамардашвили. «Анализ сознания в работах Маркса» (Вопросы философии.– №6, 1968. – С. 14–25).

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.

2. Бахгин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахгин //Философия и социология науки и техники: Еже­годник 1984–1985. – М.: Наука, 1986.

3. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища Школа, 1978.

4. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М. Наука, 1995.

5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

6. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус. культуры, 1999.

7. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. – М: Прогресс, 1968.

8. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М: Прогресс, 1986.

9. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.

10. Общественное сознание и его формы. – М: Прогресс, 1986.

11. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в фи­лософии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново.: Б.и., 1994.

12. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: Монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975.

13. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983.

14. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989.

Тема 7. Познание как предмет философского анализа

Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.

Семинар 9.

Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.

Текст для обсуждения

Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16

Тема доклада

1. Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, конвенциональная и пр.).

Наши рекомендации