Основные идеи даосизма
· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями.
· Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы.
· Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»).
· Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении зконов даосизма, слияния с «Дао» - первоначалом.
· Необходимо во всем уступать друг другу.
· В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит единство. Борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение Ян и Инь.
· Не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа (образа – понятия человека).
· Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия.
· Не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти: человек – его дух – остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми, нуждаясь в питании, заботе. Он сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан – в зависимости от поведения его потомков.
· Выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце.
· Воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества.
· Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить ее продолжительность.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.
Лао-Цзы (579 - 499 г. до н.э.)
Основные идеи конфуцианства
Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества.
Основные вопросы, решаемые конфуцианством
· Как необходимо управлять людьми, обществом?
· Как вести себя в обществе?
· В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.
· Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основополагающие принципы учения
· Жить в обществе и для общества.
· Уступать друг другу.
· Слушаться старших по возрасту и по званию.
· Подчиняться императору.
· Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей.
· Быть человечным.
Важное место в конфуцианстве занимает проблема отношения «верхов» и «низов», руководителей и подчиненных
Качества, которыми должен обладать руководитель (начальник)
· Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам.
· Управлять на основе добродетели.
· Обладать необходимыми знаниями.
· Верно служить стране, быть патриотом.
· Обладать большими амбициями, ставить высокие цели.
· Быть благородным.
· Делать только добро государству и окружающим.
· Предпочитать убеждение и личный пример принуждению.
· Заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь подчиненный должен
· Быть лояльным по отношению к руководителю.
· Проявлять старание в работе.
· Постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Афоризмы КОНФУЦИЯ
· Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
· Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.
· Благородный муж думает о морали, долге и о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.
· Благородный муж знает о своём превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
· Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда участвует в стрельбе из лука.
· Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделённый отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделённый отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
· Благородный муж прям и твёрд, но не упрям.
· Благородный муж, впадая в нужду, стойко её переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается.
· Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека - ветер; мораль низкого человека - трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.
· Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем, что такое жизнь.
· Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно.
· Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.
· Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба
· Когда видишь мудрого человека подумай о том, чтобы уподобиться
· ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвеь свои собственные поступки.
· Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно
· Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
· В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать - я обрел самостоятельность. В 40 - я освободился от сомнений. В 50 - познал волю неба. В 60 - научился отличать правду от неправды. В 70 - стал следовать желаниям своего сердца.
· Народ можно принудить к послушанию но его нельзя принудить к знанию
- Когда глупец на свое несчастье овладеет знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову.
Когда народ глуп, им легко управлять.
Шан Ян (390 - 338 г. до н.э.)